Найти тему

Sony PlayStation

Оглавление

PlayStation, также известная как PS или PS1, представляет собой игровую консоль пятого поколения, созданную компанией Sony Computer Entertainment под управлением Кэна Кутараги. Официальный релиз этой системы состоялся 3 декабря 1994 года в Японии, затем она появилась в продаже в США 9 сентября 1995 года, а чуть позже, 29 сентября 1995 года, и в Европе. Эта консоль стала первым представителем линейки PlayStation.

Sony PlayStation I
Sony PlayStation I

В 2000 году была выпущена обновленная версия данной консоли под названием PSone, которая заметно отличалась от оригинала своим компактным размером. PlayStation завоевала огромную популярность, что позволило компании Sony утвердиться в игровой индустрии, где прежде главными игроками рынка были Nintendo и Sega.

Концепция проекта PlayStation берет свое начало в 1988 году, когда Nintendo заключила соглашение с Sony о создании дополнительного CD-привода для своей консоли SNES. Еще раньше отношения между Sony и Nintendo начали развиваться, когда инженер Sony Кен Кутараги заинтересовался миром видеоигр, наблюдая, как его дочь играет на приставке Nintendo Famicom. Он получил контракт от Nintendo на создание аудиосистемы для их новой консоли Super Nintendo Entertainment System.

Втайне от своего руководства Кутараги разработал специальный чип, получивший название Sony SPC700. Так как Sony тогда еще не проявляла интереса к рынку видеоигр, многие руководители компании не поддержали этот проект. Однако Кутараги нашел союзника в лице Норио Ога, одного из исполнительных директоров Sony, который поддержал инициативу. Успешность разработки вдохновила Nintendo заключить партнерское соглашение с Sony для создания как дополнения к Super NES в виде дисковода, так и отдельной консоли, способной воспроизводить как картриджи SNES, так и новый формат Super Disc.

Sony PlayStation
Sony PlayStation

После нескольких лет работы над проектом Sony готовилась продемонстрировать свою новую консоль, известную как SNES-CD, на летней выставке Consumer Electronics Show в 1991 году под названием Play Station. Однако незадолго до этого президент Nintendo Хироси Ямаути заметил, что условия контракта предоставляют Sony слишком широкие полномочия. Например, согласно договору, после завершения разработки нового формата дисков Sony получала исключительные международные права на него, что позволяло бы ей получать доход с каждого проданного игрового диска для SNES-CD. В связи с этим Ямаути направил президента Nintendo of America Минору Аракаву и исполнительного директора Говарда Линкольна в Европу для обсуждения более выгодных условий сотрудничества с компанией Philips, которая являлась прямым конкурентом Sony.

В июне 1991 года, в первый день выставки Consumer Electronics Show, Sony объявила о сотрудничестве с Nintendo и представила свою новую консоль под названием Play Station. Однако на следующий день произошел инцидент, который впоследствии стал известен как одно из самых крупных предательств в истории игровой индустрии и серьезная ошибка со стороны Nintendo. Когда на сцене появился Говард Линкольн, все ожидали услышать подтверждение о соглашении с Sony, но вместо этого он объявил о расторжении договора и заключении нового контракта с голландской компанией Philips. Этот шаг вызвал шок среди участников мероприятия, особенно среди представителей японского бизнеса, которые расценили такой поступок как тяжкое предательство: одна японская компания публично отвергла другую ради сотрудничества с европейским партнером, что казалось совершенно неприемлемым в японской деловой культуре.

Sony PlayStation
Sony PlayStation

После неудачи с проектом Nintendo появились новые идеи, включая сотрудничество с Sega для создания другой консоли, известной как Sega Multimedia Entertainment System. Томас Калинске, занимавший пост генерального директора Sega, предложил этот план совету директоров своей компании в Токио, но они быстро отклонили данную концепцию. В интервью 2013 года Калинске вспомнил, что члены совета заявили: «Это безумная идея. Sony ничего не понимает в разработке аппаратного обеспечения. Они также не умеют создавать программное обеспечение. Зачем нам это нужно?» Эти слова заставили Sony прекратить дальнейшие исследования, но в конце концов компания решила воспользоваться тем, что было создано совместно с Nintendo и Sega, чтобы создать полноценную консоль на основе Super Famicom.

