Каждый раз, когда я находила очередного родственника на «Памяти народа», я набирала его ФИО в обычном поисковике. Нет, ну, а вдруг что-нибудь найдется…
И несколько раз действительно находилось.
Сегодня расскажу о самой удивительной находке.
Я уже писала о брате моего прадеда – Ивановском Петре Тимофеевиче, моряке, гидрографе, погибшем на Ладожском озере. Еще до получения ответа из Военно-морского архива я как-то набрала его имя в поисковой строке. И нашла очередной клад.
Оказалось, что в 1969 в Ленинграде была издана книга «Ладога родная. Воспоминания ветеранов Краснознаменной Ладожской флотилии», и в одной из частей этого сборника упоминался мой Петр Тимофеевич.
Цитирую: «Один из ведущих специалистов по прокладке кабелей и трубопровода капитан-лейтенант П. Т. Ивановский погиб на боевом посту. Кабельное судно прокладывало последнюю линию электропередачи. На судне шла обычная работа: кабельщики вытравливали кабель, капитан вел судно, а гидрографы Ивановский, Намгаладзе и Анищенко определяли с наивозможнейшей точностью местоположение кабеля. Два катера МО охраняли судно от воздушных разбойников.
Внезапно над судном сразу появилась пятерка «юнкерсов». Первый заход самолетов врага был безрезультатным — бомбы упали впереди по курсу судна. Прицельному бомбометанию помешал огонь зенитных средств катеров. И только тогда, когда к первой пятерке самолетов присоединилось еще несколько групп бомбардировщиков, одна из бомб попала в носовую часть кабелепрокладчика. Осколок ее смертельно ранил Ивановского, который вскоре скончался. Тяжелое ранение получил и Андро Намгаладзе.
Похоронили мы Петра Тимофеевича неподалеку от Осиновецкого маяка. Вечно будет жить в наших сердцах память об этом прекрасном товарище, боевом соратнике и друге.»
Эти слова в главе «Служба у нас такая…» написал инженер-напитан 1-го ранга Евгений Петрович Чуров, который с 1940 по 1944 год служил на Ладожском озере. Активный участник боевых действий Краснознаменной Ладожской военной флотилии и Краснознаменного Балтийского флота. Как гидрограф, он первым обследовал фарватер и ледовую дорогу на трассе Осиновец — Кобона. Руководил гидрографическими работами на Ладоге. Автор руководств для плавания кораблей по Ладожскому озеру, действовавших во время войны.
Вот как бывает…
А потом мне повезло еще больше, я умудрилась купить эту книгу на ОЗОН. Теперь она стоит у меня на полке. А в тетради, где я записываю все, что нахожу о предках, лежит открытка с видом на тот самый Осиновецкий маяк.