Найти тему

Классификация рисунка.

Поняла, что прежде чем продолжить рассказывать о рисунке, надо уточнить, каким бывает рисунок, то есть произвести простейшую классификацию. Так читателям будет понятнее, о чём я говорю и к чему веду.

Возьмём два критерия – по задачам и по времени выполнения.

Таким образом, рисунок может быть:

  • академическим (с академическими задачами - передачей пропорций, правильно построенной перспективой, с учётом знания анатомии и пр.);
  • творческим ( с задачами исключительно на выразительность, создание образа, с возможным упущением, например, знаний анатомиии).

Посмотрим примеры (слева - академический рисунок, справа - творческий, причём это работы одного автора, П.Павлова):

Рисунок может быть длительным и краткосрочным (набросок, зарисовка).

Примеры (слева - длительный, справа - зарисовка):

Оба рисунка - художник А.Комаров.
Оба рисунка - художник А.Комаров.

И, конечно, нужно различать рисунок художественный и технический. Ведь рисуют не только художники, но и архитекторы, дизайнеры, художники по рекламе и пр.
Сравним: слева рисунок художественный, справа - технический:

-3

Слева - слон Анатолия Зверева, а справа картинка из интернета.

То, о чём я рассказывала в первых двух статьях о рисунке – было о рисунке художественном академическом, и большей частью длительном. Я описываю процесс обучения, то есть изучения натуры, умения видеть форму в пространстве, анализировать её и передавать её на плоскости, развития глазомера и т.п.

Посмотрите на великолепного весёлого слона художника-авангардиста 20 века А.Зверева - это творческий рисунок, здесь никаких поисковых прямых линий или линий построения не требуется, мы видим просто полёт карандаша и индивидуальное видение художником реальности, которые вылились в плавные линии. Здесь художник УЖЕ УМЕЕТ видеть и понимать объём, схватывает большую форму и её составляющие, улавливает направления, и в результате выдаёт увиденное, допустим, одним движением руки.

Не могу удержаться и не упомянуть о рисунке современных зарубежных школ, выдающих рекомендации и иллюстрации сомнительного качества. Иногда, чтобы отличить художественный рисунок от подобного"псевдохудожественного" рисунка, где делается упор на фотографичность, да и работа ведётся по фотографии, нужен опыт, "насмотренность". Например - слева видим рисунок учащегося Академии художеств, а справа - картинка из интернета, призывающая научиться рисовать по фото:

Слева - рисунок академии художеств, справа - "нечто" из интернета.
Слева - рисунок академии художеств, справа - "нечто" из интернета.

Слева - это про искусство, а справа - нет. Но так можно рисовать рекламу, комиксы и прочее, то есть это просто не высокохудожественный уровень, а тот же технический рисунок.

Посмотрим ещё рисунки. Вот, например, студенты, обучающиеся на дизейнеров авто, рисуют так:

-5

Это рисунок технический. И те же студенты-дизайнеры во время обучения проходят по программе обнажённую натуру, и рисуют её так:

-6

Человек здесь немного деревянный, мышцы и выходы костей изображены правильно, но схематично. Но для дизайнеров этого достаточно, им и нужна схематичность. А вот другой рисунок, из фондов Академии художеств:

-7

Человек на этом рисунке живой, настоящий. О таком рисунке я и рассказываю.

Ещё образец учебного академического художественного рисунка, один из моих любимых:

Из учебника "Рисунок Академии художеств".
Из учебника "Рисунок Академии художеств".

(На этом рисунке можно ещё в нижней части лица разглядеть остатки прямых линий построения).

Первые две статьи о рисунке, о которых упоминаю в тексте, здесь:

P.S. Для новых читателей: основная тема канала - теория и практика изо искусства. Художник и педагог со стажем, онлайн-репетитор, поделюсь профессиональными секретами живописи и рисунка.😊