Для меня эта история началась в 2015 году, когда на берегу реки Омки я собрала два пакета резных деревянных цветов. Было нетрудно понять, откуда они взялись: рядом на старом доме рабочие меняли крышу и попросту сбросили резной фриз. Я и не догадывалась, что спустя несколько лет эти цветы помогут вернуть тому самому дому его первоначальное убранство...
Текст: Елена Мачульская, фото: Александр Бурый
И тогда я еще не знала, что в том же году в Самаре появился удивительный проект – фестиваль восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» (см.: «Русский мир.ru» №9 за 2016 год, статья «Краска, кисти и идея»). Его схема проста: волонтеры реставрируют исторические здания, благотворители помогают стройматериалами, деньгами и обедами. Нынешняя география фестиваля впечатляет: 75 регионов и 163 отреставрированных объекта. Команда Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) присоединилась к фестивалю в 2018 году.
Стараниями волонтеров в Омске отреставрированы четыре деревянных строения. «Такие здания создают гармоничную среду. Архитектура каждой эпохи имеет свои особенности, отказываться от какого-то пласта – губительно, – считает координатор «Том Сойер Феста» в Омске Святослав Коновалов. – Человек должен осознавать свою связь с историей. Если он каждый день будет ходить мимо современных бетонных «коробок», он может оторваться от реальности. Только когда мы видим все исторические пласты, мы понимаем, что откуда происходило, и осознаем свое место в мире».
А еще старинные дома хранят много тайн... И многое могут поведать о городе.
«СЕКРЕТНАЯ» ВЕРАНДА
Старые дома преподносят сюрпризы: при ближайшем рассмотрении выясняется, что они гораздо интереснее, чем кажется на первый взгляд.
И первый же отреставрированный волонтерами дом не стал исключением. Его выбрали по практическим соображениям: центр, проезжая улица... И во время реставрации выяснилось, что двухэтажный доходный дом на улице Булатова, построенный в начале ХХ века, скрывал веранду. «Скорее всего, изначально сдавался только первый этаж, а на втором жил хозяин, – рассказывает Святослав Коновалов. – В доме была гостиная, парадная, кухня и открытая веранда, где можно было отдыхать, пить чай и любоваться видом. О ней мы узнали только во время реставрации: в советское время веранду закрыли внешней стеной, обшили тонкими досками, сделали два окна».
Один из арендаторов дома предоставил волонтерам комнату под штаб-мастерскую и помещение для хранения инструментов и стройматериалов. На второй ярус строительных лесов выходили прямо из окна этой комнаты. «Этот объект запомнился прекрасными закатами – с лесов было хорошо видно, как заходит солнце. Поначалу было сложно приучить себя залезать на леса, было даже немного страшновато. Дом, который мне казался непримечательным с виду, открылся вдруг с другой стороны. Я увидела, какой он на самом деле интересный и нарядный, – рассказывает волонтер Мария Миленина. – Я коренная омичка, город очень люблю, вся моя жизнь связана с ним. Я – художник, с этюдником обошла множество исторических мест города, хотелось бы сохранить их красоту и самобытность. Мне понравилось, что очень разные люди здесь делают одно дело, переживают за свой город, хотят сохранить его исторический облик».
Со спонсорами организаторам фестиваля пришлось вести долгие переговоры – «было сложно объяснить, кто мы такие и что мы делаем». А вот желающих поучаствовать в обновлении старинного здания оказалось более чем достаточно. За три месяца волонтеры отреставрировали сохранившиеся детали декора, остальные заменили на новые, изготовленные самостоятельно.
Кстати, закрытие первого сезона омского «Том Сойер Феста» стало настоящим культурным событием: из Тары приехали актеры Северного драматического театра имени М.А. Ульянова и сыграли сцену из своего спектакля «Том Сойер».
В СЕВЕРНОМ СТИЛЕ
Омский резной деревянный декор исследователи именуют «деревянным позументом». Это своеобразные узоры, плотно прилегающие к основе. Они почти никогда не образуют крупных объемных или ажурных фрагментов. Выразительные средства при этом приближаются к графическим. Причем эти элементы могут быть необычными: например, копья и круглый скандинавский щит. Казалось бы, как связаны сибирская степь и Скандинавия? А дело в том, что запечатленный на картинах многих омских художников обветшавший деревянный особняк с башенкой (улица 30 лет ВЛКСМ, 39) был построен во времена модерна, для которого характерны орнаментальность и декоративность.
