Триллер 2003 года «Воспоминания об убийстве» стал визитной карточкой южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо в мире кино. Он предшествовал «Хозяину», фильму о монстрах, который привлек международное внимание, и двум его более популярным фильмам «Снежный вихрь» и «Окья». А еще позднее режиссер выпустит картину «Паразиты», которым окончательно снимет все сомнение касательно его режиссерского таланта.
«Воспоминания об убийстве», основанные на реальном деле о серийном убийце на родине режиссера, вписываются в полицейскую процедурную «моду», поразившую 2000-е годы. Поверхностное сходство с американскими сериалами, такими как «Закон и порядок» и C.S.I., все мимо. «Воспоминания об убийстве» примечательны своими уникальными качествами: несовершенными детективами, расследованиями, проводимыми без использования новейших технологий, и отсутствием развязки.
Реальное дело, получившее название «Серийные убийства в Хвасоне», остаются нераскрытыми до сих пор, и режиссёр не отступает от этого, ради аккуратного финала в стиле «хэппи энда». Хотя голливудская постановка могла бы допустить некоторые странности фильма, включая смену тона и несовершенных главных героев, финальный вывод (или его отсутствие) был бы проблематичным для кино. Однако, по иронии судьбы, это помогает «Воспоминаниям об убийстве» выделиться.
Действие фильма начинается в 1986 году с обнаружения тела в поле. Молодая жертва была изнасилована и убита. Два местных детектива, которым поручено это дело, Пак Ду Ман (Сон Кан Хо) и его вспыльчивый напарник Чо Ен Ку (Ким Рой Ха), ошеломлены серьезностью преступлений и не знают, как действовать дальше. Тем более что это далеко не первая жертва.
Судебно-медицинская экспертиза ничего не дала, и пара полицейских собирает подозреваемых, используя благовидные и ненадежные методы. Когда признаний не добиваются, они прибегают к насилию и пыткам. Умственно-отсталый мальчик со шрамами оказывается на вершине их списка вероятных убийц (он признается, что был влюблен в одну из погибших девушек), но, когда он заявляет о своей невиновности, они начинают кампанию террора (включая то, что заставляют его вырыть себе могилу), чтобы запугать его и заставить признаться. Не имеет значения, сделал он это или нет – просто дело «раскрыто». Как было доказано, когда совершаются ужасные преступления, необходимость обвинить кого-то (кого угодно) становится первостепенной заботой. Режиссер использует неразгаданность серийных убийств в Хвасоне как возможность исследовать эту психологическую одержимость. Каждый шаг детективов отслеживается средствами массовой информации, и новостным репортажам нет конца.
В сюжет входит Со Тхэ Юн (Ким Сан Ген), молодой и амбициозный детектив из Сеула, нанятый местной полицией. Он привносит в расследование свежий, основанный на логике взгляд, и, хотя Пак изначально относился к нему со смесью презрения и скептицизма, подход Со начинает впечатлять детективов. Но даже по мере того, как количество трупов растет и полиция учится предсказывать, когда произойдет очередное убийство, круг подозреваемых иссякает, и наступает разочарование. По мере того, как дело затягивается, Со становится все более расстроенным, даже когда Пак узнает ценность самоанализа. Хотя эти двое не полностью меняются личностями, убийства по-разному меняют каждого из них.
Тон фильма, как и личности его главных героев, меняется. Вначале неуклюжесть детективов представлена с оттенками черного юмора. Их некомпетентность, особенно если смотреть на нее глазами Со, аутсайдера, возмутительна и хамовата. Однако постепенно режиссер уводит фильм в более мрачные, трагические воды. В конце концов, не все жертвы безлики, и есть, по крайней мере, одна сцена (показанная с точки зрения убийцы, когда он выбирает, на какую из двух женщин напасть), когда напряжение возрастает до уровня чистого триллера. Режиссерская проницательность очевидна в плавном, безошибочном управлении фильмом с помощью тональных сдвигов.
Большинство сцен существуют для того, чтобы проиллюстрировать чудеса современных технологий в раскрытии преступлений. Будь то снятие отпечатков пальцев, анализ крови или ДНК, методы, доступные следователям, постоянно развиваются. Однако в "Воспоминаниях об убийстве" нам предоставляется возможность участвовать в разбирательстве, когда эти методы недоступны или не используются. Возникает чувство разочарования из-за того, что убийца так и не пойман. Зрители видят это с самого начала. Только в конце повествования персонажи осознают упущенные возможности.
Одним из аспектов воспоминаний об убийстве, который может быть утерян для международной аудитории, является специфический политический фон, на котором разворачиваются события фильма. Изображения гражданских беспорядков ежедневно демонстрируются по телевидению (они связаны с Демократическим восстанием в Южной Корее в июне 1986 года, в ходе которого протесты вынудили провести новые выборы и демократические реформы). Учения по гражданской обороне, в ходе которых выключается свет и ведется поиск укрытия, регулярно отрабатываются на случай нападения Северной Кореи. Режиссер использует одно из таких учений в качестве декорации для убийства – когда гаснет свет, убийца наносит удар, а рядом нет никого, кто мог бы спасти жертву.
В роли детектива Сон Кан Хо демонстрирует впечатляюще многослойное исполнение. Наши первоначальные впечатления об этом персонаже неважные – он кажется ленивым и немного глуповатым. Однако постепенно мы начинаем понимать его. Актер превращает его в полноценную личность, и его действия в конце фильма – настолько отличные от того, что мы могли ожидать в начале – кажутся правильными, учитывая, как эволюционировал персонаж. Эпилог посвящен Паку и, хотя и не раскрывает преступлений, создает ироничное ощущение завершенности.
Фильм Пон Чжун Хо «Воспоминания об убийстве» - наименее популярный за пределами Южной Кореи. И, хотя он не такой совершенный, в нем видны семена, которые прорастут с возрастом и опытом. Парадоксально, но, несмотря на то, что «Воспоминания об убийстве» не предлагает классической концовки, он во многих отношениях приносит больше удовлетворения из-за сложности персонажей и правдоподобности того, как все развивается. Отклоняясь от привычных формул в рамках часто предсказуемого жанра, фильм зарекомендовал себя как стоящий того, чтобы потратить на него время и насладиться качественным фильмом.