Прототип приставки Sony PlayStation созданная совместно с компанией Nintendo
Прототип приставки Sony PlayStation созданная совместно с компанией Nintendo

Опасаясь возможного выпуска консоли, Nintendo обратилась в суд с иском против Sony, пытаясь запретить выход предполагаемой приставки, утверждая, что торговая марка Play Station принадлежит им. Тем не менее, федеральный судья отклонил претензии Nintendo. Было достигнуто компромиссное решение, согласно которому обе консоли должны были быть совместимыми, а контроль над лицензированием игр оставался за Nintendo, при этом роялти для Sony устанавливались на минимальном уровне. В результате было изготовлено примерно 200 прототипов SNES-CD, хотя точные цифры варьируются. В конечном счете, руководство Sony решило, что этот проект больше не соответствует их интересам, и сотрудничество с Nintendo прекратилось.

Создатель (Отец) Sony PlayStation - Кэн Кутараги
Создатель (Отец) Sony PlayStation - Кэн Кутараги

Тем не менее, Кен Кутараги продолжал развивать свой проект, и в 1992 году на встрече с Норио Огой он предложил создать абсолютно новую игровую систему. По его мнению, 16-битная PlayStation, зависимая от ненадежного партнера, Nintendo, представляла собой тупиковый путь развития. Единственный возможный вариант, утверждал он, заключается в создании новой платформы, способной обрабатывать трехмерную графику с невиданной доселе скоростью. В ответ на скепсис со стороны президента компании Кутараги спросил, действительно ли они хотят закрыть проект после столь грубого нарушения доверия со стороны Nintendo. Он добавил, что успешный запуск новой консоли позволит Sony взять реванш у бывшего партнера. В итоге ему дали полную свободу действий для реализации нового проекта. В начале 1994 года было объявлено, что Sony выходит на рынок видеоигр со своей собственной приставкой под названием PlayStation-X, причем подчеркивалось, что эта система будет исключительно игровой платформой, а не мультимедийным устройством.

Технические характеристики объявленной консоли произвели сильное впечатление на конкурентов в отрасли. Например, по слухам, президент Sega of Japan Хаяо Накаяма был настолько разгневан, что лично отправился в отдел разработки оборудования своей компании и устроил сотрудникам взбучку. Вследствие этого инцидента в разрабатываемую на тот момент консоль Sega Saturn добавили второй видеопроцессор. Однако включение дополнительного процессора усложнило программирование для Saturn, что в дальнейшем привело к серьезным последствиям.

Геймпады для приставки Sony PlayStation
Геймпады для приставки Sony PlayStation

Поскольку у Sony отсутствовал опыт в создании видеоигр, и руководство осознавало это, компания начала сотрудничать с внешними разработчиками. Заключив партнёрские соглашения с такими компаниями, как Namco, Konami и Williams, а также привлекая более 250 команд разработчиков только в Японии, Sony смогла обеспечить выпуск ряда новых игр для своей консоли, таких как Ridge Racer и Mortal Kombat III. Помимо этого, Sony приобрела европейскую студию Psygnosis за 48 миллионов долларов и переименовала её в Sony Interactive Entertainment, которая занималась созданием игр для будущей приставки, включая такие проекты, как WipEout и Destruction Derby.

Приобретение Psygnosis оказалось полезным для Sony ещё и потому, что оно предоставило компании инструменты для разработки игр. Компания SN Systems, сотрудничавшая с Psygnosis, выпустила комплект средств разработки под названием PSY-Q. Первоначально Sony намеревалась использовать собственный набор инструментов, базирующийся на дорогостоящем процессоре R4000. Однако Энди Беверидж и Мартин Дей, основатели SN Systems, создали прототип средства разработки, использующий стандартный персональный компьютер, и продемонстрировали его представителям Sony на зимней выставке CES 1994 года. Альтернативное решение понравилось руководству Sony, и оно было доработано и адаптировано для использования с двумя платами расширения для ПК.