Разглядеть затейливый узор вблизи я смогла лишь тогда, когда присоединилась к волонтерам «Том Сойер Феста». Правда, мне не сразу доверили работу с орнаментом. Сначала пришлось научиться обращаться с ножницами для металла, которыми нужно было вырезать из листовой жести детали черепицы для купола башенки. Затем мне поручили счищать старую краску с резьбы, которой более ста лет. А после я поднялась на крышу – вид оттуда открывался впечатляющий. Прибавьте ко всему этому атмосферу, царившую на реставрации дома. Можно сказать, что здесь царил какой-то пусть маленький, но правильный мир. С уютным двориком, чаем с десертами от спонсоров, водой из колонки, заброшенным старым домом, на крыльце которого так здорово в минуты передышки читать книгу. Ах да! Еще был мохнатый поклонник волонтеров – местный пес Грэй, мимо которого просто так не пройдешь, обязательно обнимет...
Лет пятнадцать назад в доме случился пожар, огонь уничтожил многие элементы декора. «Цоколь тоже был разрушен, из фундамента росло дерево, его пришлось пилить. А еще там был слой пепла толщиной примерно 3 сантиметра. Пожар был давно, но пепел никто не убирал. Мы были все натурально черные, пепел летел во все стороны», – вспоминает Святослав Коновалов. Цоколь фактически пришлось выкладывать заново, я помогала просеивать песок для раствора, замазывала щели и пустоты между кирпичей. А однажды мне довелось приколачивать к наличникам декоративные круги и палочки. Без разметки – вымеряешь линейкой на уже готовом окне, а все остальное на интуиции.
Лучше всего здесь было по вечерам. Когда сгущались синие сумерки, на доме развешивали лампы, похожие на старые фонари. Свет от них – теплый, какой-то волшебный. В такие моменты, даже просто замазывая шпаклевкой трещины в старинной резьбе, ощущаешь присутствие сказки. А еще я тогда поняла, что некоторые детские мечты все же сбываются. В детстве мне попалась чудесная книжка про реставраторов и очень хотелось заниматься чем-то аналогичным. И вот – пожалуйста.
Дом действительно ожил, когда его начали красить. Я разработала собственный алгоритм подъема наверх банки с краской и кисточек, причем проделывать это приходилось несколько раз за вечер. Мне доставалась в основном «акробатическая» покраска на труднодоступном участке. До него я добиралась без стремянки: спускалась с верхнего яруса. Правда, потом долго оттирала уайт-спиритом капюшон куртки, испачканный зеленой краской...
«Мы не нашли данных о хозяине этого здания, отыскали только имя владельца участка, а дом построили на десять лет позже. Возможно, именно Петр Маньков и построил дом на этом участке», – говорит Святослав Коновалов.
Сегодня в этом доме живет не самая благополучная семья. Жильцы, конечно, порадовались происшедшим переменам, но не более. Впрочем, как бы то ни было, башенка с зеленым куполом теперь местный маяк, который видно издалека.
БЕЛОЕ КРУЖЕВО РЕЗЬБЫ
Наконец у волонтеров дошли руки до дома на берегу реки Омки – того самого, у которого я подобрала детали декоративной резьбы. Обновленный доходный дом братьев Степановых (улица Пушкина, 15) «собрал» панораму, дополнив отреставрированный ранее дом купца Коробейникова и принадлежавшую ему баню. В результате оформилась часть исторической улицы Часовитинской.
