Данной публикацией мы продолжаем изучение нейро-лингвистического программирования.
Предыдущая публикация здесь...
Логические уровни состояний.
Первичные состояния включают в себя базовые эмоции:
- Страх.
- Гнев.
- Радость.
- Сексуальное желание.
- Отдых.
- Отвращение и т.д.
Мета-состояния – это состояния-относительно-состояния.
Мета-состояния – это состояния, (расположенные выше первичных состояний), содержащее в себе мысли-и-эмоции по поводу первичных состояний.
Например, гнев по поводу переживаемого страха, чувство вины за свой гнев, дискомфорт от отвращения, боязнь страха, депрессия из-за тревоги и т.д.
Запомните!
Работая с мета-уровневыми переживаниями нельзя использовать технологии, предназначенную для первичных состояний.
Пример, для проверки кинестетического "якорения" (один из инструментов НЛП), мы можем ввести человека в состояние, включающее в себя мета-уровни, а не только первичные.
Если мы задали, базирующийся на сенсорном опыте "якорь" для сложного состояния (к примеру, самоуважение), а затем пытаемся в нужный момент активизировать "якорь", то человек вряд ли войдет в нужное состояние.
Для работы с мета-уровнями нужны другие методы воздействия.
Для успешного применения моделей НЛП обязательно нужно различать первичные состояния от мета-состояний.
Мы можем легко и быстро "заякорить" первичные состояния с помощью зрительных образов, звуком, ощущений, но "якорение" мета-состояний требует более развитых навыков и высокого мастерства.
При работе с мета-состояниями в процессе "якорения" многослойных переживаний приходится использовать различные мета-механизмы:
- Язык.
- Мета-лингвистику.
- Символы.
- Диаграммы и т.д.
Необходимо использовать повторение, неврологическую интенсивность и привносить слои внутреннего закрепления.
Наше рефлексирующее сознание сосредоточено на более высоком уровне (мета-уровне), по отношению к базовым модальностям и к проигрывающимся в нашем сознании фильмов.
В НЛП различают первичные и мета-состояния.
Первичные состояния связаны с территорией, находящийся за пределами нашей кожи, и возникают при взаимодействии с предметами, людьми и событиями окружающего мира.
Мета-модель имеет дело с абстракциями или структурами более высокого уровня: "Я", "пространство-время", моральные величины (хорошо/плохо, справедливо/несправедливо), взаимоотношения, ценности, убеждения, эмоции и т.д.
Мета-состояния позволяет человеку помыслить о мышлении (мета-мышление), испытать чувства по поводу чувств (мета-эмоции), говорить о своей речи (мета-коммуникация) и т.д.
Якорение первичных состояний задают неврологические реакции (навыки), когда реакции обусловлены внешними стимулами.
С помощью внешних стимулов мы закрепляем содержание.
Когда мы задаем "якоря" на мета-уровне мы "якорим" сам метод (процесс того как мы переживаем и структурируем КОНТЕКСТ обучения, а не само обучение.
Мета-якорями могут выступать: внушение, триггер (спусковой механизм действия), слово, и т.д.
Мета-уровневые якоря связывают контекст (структуру) с опытом.
Практика критерий истины!
Как правило, мета-якорями служат: слова, оценочные термины, термины описывающие классы и категории, комплексные эквиваленты, смысловые мета-структуры, причинно-следственные термины, мета-программы, связанные с индивидуальными уровнями мета-переработки и т.д.
Якоря, содержащие в себе мета-уровни, предполагают аудиально-цифровую репрезентативную систему.
Продолжение следует....