Начало продаж

PlayStation поступила в продажу в Японии 3 декабря 1994 года, всего через неделю после запуска её главного конкурента, Sega Saturn, по цене 39 800 иен. Продажи в Японии стартовали с большим успехом, магазины заполонили длинные очереди покупателей, и за первый день было реализовано 100 000 консолей. За следующие шесть месяцев продажи достигли отметки в 2 миллиона устройств. Вскоре сформировался серый рынок, на котором приставки вывозились из Японии в США и Европу, и покупатели готовы были платить значительные суммы, вплоть до 700 фунтов стерлингов, за эти устройства.

Sony PlayStation внутри
Sony PlayStation внутри

Перед выпуском в Северной Америке, Sega и Sony представили свои игровые консоли на первой выставке Electronic Entertainment Expo, проходившей в мае 1995 года. Сначала Sega презентовала свою приставку Saturn и сообщила, что она будет стоить 399 долларов США. Затем Олаф Олафссон, глава американского отделения Sony, пригласил на сцену руководителя отдела разработки Стива Райса, который просто сказал: «299 долларов», после чего покинул сцену под бурные аплодисменты. Внимание аудитории также привлекли неожиданное появление Майкла Джексона и демонстрация игр для консоли, таких как WipEout, Ridge Racer и Tekken. Кроме того, Sony объявила, что игра Ridge Racer, вопреки ожиданиям, не будет включена в комплект поставки приставки.

В Северной Америке PlayStation поступила в продажу 9 сентября 1995 года по заранее объявленной цене в 299 долларов США. К моменту старта продаж было сделано более 100 000 предварительных заказов, а на рынке присутствовало 17 игр для консоли. Запуск прошел успешно, и магазины быстро распродали не только сами приставки, но и аксессуары к ним. В Европе PlayStation появилась 29 сентября 1995 года, а в ноябре того же года — в Австралии и Новой Зеландии. За первые четыре месяца — с сентября по декабрь 1995 года — в США было продано 800 000 консолей. Как сообщил президент Sony Computer Entertainment America (SCEA), соотношение проданных игр к приставкам составляло 4 к 1. Одновременно с выпуском консоли была запущена рекламная кампания с лозунгом «Живи в своем мире. Играй в нашем», оформленным как «LIVE IN YCircleUR WXRLD. PLTriangleY IN SquareURS». Также временно использовался слоган «Вы не готовы», написанный как «U R NOT E».

Sony PlayStation внутри
Sony PlayStation внутри

Журналисты в основном положительно отозвались о новой консоли. Редакторы журнала Next Generation оценили PlayStation вскоре после её выхода в Северной Америке. Они указали, что, несмотря на то, что центральный процессор консоли «довольно средний», остальные компоненты, такие как графический и звуковой процессоры, обладают «поразительной мощностью». Они также высоко оценили акцент на трёхмерной графике, удобство контроллера и практичность использования карт памяти. Присвоив системе оценку 4,5 звезды из 5, они пришли к выводу: «Чтобы добиться успеха на таком высококонкурентном рынке, необходимо иметь отличное оборудование, отличные игры и отличную маркетинговую стратегию. Независимо от уровня мастерства, удачи или глубины кармана, Sony набрала три очка из трёх возможных на старте этой битвы». Между тем, журнал Famicom Tsūshin в майском выпуске 1995 года в рамках специального обзора Game Machine Cross Review оценил PlayStation на 19 баллов из 40.

Успех на рынке и конкуренция с другими приставками

Одним из ключевых факторов успеха PlayStation был подход Sony к сторонним разработчикам. При запуске в Японии покупатели вначале отдавали предпочтение приставке Sega Saturn, благодаря игре Virtua Fighter, которая на тот момент была самой популярной аркадой в стране. Обе приставки после запуска продавались поровну, однако со временем приставка от Sony вышла вперёд благодаря играм от сторонних разработчиков, в то время как внутренние проекты Sega застопорились. Sega и Nintendo использовали изоляционистский подход в разработке игр, уделяя основное внимание собственным проектам и оставляя сторонних разработчиков предоставленными самим себе. В то же время, Sony прилагала усилия для оптимизации производства игр, предоставляя разработчикам ряд библиотек, которые постоянно обновлялись онлайн, а также обеспечила стороннюю техническую поддержку, и в некоторых случаях предоставляла прямую поддержку разработчикам. Например, в случае с разработкой Ridge Racer разработчики приставки лично помогали программистам Namco понять и использовать технологию и предоставленные библиотеки, которые на тот момент всё ещё были в процессе написания. К концу 1996 года в разработке находилось приблизительно 400 игр для PlayStation, по сравнению с 200 играми в разработке для Saturn и 60 для Nintendo 64.