Этот проект стал самым большим и сложным в сезоне фестиваля 2021 года по всей России. Доходный дом в богатом купеческом квартале неподалеку от здания городской думы был построен в конце XIX века. Мещане братья Степановы сдавали квартиры внаем людям определенно не бедным, о чем свидетельствует лепнина, сохранившаяся на потолке в одной из квартир. Кто мог квартировать здесь во времена, когда Омск называли «сибирским Лейпцигом», остается только гадать. После революции дом стал коммуналкой. Его несколько раз перестраивали: исчезла парадная лестница (лестничный пролет разгородили на комнаты, вместо двери сделали окно), появилась пристройка. В 2015 году дом попал в программу капремонта, и на нем заменили крышу, не позаботившись о том, чтобы сохранить резьбу. И только шесть лет спустя удалось вернуть то, что, казалось бы, было утрачено безвозвратно.
Декор восстанавливали по сохранившимся фрагментам деревянного кружева. Трилистники под самой крышей – по найденным мною деревянным цветам. В общей сложности волонтеры выпилили около 60 метров резьбы взамен утраченной. «Это титаническая задача для волонтерского проекта, и мы выполнили ее достойно! Предки выпилили все эти узоры ручной пилкой, что заняло немало времени. Мы же, имея в руках электроинструмент, просто обязаны были воссоздать декор», – констатировал координатор проекта.
Очень долго пришлось очищать этот дом от старой краски. Работа пыльная – в прямом смысле этого слова, но необходимая. «Когда я придумал слоган «Любим свой город с кистью в руках!», то отталкивался от сути фестиваля, но на деле оказалось, что 80 процентов времени в руке волонтера отнюдь не кисть, а цикля – инструмент для сдирания старой краски», – улыбается Святослав Коновалов.
Между прочим, краски на элементах декора было изрядно – четыре слоя. Так что очистку закончили уже тогда, когда выпал снег. Заодно выяснили, что изначально дом был зеленого цвета – в старом Омске многие дома красили именно такой краской.
Этот старый дом будто ждал тех, кто вернет ему былую красоту. Когда мы начали очищать от старой краски наличники, то оказалось, что на всех сверху есть два гвоздя, прежде явно фиксировавших какой-то элемент декора. Некоторое время все ломали голову над загадкой, но, к счастью, она разрешилась сама собой. В конце августа за наличником окна на втором этаже под толстым слоем пыли обнаружился сохранившийся точеный «вазон» и две целые «короны», которые прежде украшали наличники. С помощью краудфандинга удалось собрать средства на токарные работы и восстановить убранство окон во всем великолепии.
А осенью нашлась архивная фотография, поставившая перед волонтерами новую задачу. «Когда мы начинали работу, то не знали, что здание имело фронтон, на его месте была просто косая линия, вертикально зашитая досками. Но на фотографии отчетливо читался контур фронтона, и мы поняли, что не можем себе позволить его не сделать. Мы докупили несколько досок, остальные предоставили благотворители. Мне пришлось залезть на крышу и болгаркой отпилить метр профнастила. Потом мы с отцом подняли наверх доски, и отец сколотил фронтон, который удачно вписался в габариты здания», – рассказывает Святослав Коновалов. Отец Святослава, Игорь Леонидович, профессиональный реставратор, восстановивший в Омске много старинных зданий.
Вообще, открытия в доме следовали одно за другим. Удалось найти новую информацию и про сам дом: предполагалось, что здание построили в 1910 году, но оно оказалось запечатлено на фотографии 1897 года.
Во время реставрации этого дома я снова занималась «высотными работами»: красила доску за узорным карнизом на самом верху. Рядом шумела старая ива, ронявшая желтые листья, а небо – темное, со звездами в разрывах облаков, – казалось, было совсем рядом, только руку протяни. Конструктивные дополнения на фасаде мы красили уже во время метели и штормового ветра. И это было захватывающе: передвигаться с банкой краски по занесенным снегом лесам – задача нетривиальная.
А в самом доме, где волонтерам под мастерскую выделили пустующую квартиру, было удивительно тепло и уютно. Там мы красили ставни. Несколько раз мы зажигали свечи, пили чай с мандаринами и апельсиновым пирогом, пели под гитару. И еще оказалось, что там удивительно хорошо писать, рисовать или читать книгу.
