В книге Лидии Чуковской «Памяти детства» автор «Мойдодыра» и «Мухи-цокотухи» изображен глазами собственного ребенка, который откровенно рассказывает о детстве и фигуре отца. Благодаря этому мы узнаем о Корнее Ивановиче множество любопытных и неожиданных фактов.
1. Корней Иванович был великаном
Действительно, рост у Чуковского был выше среднего и даже использовался его детьми в качестве меры длины:
«Кто выше его? Нет такого! Им, его длиною, можно измерять заборы, ели, сосны, волны, людей, сараи, деревья, высь и глубь».
В Советском Союзе средний рост мужчины вплоть до 1950-х годов не превышал 170 сантиметров, поэтому на фоне остальных Корней Иванович и вправду смотрелся великаном.
Настоящей же проблемой для Чуковского стал поиск обуви, поскольку к высокому росту прилагался и большой размер ноги. В своих воспоминаниях Лидия Чуковская пишет, что отцу был бы в пору сапог с вывески обувного магазина, но он был один, а ноги у Корнея Ивановича, к счастью, было две.
2. Корней Иванович учил своих детей какой-то чепухе
Точнее было бы сказать, что Чуковский учил детей не чепухе, а с помощью чепухи. Чтобы научить Колю и Лиду английскому, Корней Иванович выдумывал для них составленные из пройденных слов фразы, которые звучали примерно так:
«Сухопарая экономка знаменитого лысого путешественника, заболев скарлатиной, съела яичницу, изжаренную ею для своего кудрявого племянника. Вскочив на гнедого скакуна, долгожданный гость, подгоняя лошадь кочергой, помчался в конюшню...»
Детей очень веселила выдуманная Чуковским белиберда, и они лучше запоминали слова.
3. Корней Иванович был самоучкой
В 1887 году вышел циркуляр о «кухаркиных детях», который ограничивал доступ к образованию для низших слоев общества. В соответствии с этим указом Корнея Ивановича отчислили из пятого класса гимназии, поскольку он был внебрачным сыном крестьянки Екатерины Осиповны Корнейчуковой и одесского дворянина Эммануила Левенсона. Вскоре после рождения сына отец бросил семью, и в последствии Корней Иванович, настоящее имя которого было Николай Корнейчуков, взял себе псевдоним, образованный из фамилии матери. Всю свою жизнь Корней Иванович активно занимался самообразованием, а в 1962 году Оксфордский университет присудил ему степень Доктора литературы.
4. Корней Иванович не любил праздники
Корней Иванович не мог сидеть без дела. Он работал денно и нощно, всегда стремился узнать что-то новое, а свободное время проводил с детьми, выдумывая разные игры и соревнования. Праздники и походы в гости он не любил, поскольку они проходили в соответствии с принятыми в обществе традициями и неизменно вызывали у него скуку и неприятие. Как писал в дневнике Чуковский: «Я ненавижу безделье в столь организованной форме».
5. Корней Иванович мучился бессонницей
Чуковский был очень впечатлительным человеком, постоянно обдумывающим идеи для новых статей и книг. С 25 лет он страдал из-за расстройства сна: когда он ложился в постель, образы и мысли крутились в его голове, и порой он подолгу не мог заснуть, а иногда вовсе не спал и снова принимался за работу. В семье Чуковских очень берегли сон отца, когда Корней Иванович ложился днем вздремнуть, мать отправляла детей гулять подальше на берег Финского залива, чтобы оттуда не были слышны их крики, а периодически они сами дежурили у ворот, не пуская домой непрошенных гостей, пока папа спит.
6. Корней Иванович любил, чтобы ему читали на ночь
Страдающий бессонницей, Корней Иванович рано ложился спать и просил почитать ему перед сном:
«Вторжение чужого мира — чужих чувств, мыслей, образов — насильственно отвлекало его от очередного пункта помешательства: от очередной статьи, продолжавшей ломиться в мозг помимо воли ее автора... Надо было поставить преграду, барьер — чужим текстом».
Таким образом, это не Чуковский читал детям на ночь, а как раз наоборот. Как только Лида научилась хорошо читать, она стала папиным постоянным чтецом: мама была слишком нервозной для успокаивающего чтения, а старший брат Коля не мог скрыть зевоту. Лиде нравилось усыплять отца и быть командиром, от которого зависит сон Корнея Ивановича, это была их общая игра. Как пишет Лидия Корнеевна, для нее это занятие имело литературно-педагогическое значение, а для отца — медицинское.
7. Корней Иванович боялся телефонов
Автор стихотворения «Телефон» в самом деле вплоть до старости не смог привыкнуть к этому техническому новшеству и страдал от телефонофобии. Как пишет Лидия Корнеевна, ее отец был горячим телефононенавистником, предпочитая живое общение и переписку. Несмотря на то, что аппарат был в его доме, Корней Иванович всячески избегал телефонных разговоров, выдумывал разные отговорки («Скажи-и ей, что я уже у-умер и по-хо-ронен на Во-олко-вом кладбище!») или же сразу вешал трубку. Однажды, когда дочь вошла в кабинет отца, она услышала странное бульканье: оказывается, Корней Иванович засунул телефонную трубку в ящик стола, откуда он ее периодически доставал и поддакивал: «Чудесно! Я с вами совершенно согласен!»
👉🏻 Подписывайтесь на наш канал, чтобы иметь книжные рекомендации на любой случай!