Первый геймпад для Sony PlayStation
Первый геймпад для Sony PlayStation

Хотя целевая аудитория рекламной кампании Sega Saturn составляла игроки в возрасте от 18 до 34 лет, реклама PlayStation была направлена преимущественно, но не исключительно, на игроков от 12 до 24 лет. Обе компании полагали, что поскольку младшие игроки часто следуют за более взрослыми и опытными, их привлекают рекламные материалы, ориентированные на подростков и молодых людей. Более того, Sony выяснила, что взрослые тоже позитивно реагируют на рекламу, нацеленную на подростков. Как объяснил Ли Клоу, «Одной из первых вещей, которые мы поняли на раннем этапе, было то, что каждый чувствует себя семнадцатилетним, когда играет в видеоигры. Подростки стремятся подражать лучшим игрокам, которые обычно немного старше и более искусны. А те, кто только начинает карьеру, возвращаются мысленно в юность, становясь вновь семнадцатилетними, когда садятся играть».

После того как Saturn проиграла в борьбе с PlayStation, следующей угрозой для консоли от Sony стала Ultra 64, позднее переименованная в Nintendo 64. Nintendo пыталась убедить геймеров подождать и приобрести 64-битную консоль, запланированную к выходу в 1996 году. Однако решение Nintendo использовать картриджи обошлось компании в потерю одного из самых ценных сторонних разработчиков — Squaresoft. Компания Squaresoft изначально работала над Final Fantasy VII для Nintendo 64, но из-за недостатка места на картриджах и их высокой стоимости было принято решение перенести игру на PlayStation, которая использовала вместительные компакт-диски для хранения данных. Потеря Nintendo обернулась огромной победой для Sony — Final Fantasy VII стала бестселлером, разойдясь тиражом более 10 миллионов копий.

Когда Nintendo 64 поступила в продажу в Японии в июле 1996 года, за первые три дня было продано 350 000 консолей. В течение первых четырех месяцев после запуска в Северной Америке Nintendo 64 нашла 500 000 покупателей, в то время как за аналогичный период PlayStation продала 800 000 единиц. К началу 1997 года продажи Nintendo 64 превысили показатели как PlayStation, так и Saturn. Однако после удачного первого года продажи в Соединенных Штатах начали снижаться, и основной причиной называли высокую стоимость игр, распространяемых на картриджах, которые уступали по объему компакт-дискам. Несмотря на это, Nintendo 64 продолжала продавать лучше, чем Sega Saturn, но всё же уступала PlayStation. Таким образом, Nintendo утратила лидерство на рынке игровых консолей, и месть Sony увенчалась успехом.

Характеристики

Основные технические характеристики Sony PlayStation:

  • Процессор: 32-битный RISC-процессор MIPS R3000A с тактовой частотой 33.8688 МГц
  • Графический процессор: GPU (Graphics Processing Unit) от Sony, предоставляющий 3D-графику и поддержку текстур
  • Звуковой процессор: SPU (Sound Processing Unit) от Sony, предоставляющий стереозвук и поддержку MIDI
  • Оперативная память: 2 МБ RAM
  • Хранение данных: встроенный CD-привод с возможностью воспроизведения CD-DA и CD-ROM
  • Разрешение экрана: от 256x224 до 640x480 пикселей
  • Поддержка двух игровых контроллеров

Про игры

Определить лучшие игры на Sony PlayStation довольно сложно, так как в библиотеке игр есть много классических и культовых игр, которые имели большой успех и популярность. Однако, я могу предложить вам пять игр, которые были особенно успешны и оставили яркий след в истории Sony PlayStation:

Metal Gear Solid - это игра в жанре стелс-экшен, выпущенная в 1998 году. Она стала одной из самых успешных и культовых игр на PlayStation. Игроки взяли на себя роль спецагента Solid Snake, который должен проникнуть на остров, захваченный террористами. Игра имела захватывающий сюжет, множество интересных персонажей и инновационный геймплей.

