Участие педагогов-психологов ДОУ в мероприятиях посвященных Году педагога и наставника может быть в самых различных форматах: организация мастер-классов, консультаций, тренингов.
Все мы когда-то делали первые, неуверенные шаги в профессии. И каждый знает, насколько ценным является грамотная, тактичная, заботливая поддержка опытных коллег. От наставника порой зависит профессиональная судьба молодого специалиста – не испугается ли он в первые годы работы трудностей, перегрузок, возникших конфликтных ситуаций. Научится ли он грамотно распределять своё рабочее время и расставлять приоритетные задачи.
Для того чтобы наставничество в ДОУ не было формальным, педагоги-психологи могут помочь выстроить психологически эффективное взаимодействия молодых и опытных педагогов, через организацию продуктивного общения между наставниками и молодыми специалистами.
Что в психологии понимается под продуктивным общением? Это общение, которое приносит взаимную выгоду, оно созидательно и имеет результатом взаимную реальную пользу или выгоду. Его еще называют взаимообогащающее общение.
Что мешает выстраиванию продуктивного общения между наставником и молодым специалистом? Вот ряд проблемных факторов, зафиксированных в результате регулярного анкетирования молодых специалистов, поступающих на работу в ДОУ:
1. Личностные страхи и предубеждения (варианты ответов из анкет: «боюсь показаться глупой, задавая неуместные вопросы», «боюсь, что коллеги сочтут меня неумелой», «мне трудно давалась учеба, боюсь, что с практикой будет еще хуже»).
2. Коммуникативные барьеры – неумение выслушать, развернуто донести информацию, получить обратную связь. (варианты ответов из анкет наставников: «Хотелось бы, чтобы молодой специалист прислушалась к моим словам, а не делала бы все по-своему»).
3. Разные стремления собеседников и цели, которые они преследуют в общении (варианты ответов из анкет: «Я хочу, получить больше советов практического характера, а от меня требуют грамотного оформления документации», «Мне хочется сначала увидеть, как наставник работает с родителями индивидуально, а она возложила эту работу на меня»).
Помогая преодолевать эти проблемные факторы, педагог-психолог может выступать, как медиатор, консультант, тренер.
Первоочередная задача педагога-психолога – создать условия для безбарьерного, психологически комфортного общения наставников и молодых специалистов. Лучше всего она решается в формате игрового взаимодействия в процессе тренинговой работы.
Ряд эффективных тренингов, подходящих для наставников и молодых педагогов: