Наконец удалось посмотреть этот фильм в субботу.
Фильм 2015 года, вышел в кинотеатрах в марте 2016 в укороченном виде. Премьера полной почти 3-рёх часовой версии фильма состоялась осенью 2018 на Первом Канале. Я помню, как тогда хотел его посмотреть, но из-за того, что показ был поздно вечером после больших воскресных новостей, плюс реклама, досмотреть его не получилось. Потом я забыл о нём, и вот в субботу по ОТР показали полную версию вообще без рекламы Плохо, что на постере фильма показали только 3-рёх актёров. Кроме этих троих в фильме много других прекрасных артистов. Но пойдём по-порядку. Фильм снят по одноимённому роману историка и писателя Леонида Юзефовича, опубликованному в 1987 г. Правда, после выхода фильма писатель и режиссёр Сергей Снежкин разругались и решили убрать свои имена из титров, но в режиссёрской версии всё осталось, как было.
Собственно, о сюжете: декабрь 1918 года. Белые под командованием генерал-майора Анатолия Пепеляева (реальная личность, это его единственное воплощение в кино) заняли Пермь.
У Пепеляева приказ от Верховного правителя России (как он тогда себя называл) адмирала Александра Васильевича Колчака идти дальше в наступление. Анатолий собирает совещание, на котором выясняется, что у корпуса нет возможности продолжать наступление: не хватает снарядов, патронов, обмундирования, провианта, фуража, топлива, не говоря уже о жаловании. Понимая, что конфисковать или реквизировать необходимые средства у простого населения не получиться, так как красные до этого уже изъяли большую часть запасов и из этой затеи ничего не выйдет, народ только озлобится против белых, также как и против красных, генерал Пепеляев приказывает собрать в своём штабе богатейших людей города и области. Эти люди владеют промышленными предприятиями, банками и т.д. не только в области, но и в разных других частях России, денег у них предостаточно. Их играют: Евгений Дятлов, Игорь Черневич, Артур Ваха, Юрий Ицков, Константин Воробьев и Елизавета Боярская в роли богатой вдовы.
Пепеляев требует от них на нужды армии 700 тысяч рублей золотом, поскольку бумажные деньги к тому моменту обесценились. Предприниматели в ответ рассмеялись и сказали, что у них нет таких больших денег и вообще они не собираются ничего давать, ведь большевики и так их «ограбили». Генерал в ответ намекает, что он их расстреляет, если они не дадут деньги, прекрасно понимая, что на самом деле они у них есть. Он даёт богатеям время на сбор до утра. В тот же вечер вдова приносит генералу в качестве контрибуции дорогой бриллиант, который тем не менее не покрывает всю названную сумму. А на следующее утро этот ювелирный шедевр исчезает из футляра, когда в большую комнату, превращённую в штаб генерала, возвращаются все действующие лица этой истории. Чтобы найти бриллиант, Пепеляев привлекает своего друга, которого должны были расстрелять на рассвете за то, что он служил у красных следователем. (его играет Илья Носков).
С этого момента фильм, начинающийся как социальное высказывание, (очень актуальное сегодня), превращается в детектив, разворачивающийся в пределах одного помещения. Подобный приём в современном российском кино используют редко, сразу вспоминается фильм «12» (2007) Никиты Михалкова (там, кстати тоже был отличный актёрский состав).
В «Контрибуции» много ёмких и чётких диалогов по делу, именно этим фильм отличается от всех остальных, чувствуется литературная основа. Да, некоторые выражения может быть звучат не совсем к месту, но и в книжках так бывает. Понятно, что фильм несколько отличается от первоисточника и постарался вместить всё самое важное. Да, в фильме есть некоторые исторические ошибки, но здесь это не самое важное. И конечно, впечатляющая актёрская игра. Я слышал, что Максим Матвеев и его жена из-за своей политической позиции по всем нам известному вопросу разругались со своим знаменитым родственником, но здесь он и она сыграли действительно достойно, хоть и манера игры Боярской мне, как и другим не очень нравиться. И генерал-майор отличный, в меру воспитанный, в меру жёсткий, вот бы Матвеев и в жизни таким был! Что уж говорить про Дятлова, Воробьёва, Черневича, Ваху, Ицкова, полное погружение в роли отталкивающих персонажей, жадных дельцов, которых действительно хочется расстрелять!
Я не буду раскрывать все детали фильма и диалоги, чтобы сохранить интригу. В современном кинематографе фильмов о времени гражданской войны не много и этот безусловно один из лучших. Посмотрите, не пожалеете.
Анатолий Николаевич Пепеляев сдался в плен в 1923 г, сидел в тюрьме, незадолго до смерти в 1937 г. был освобожден, но через несколько месяцев был вновь арестован и расстрелян. По свидетельствам очевидцев пользовался огромным уважением среди своих подчинённых.