В базилике Сан-Эусторджо в Милане есть очень странная фреска под названием "Сцена из жизни Петра Веронского", на которой изображены Пётр и Мадонна с младенцем.
Что в этом может быть необычного? Пожалуй, тот факт, что и Мадонна, и маленький Иисус изображены с дьявольскими рогами...
Из истории
Начать стоит с того, что эта базилика была заложена в 4 веке нашей эры миланским епископом Евсторгием (343-349 гг. н.э.). По преданию, император Константин I подарил ему каменный саркофаг с мощами трех волхвов, принесших дары маленькому Иисусу. Для них и была построена церковь Сан-Эусторджо.
Позднее к этим мощам прибавились и другие, включая самого Евсторгия, позже причисленного к лику святых. Однако, к 10 веку здание обветшало, и его решили перестроить.
Так в 11 веке появилось изысканное здание в романском стиле. Правда оно несколько пострадало и было разграблено (включая мощи трёх волхвов) после того, как Милан захватил Фридрих Барбаросса (1122-1190).
Изрядно потрёпанное здание досталось монахам-доминиканцам, которые за следующие столетия проделали поистине монументальную работу по восстановлению базилики.
Капелла Портинари
В 14 и 15 веках доминиканцы переживали расцвет и не скупились на расширение и убранство церкви. Именно здесь, на колокольне базилики Сан-Эусторджо, в 1335 году появились первые в Италии башенные часы.
Кроме этого, церковь стала "обрастать" капеллами в стиле ренессанса - капелла Бривио, капелла Висконти и капелла Портинари. Последняя из которых стала образцом ломбардского ренессанса, ведь её украсили фрески выдающегося итальянского художника Винченцо Фоппа (1430-1515).
И именно его руке принадлежит рисунок Мадонны с рогами, которую можно увидеть на одной из четырёх фреск, описывающих сцены из жизни Петра Веронского.
Инквизитор
Интересно, что родившись в семье приверженцев катарской веры (это ответвление христианской религии, в которой добро и зло являются двумя равными частями мироздания), Пётр Веронский (1205-1252) пошел по "правильному" пути и стал католиком.
Борьбу с катарами он сделал едва ли не целью своей жизни, отчаянно пытаясь обратить их в католичество. Сначала он был настоятелем доминиканского монастыря, потом проповедником, а ещё позднее инквизитором Ломбардии.
Неудивительно, что Пётр нажил себе много врагов среди катар, которых он открыто называл еретиками. На него несколько раз устраивали покушения, и в 1252 году одно из них, организованное катарским епископом, "увенчалось успехом".
Канонизация
Если смотреть на него непредвзято, то Пётр Веронский был самым обычным священнослужителем, и не было никаких предпосылок к тому, что его сделают святым. Однако, он дружил с папой римским, Иннокентием IV (1195-1254), которому нравилось рвение инквизитора, его отречение от катарской родни, а ещё он по достоинству "оценил" его мученическую смерть.
В итоге, его причислили к лику святых всего через 337 дней после смерти - это стало рекордом для католической церкви, который не побит по сей день. А вскоре пошли разговоры, что при жизни Пётр Веронский творил немало чудес: исцелял больных, наставлял людей на истинный путь и, конечно, боролся с "иноверцами" - катарами.
Так Пётр Веронский стал одним из самых почитаемых святых в Италии. В 14 веке скульптор Джованни ди Бальдуккьо (1290-1339) возвёл для его мощей величественный ковчег из мрамора, который был установлен в капелле Портинари, а живописец Винченцо Фоппа украсил своды фресками со сценами из его жизни.
Сакраментальный хлеб
Вот мы и подошли к фреске, на которой можно увидеть рогатых Мадонну и Иисуса. Но, как можно догадаться из затянувшегося вступления, главными фигурами здесь выступают не эти двое, а Пётр - мужчина, держащий в руках кусочек благословенного хлеба.
Согласно легенде, в тот день Пётр отправился к катарам с проповедями, чтобы в очередной раз попытаться убедить их в том, как они заблуждаются, веруя в равнозначность добра и зла.
В какой-то момент Пётр заметил в толпе Мадонну с младенцем, у каждого из которых имелись небольшие рожки на голове. Женщина ходила среди катар, говоря им, что проповедник их обманывает. Чтобы изобличить самозванку, он достал кусочек благословенного хлеба и подал его женщине со словами:
- Если ты - Матерь Божия, вкуси сего хлеба!
Дьявол, прятавшийся за личиной Мадонны и Иисуса, тотчас сгинул, а все катары обратились в католицизм. Настоящий "хэппи энд", если не знать предысторию этой фрески.