В конце декабря состоялось закрытие сезона, на которое пришла пожилая дама, чье детство прошло в этом доме. Нина Михайловна Куминова поведала много интересного: «Эти деревья мы ребятишками посадили в 1950-е годы, потом с коромыслом ходили на колонку, поливали – следили, у кого дерево лучше растет... Вот в той квартире Раиса Михайловна жила, она нас учила готовить, убираться, стирать. Напечет пирогов и идет всех угощать. Мы все жили как одна семья. Как-то играли свадьбу, так у нас стояли столы, в другой квартире готовили, а в третьей – танцевали. И никто никогда не думал, что кто-то украдет что-то, все было открыто. Когда мы отсюда переехали, мне было дико, что все закрылись в своих квартирах, никто ни с кем не разговаривает, нет такого общения, которое здесь было»...
Обновленный дом стал настоящим украшением улицы. А лучшей оценкой трудов волонтеров стало мнение старейшей жительницы этого дома. Валентине Тышик 91 год. На улице Пушкина, 15 она поселилась в 1942 году и помнит дом еще до реконструкций: с печным отоплением, без пристроенного подъезда. Волонтеры показали Валентине Федоровне фотографии обновленного здания на экране мобильного телефона. «Вижу дом таким, каким он был во времена моей молодости!» – восхитилась она.
ВОЗВРАЩЕННАЯ БАШНЯ
Теперь угловой деревянный дом на улице Герцена вновь увенчан башней. А напротив него на другой стороне улицы находится многоэтажное здание, верх которого тоже украшен башней. «Гармония пространства восстановлена, и будем надеяться, что восстановлена гармония еще и в людских душах», – говорит Святослав Коновалов.
В данном случае удалось установить имя владельца: известно, что в 1911 году домом владел купец Андрей Иванович Бекишев. Скорее всего, в одной части здания жил он сам, а в другой держал небольшую торговую лавку: со стороны улицы Герцена есть большие окна – похоже, это были витрины. На восстановление особняка Бекишева ушло четыре с половиной месяца. Причем помимо омичей в этот раз в работах приняли участие студенты из Индии и Ливана. «Было очень интересно. Мы часто приходили, несмотря на то, что у нас было много учебы. Продолжайте сохранять свое историческое наследие, поддерживайте его и не теряйте», – говорит Дхармендра Шарма из индийского города Агры.
Не остались в стороне от реставрационных работ и жители дома – сейчас здесь живут три семьи. «Мне даже не снилось, что нам могут бесплатно сделать ремонт. Приходили работать даже маленькие дети! Я волонтерам пирожки пекла, печенье. Они говорили: да вы что, нас закормить решили?» – вспоминает Бута Саржанова, которая живет здесь более сорока лет.
Студентка Омского университета дизайна и технологий Ирина Боринос приходила на улицу Герцена чуть ли не каждый день. «Как-то я увидела сюжет про фестиваль в Самаре, и мне очень понравилась идея. Потом случайно нашла в соцсетях омскую группу, подписалась и следила за новостями несколько лет. А потом мне очень захотелось посмотреть, узнать, научиться, – рассказывает Ирина. – Восстанавливая дома, мы сохраняем часть нашей общей истории, каждый раз ты как будто доказываешь всем вокруг, что это не старая развалюха, а история, и притом очень красивая. Мне нравится рабочая атмосфера, общение, новые знакомства, интересные, увлеченные люди».
Самый сложный этап реставрации – восстановление башни на крыше дома – занял несколько месяцев. Ведь от нее осталось только основание на чердаке. «Когда мы поднялись на чердак, то увидели гнезда от стоек этой башни, измерили расстояние между ними. А дальше просто вычислили, какой при таком расстоянии между элементами выстраивается правильный восьмерик. Высоту пришлось вычислять интуитивно. Я сначала предложил сделать башню выше. Но тогда и работы больше, и материала больше уйдет. В итоге мы остановились на компромиссном варианте. Если сравнить результат с историческим фото, видно, что в масштабе мы не ошиблись», – рассказывает Игорь Коновалов.
...Каждое обновленное здание возвращает городу часть утраченного исторического облика. Старинные деревянные постройки, возведенные и украшенные в соответствии с вековыми традициями, наполняют городской ландшафт ощущением единения человека с окружающим миром – то есть делают город живым.