Final Fantasy VII - это игра в жанре ролевой игры, выпущенная в 1997 году. Она стала одной из самых популярных игр на PlayStation благодаря своему захватывающему сюжету, красивой графике и замечательной музыке. Игроки взяли на себя роль главного героя Клауда, который противостоит зловещей корпорации Shinra, пытающейся уничтожить мир.

Resident Evil 2 - это игра в жанре survival horror, выпущенная в 1998 году. Она стала одной из наиболее популярных игр в жанре ужасов, благодаря своей захватывающей истории, реалистичной графике и звуку. Игроки взяли на себя роль полицейского Леона Кеннеди и студентки Клэр Редфилд, которые пытаются выжить в городе Ракун-Сити, находящемся под угрозой заражения зомби-вирусом T.

Gran Turismo - это игра в жанре гоночной игры, выпущенная в 1997 году. Она стала одной из самых популярных гоночных игр на PlayStation благодаря своей реалистичной графике, звуку и геймплею. Игроки могли выбирать из более чем 140 автомобилей и участвовать в разных гонках, как настоящие гонщики.

Tomb Raider - это игра в жанре платформера, выпущенная в 1996 году. Она стала одной из самых популярных игр на PlayStation благодаря своему захватывающему сюжету, красивой графике и замечательной музыке. Игроки взяли на себя роль Лары Крофт, исследующей древние руины и сражающейся с различными врагами.

Функциональность

Помимо игр, PlayStation способна воспроизводить аудиодиски (модификация SCPH-5903 также поддерживает воспроизведение Video CD). Проигрыватель позволяет изменять последовательность треков. Эти функции, наряду с управлением картами памяти, доступны сразу после включения консоли без вставленного игрового диска. Графические интерфейсы оригинальной PlayStation и PSone различаются в зависимости от модели. Интерфейс PSone имеет серый фон с двумя значками: один для управления картами памяти, другой для доступа к CD-плееру. Аналогичный интерфейс присутствует и на оригинальной консоли версии SCPH-500x, тогда как начиная с версии 700x, интерфейс PlayStation выполнен в темно-синем цвете с разноцветными иконками в стиле граффити. Если крышка дисковода закрыта в любой момент после включения консоли с установленным игровым диском, игра запускается автоматически.

Игры

К 30 сентября 2007 года по всему миру было выпущено 7918 различных наименований игр и другого программного обеспечения для PlayStation общим тиражом 961 миллион копий. Последней игрой, вышедшей в Соединенных Штатах, стала FIFA Football 2005. Однако 8 июля 2006 года в Японии вышел сборник Silent Hill Complete Set, включающий переиздание первой части Silent Hill, а 26 июля 2007 года в Японии и 18 марта 2008 года в США был выпущен сборник Metal Gear Solid: The Essential Collection, содержащий игру Metal Gear Solid. Кроме того, в 2011 году Capcom выпустила сборник Resident Evil 15th Anniversary Collection, в который вошли переиздания Resident Evil 2 и 3.

Варианты

На протяжении всего срока производства PlayStation претерпела множество модификаций, каждая из которых имела уникальный код продукта. Внешне это выражалось в постепенном уменьшении количества разъемов на устройстве. Процесс начался достаточно рано — первоначальная японская версия (SCPH-1000) оснащалась портом S-Video, который был удален уже в следующем релизе.

Это привело к любопытному факту: американские и европейские версии с таким же номером (SCPH-100x), как и японская, имели аппаратные отличия (чип ревизии C и порт S-Video), аналогичные японской модели SCPH-3000.С появлением следующей серии (SCPH-500x) номера версий снова стали одинаковыми. Были внесены изменения в конструкцию устройства (перенос привода компакт-дисков, упрощение экрана и схемы блока питания), а разъемы RCA и RFU исчезли с задней панели консоли. Эта серия также включает модели SCPH-550x и SCPH-555x, но их появление обусловлено изменениями в комплектации, а не новыми аппаратными версиями.

PlayStation продаваемые в магазинах
PlayStation продаваемые в магазинах

Затем последовали серии SCPH-700x и SCPH-750x, которые внешне идентичны моделям SCPH-500x, но содержат внутренние изменения, направленные на снижение себестоимости производства (например, системная память собрана из четырех чипов в один, а контроллер CD объединен в один чип из трех).

