Fear Factory это знаменитая американская индастриал метал группа, основанная в Лос Анджелесе в 1989 году. Fear Factory можно смело назвать одной из наиболее успешных индастриал метал групп, а так же одной из ранних. Конечно же, далеко не настолько ранних как Ministry и Godflesh, но Fear Factory тоже были, так сказать, на заре явления.
Состав Fear Factory не раз видел кадровые перестановки, но выделяются 3 участника: гитарист Dino Cazares, вокалист Burton C. Bell и барабанщик Raymond Herrera. К сожалению, Dino Cazares выделяется практически исключительно в негативном свете и сегодня он является единственным текущим членом группы из этой тройки, но не будем о грустном. Благодаря Burton C. Bell, Fear Factory практически наверняка можно назвать самой первой метал группой совмещающей экстрим вокал с чистоголосым пением, на постоянной основе. Не могу не отметить, что его чистый – весьма сомнительный и на любителя, но как ни крути, чисто по времени он обогнал всех своих более талантливых конкурентов. Что же до экстрим вокала, то по началу он явно косил под Барни из Napalm Death, но вскоре перешел на обычный харш, который не ассоциируется с каким либо конкретным поджанром метал музыки. Про Raymond Herrera вспоминают реже всего, но зря: его фирменная "stop go" техника игры с двойными бас-барабанами была весьма инновационной и в будущем разошлась по многим другим группам, но вот в начале/середине 90-ых это в принципе была уникальная фишка для Fear Factory. К тому же, помимо игры в метал-группе Raymond Herrera так же крайне активно участвовал в написании музыки к компьютерным играм. Dino Cazares и Raymond Herrera вместе играли в другой знаменитой группе – мексиканском дэтграйнд проекте Brujeria.
Soul Of A New Machine (1992)
Если вы – конкретный олдскульщик, то скорее всего дальше дебютного альбома вы не пойдёте. Soul Of A New Machine это самый первый альбом который скрестил дэт метал с индастриальной музыкой. Дэт метала здесь конечно же многократно больше чем индастриала. Наиболее динамичная и мясистая пластинка группы. Из-за особо близкой связи с дэт металом данная пластинка стоит в стороне от остальной дискографии: для одних это единственный нормальный альбом Fear Factory в то время как для других – своего рода разогревочная полоса группы. Так что как-то так: не смотря на индастриальность, Soul Of A New Machine является важным альбомом в истории развития дэт метала, особенно если говорить о ранних 90-ых. Так что и фанаты у него преимущественно дэтстеры. О некой схожести с Napalm Death я уже говорил? Не? Ну так вот! Есть, правда, и несколько песен которые стоят заметно дальше от дэт метала чем остальной материал.
Fear Is The Mindkiller (EP) (1993)
Мини-альбом, релиз ремиксов. Со слов группы, изначально планировалось, что вслед за каждым студийным альбомом будет следовать альбом ремиксов и что они свою музыку специально так сочиняли чтобы потом было легко на неё делать ремиксы, но как вы возможно знаете, далеко не на каждый полноформат Fear Factory существует свой релиз ремиксов. Тем не менее, на Fear Is The Mindkiller можно наблюдать как группа была твёрдо намерена идти по пути скрещивания метал-музыки с электронной музыкой. На мой взгляд, данный миник крайне сильно недооценён, но в то же самое время можно понять почему оно так произошло – металисты и так редко обращают внимание на ремиксы, а тут оно ещё электронно не на уровне дополнительных фоновых эффектов, а прям метал и электроника примерно 50 на 50, может даже с перевесом в сторону электроники. А само название релиза, кстати, является цитатой из фильма "Дюна" (1984), который, в свою очередь, является экранизацией одноимённого романа.
