Найти тему
Soft skills

Почему нас не понимают?

Коммуникация - наверно, один из самых важных скилов нашей жизни. Я бы даже сказала - один из инструментов для достижения целей.

Мы используем коммуникацию для устройства на работу, продвижения в должности, когда строим бизнес, знакомимся с людьми, продаём, презентуем свои идеи и ещё много для чего.

Поэтому важно всегда прокачивать этот навык и учиться коммуницировать так, чтобы вы всегда могли точно донести свою мысль до собеседника или аудитории.

Ну было же у вас такое, что в вашей голове идея звучит и выглядит просто безупречно, но как только вы начали её рассказывать другим, она начинает звучать как бред.

Прежде чем изучать инструменты коммуникации, нужно понимать схему коммуникативного акта, то есть какой путь проходит ваша мысль, чтобы в итоге попасть в голову другого человека и принять ту же самую форму (ну или почти ту же самую) в его голове.

Схема коммуникативного акта
Схема коммуникативного акта

Итак, всё начинается с зарождения идеи.

В вашей голове появляется мысль, и у неё ещё нет формы, теперь вам нужно её сформулировать и донести до собеседника. Этот этап называется кодировать, то есть перевести в слова. На то, как будет кодирована идея, влияет опыт человека, уровень образования, развитость коммуникации и даже настроение. Для примера представьте, что одну и ту же мысль попробуют донести первоклассник и кандидат наук по филологии, вероятно, что закодированы они будут по разному.

Итак, идея закодирована! Кажется, что самое сложное позади, но нет, ваша мысль столкнётся с разными препятствиями на своём пути.

Вот вы с вдохновением озвучиваете собеседнику свою речь и ждёте заветную реакцию. Но получатель должен сначала переварить или декодировать информацию. На декодировании ваша мысль проходит 2 "фейс контроля" - это интерпретация и оценка.

Интерпретация - собственное толкование полученной информации. То есть услышав одну и ту же информацию, люди интерпретируют её по разному, и возможно совсем не так, как вы этого хотели/ожидали.

Следующий этап - оценка. Человеку свойственно закладывать свои смыслы в ваш спич, даже если это совсем не подразумевалось. Например, вы делитесь своими достижениями с приятелем, и ждёте от него поддержку и признание, а он может воспринять это, как вашу попытку возвысить себя перед ним или хвастовство. Конечно, вы вряд ли получите от него ту реакцию, которую ожидали, потому что передаваемая вами информация, была наделена ложным смыслом.

И это финальный этап коммуникативного акта. Вы получаете реакцию на ваше сообщение, но с учётом искажений ,полученных в ходе интерпретации и оценки информации в голове собеседника.

Теперь вы знаете какой путь проходит идея, прежде чем на неё отреагирует слушатель.

Помните о том, что качество вашей кодировки влияет на восприятие информации другими. Учитывайте, что любое сообщение будет интерпретировано и оценено в голове собеседника и не факт, что оно дойдёт до него в первозданном виде и с заложенными вами смыслами.