Последней версией оригинальной PlayStation стала серия SCPH-900x, содержащая такую же аппаратную начинку, как и серия SCPH-750x, за исключением удаления параллельного порта и некоторого уменьшения размера печатной платы. Удаление параллельного порта было вызвано отсутствием официальных дополнений для него, а также использованием порта для обхода защиты от копирования.

PSOne с LCD-экраном

PSone, выпущенная Sony в 2000 году, представляет собой более компактную и модернизированную версию игровой консоли PlayStation. PSone примерно на треть меньше оригинальной модели (размеры составляют 38 × 193 × 144 мм по сравнению с 45 × 260 × 185 мм у оригинальной консоли). Устройство поступило в продажу 7 июля 2000 года, и до конца года его продажи превзошли показатели всех остальных консолей, включая новейшую PlayStation 2. Sony также предложила небольшой ЖК-экран и адаптер для подключения к автомобильному прикуривателю, а также специальный адаптер для соединения с мобильным телефоном, позволяющий загружать программное обеспечение из интернета и обмениваться данными с другими владельцами PSone. К сожалению, эта функция (с подключением мобильного телефона) не получила широкого распространения и была доступна лишь в Японии на протяжении короткого времени. С тех пор приставка официально стала называться PSone и PS1.

Sony PSOne
Sony PSOne

PSone полностью совместима со всеми играми и программами (включая программы типа «код-брейкеров») для PlayStation. Новая версия консоли отличается от оригинальной тремя ключевыми аспектами: во-первых, обновленный дизайн корпуса, во-вторых, изменения в графическом интерфейсе для управления картой памяти и CD-плеером, и в-третьих, новая компоновка материнской платы, что делает невозможным использование старых мод-чипов. Кроме того, PSone не имеет последовательного порта, который позволял подключать несколько консолей для многопользовательских игр.

Версии PlayStation

Была создана версия консоли синего цвета, в отличие от стандартной серой модели. Этот вариант предназначался для разработчиков и некоторых журналистов (хотя несколько экземпляров этой модели иногда появлялись на вторичном рынке по завышенным ценам). С технической точки зрения, эта модель практически ничем не отличалась от розничной версии, за исключением контроллера диска: он не требовал регионального кода, так как был предназначен для работы с CD-R-дисками для тестирования. Это позволяло запускать игры, предназначенные для других регионов, но такая функциональность официально не поддерживалась; для каждого региона предлагалась отдельная версия Debugging Station.

Поздние версии отладочных моделей были окрашены в зеленый цвет. Это отличие не было чисто внешним: синие модели (DTL-H100x, DTL-H110x) содержали чип ревизии B, такой же, как в ранних розничных моделях (этот чип имел баги, которые приходилось обходить в программном обеспечении), зеленые модели (DTL-H120x) — чип ревизии C. Обязательным тестом было тестирование программы на обеих моделях — синей и зеленой. Вопреки распространенному мнению, объем памяти отладочной модели был таким же, как и в розничной — 2 МБ. Содержимое ПЗУ было почти идентичным, единственным отличием было то, что отладочные вызовы printf() отправляли строку в последовательный порт, если он не был открыт для передачи данных самой программой.В 2018 году компания Sony выпустила миниатюрную версию культовой игровой консоли PlayStation Classic с двадцатью предустановленными играми и двумя контроллерами.

В 2018 году компания Sony выпустила в продажу миниатюрную версию легендарной игровой консоли PlayStation Classic с двадцатью предустановленными играми и двумя контроллерами.

Миниатюрная версия легендарной игровой консоли PlayStation Classic
Миниатюрная версия легендарной игровой консоли PlayStation Classic

Среди игр, которые будут предустановлены на мини-версии классической консоли, присутствуют такие хиты, как Wild Arms, Final Fantasy VII, Jumping Flash и другие. Представители компании заверяют, что игры будут воспроизводиться в "оригинальном формате", а дизайн самой приставки, контроллеров и упаковки будет максимально приближен к дизайну оригинальной версии.

Благодарю за прочтение!

#sonyplaystation #sps #sps1 #sonyplaystation1 #sony #playstation #oldschool