Demanufacture (1995)
Soul Of A New Machine имел определённый успех в андерграунде, но Demanufacture мгновенно поставил группу на карту мирового метал мейнстрима. Почему альбом был настолько успешен? Наверное далеко не в последнюю очередь, что на этот раз группа крайне серьёзно подошла к индастриальной стороне вопроса: масса фоновых эффектов и электроники, барабанные партии нередко стилизированы будто бы это драм-машина и местами прям неимоверно виртуозны. Дэтовая часть стала менее ярко выраженной (но не пропала), что сделало материал более легко доступным. У альбома так же был гитарный перегруз, что тогда было относительно редкостью, но в то же самое время разлеталось как горячие пирожки. Харш вокал под Макса Кавалеру тоже наверняка не прошел незамеченным. Не могу сказать, что у меня всегда было одинаковое отношение к данному альбому и что мне тут прям всё нравится, но это однозначно тот альбом про который можно сказать "если вы не слышали Demanufacture, то вы не слышали Fear Factory", вне зависимости от того насколько оно вам нравится или нет. Хотя лично у меня мнение менялось только в лучшую сторону. Интересно, что здесь присутствует кавер Dog Day Sunrise от Head Of David – одна из тех групп, кто предшествовал Godflesh. Интересно так же, что это единственный альбом на котором Burton C. Bell выступил не только в роли вокалиста, но и клавишника. Песня Zero Signal играла в фильме "Мортал Комбат" (1995), тогда вроде бы многие узнали про Fear Factory именно благодаря этому фильму.
Concrete (2002)
По идее, Concrete должен был стать дебютным альбомом Fear Factory и выйти где-то в 1991 году, но этого не произошло поскольку группа осталась недовольна продакшеном и даже попала в суд, с подачи звукорежиссёра... которым, между прочим, является Ross Robinson. История на счет записи достаточно мутная, но главное то, что группа заварила эту историю и что Ross Robinson выиграл суд, в результате чего все авторские права ушли ему. В 2002 видимо подошла некая дата, Ross Robinson продал права на запись Roadrunner Records, альбом увидел свет... Альбом ли? Похоже, что Concrete вышел без участия или согласия на то группы. Ну и хрен с ним! Интересно так же, что на Roadrunner Records группа попала благодаря рекомендации Макса Кавалеры, в то время как все остальные крупные метал-лейблы не посчитали Fear Factory перспективной группой.
Первое, что бросается в глаза (уши) – Fear Factory никогда не пыталась быть мрачной группой, в то время как здесь мрачняк весьма существенный. И что, более необычно, звук не только многократно мрачнее чем на дебютнике, но и многократно чище, что несколько необычная комбинация. Если вы знакомы с Soul Of A New Machine, то трудно не заметить, что примерно половина треклиста совпадает. Имеется так же песня Piss Christ которая, со слов группы, не является одноимённой песней с альбома Demanufacture, но всё же некое отдалённое сходство определённо присутствует. В целом, Concrete звучит ещё более дэт метально чем дебютник, местами даже заметны следы увлечения грайндкором. Но, как ни странно, при этом Soul Of A New Machine звучит быстрее и интенсивнее сабжа. Вообщем, это однозначно интересная запись, хотя аудитория у неё явно ниже чем у любого другого альбома Fear Factory.
Transgression (2005)
Остальная дискография Fear Factory относительно мало чем примечательна. То они пытались заскочить на поезд всех наиболее мейнстримных трендов в метале того времени: Obsolete (1998), Digimortal (2001) и Archetype (2004); то они беспардонно и бессмысленно копировали, самоплагиатили свой звёздный альбом 1995 года (только почему-то практически без электроники): Mechanize (2010), The Industrialist (2012), Genexus (2015) и Aggression Continuum (2021). Из всего этого списка выделяется только Transgression 2005 года. И кстати, вместе с Archetype, это единственные 2 альбома без Dino Cazares.
Transgression это был по настоящему новый альбом Fear Factory: в том плане, что на этот раз без погони за трендами и в том, что музыка вернулась к более узнаваемому, собственному индастриальному звучанию. На фоне остального творчества данного коллектива, Transgression звучит более подавлено и депрессивно, что многим не понравилось, но как по мне, это была интересна смена звучания, особенно после предыдущей парочки более светло альтернативных альбомов. Не могу не сказать, что вторая половина альбома радикально так провисает, но будь оно раза так в 2 короче, можно было бы считать отличным (мини-)альбомом. А так – просто неплохой релиз, с противоречивой репутацией, но от знаменитой группы. Чувствуется, что альбом остался немного недоработанным – давление лейбла, нужно было закончить до тура. Но в то же самое время, оно достаточно хорошо чтобы внести в топ-5 их наиболее интересных релизов, по крайней мере на мой вкус. И это последний альбом с участием Raymond Herrera, кстати.
А какой альбом Fear Factory больше всего нравится вам? Если ли альбомы из неупомянутых которые вам нравятся?