Найти тему

О грустном, с проблеском надежды

За плечами почти 20 тысяч опрошенных в 8 регионах РФ.

И вот срез по одному из городов: 90,4% населения города думают о переезде, более чем каждый третий не видит здесь никаких перспектив, 67% указали, что основная проблема – это найти работу. И еще: более 68% представителей опрошенного бизнеса здесь недовольны условиями ведения дел. Что же здесь произошло? Банально – город потерял градообразующее предприятие и не нашел нового (помните, как у примадонны: «ты покинул берег свой родной, а к другому так и не пристал»?). В итоге население за 60 лет сократилось в 4,5 раза, в том числе за последние 10 лет – в 1,5 раза. Со всеми вытекающими в виде необходимости содержать никем не востребованную коммунальную, дорожную и социальную инфраструктуру, в виде непреходящего депрессивного состояния и безразличия жителей…

И в этих условиях надо предлагать какие-то решения по реанимации территории, привлечению инвестиций (кто бы снимал эту задачу?), устойчивому социально-экономическому развитию…

С этой ситуацией мы столкнулись в начале 2021 года в одном из городов УрФО. И, как показала дальнейшая практика, это конечно достаточно жесткий случай, но не уникальный.

Возможен ли поиск решений в таких «особых» случаях. Вот факты:

- Было найдено 56 новых бизнес-идей, 30 из которых выдержало экспертную проверку на актуальность, устойчивость и обеспеченность ресурсами; в том числе ряд идей предполагает запуск принципиально новых направлений бизнеса для территории;

- Найдено 3 идеи по развитию действующего бизнеса в направлениях легкой и мебельной промышленности, металлообработки;

- Выработано 36 прикладных конкретных действий для различных функциональных подразделений Администрации города, которые направлены на ускорение и поддержку реализации бизнес-идей;

- Предложено 90 мероприятий по улучшению инвестиционного климата, не связанных с дополнительными расходами бюджетов региона и города.

Важно учитывать одно: значительная доля решений в таких депрессивных ситуациях должна быть направлена на консолидацию населения города, объединение усилий (и финансовых ресурсов) бизнеса, администрации и активных горожан, создание и поддержание Идеи развития территории. Аспект идейной подготовки и консолидации населения крайне важен: даже в относительно благополучных муниципалитетах один из самых популярных ответов на вопрос «Что вы больше всего цените в своем городе / районе?» - «Ничего»! То есть люди живут просто по привычке, их ничего не связывает с этим местом – и будет завтра выгодно уехать, легко уедут (что и делают наиболее востребованные и мобильные специалисты).

Поиск практических ответов и работающих инструментов применительно к конкретной территории, пожалуй, один из главных вызовов для большинства муниципалитетов нашей страны. И ответ на эти вопрос по своей сути сводится к тому в принципе, быть муниципалитету или не быть в обозримой перспективе.

С уважением, Антон Язовских