Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Мачете, психоз и Троица. Изменение религиозного сознания толпы во время геноцида в Руанде

Оглавление

Под пламенным солнцем, в самом центре Африки, 6 апреля 1994 года человечество снова доказало, что плохо усваивает уроки истории.

Геноцид в Руанде стал одним из самых вопиющих актов убийства человека за все наше существование. В конце XX века, когда повсеместно обличается насилие и нацизм, провозглашаются естественные права человека и терпимость, весь мир будто не замечает, как утопает в крови самая христианская страна Африканского континента.

По своей скорости и жестокости геноцид в Руанде выделяется даже на фоне Холокоста. Массовый психоз, охвативший тогда миллионы, до сих пор изучается специалистами из самых разных областей.

От 500 тысяч до 1 миллиона погибших всего за три месяца, ужасные кино и фотохроники преступлений, детоубийство, изнасилования, пытки, а также травмированная психика тех, кому посчастливилось выжить в той мясорубке.

В самой Руанде эта тема является табуированной. Но ещё более табуированной или искаженной она долгое время была на западе, где никто из официальных лиц не хотел брать на себя ответственность за произошедшее.

Молчала и западная церковь. Ведь Руанда стала тем местом, где христианский священник мог воскликнуть «убейте их всех и снесите церковь!»

Руанда.

Руанда – Государство в восточной Африке. Граничит с Конго, Танзанией, Бурунди, Угандой.

-2

Основной язык - руандийский.

Плотность населения на 1994 год – 255.6 человек на км2 (общая площадь страны 26338 км.)

Столица г. Кигали.

С 1884 года находилась под колониальным управлением Германии, с 1919 года под управлением Бельгии. С 1962 полностью независима.

В стране проживает три основные этнических группы – Хуту (80%) Тутси (15%) и пигмеи тва (5%).

На момент геноцида население составляло 7 миллионов человек.

Абсолютное большинство населения на тот момент верующие: из них 90% христиан.

Хуту и Тутси. В чем разница?

В эпоху королевств на территории современной Руанды проживали племена пигмеев тва. Позже сюда в поисках деревины переселились банту – группа народов, среди которых предположительно были Хуту и Тутси.

Тутси считается самым высоким народом Африки.
Тутси считается самым высоким народом Африки.

Неизвестно достоверно, кто из них пришел первым и насколько сильны их этнические различия. Мы знаем, что со временем у них появился общий язык и верования, смешанные семьи и в итоге понимание друг друга как единого народа. Основные отличия между ними были в ремесле: Хуту занимались земледелием, а Тутси скотоводством. Изначально само слово Тутси означало «богатый скотом».

В начале XVIII Территория их расселения делилась на 8 королевств. Самое сильное из них, Руанда, постепенно захватило все соседние королевства. Сильное социальное расслоение между Хуту и Тутси произошло в результате реформ короля Кигели VI Рвабугири. Он закрепил за Тутси право передавать свой скот и статус по наследству.

Влияние Германии и возвышение Тутси

Ещё сильнее расслоение произошло в колониальную эпоху. Сначала Германская империя решила сделать упор именно на Тутси – они считали, что те были выходцами из Эфиопии и наиболее близки к европейцам по происхождению, а значит априори лучше Хуту по расовому признаку и подходят в качестве приближенных слуг.

Позже, когда территория перешла под управление Бельгии, колониальное правительство провело здесь свои административные реформы по образцу Конго. Они также сделали ставку на Тутси - многие плодородные земли Хуту были приватизированы, а им были выплачены минимальные компенсации. Все последующие реформы лишь увеличивали налоговое бремя Хуту, закрепляя привилегированное положение Тутси.

До 1935 года зажиточный Хуту мог перейти в Тутси, однако после введения графы национальность в паспортах, эта возможность окончательно исчезла и разделила страну на «до» и «после».

Чувствуя опасность своего положения, уже после ВМВ, многие Хуту пытались найти поддержку у христианского духовенства и те действительно поддержали их. Теперь большая часть местных священников создавалась из Хуту, а это означало значительный рост их интеллигенции и связей с западными странами. Это не осталось без внимания местного короля, Тутси почувствовали угрозу своему положению и решили ответить.

Классовые и «этнические» столкновения

В 1959 году обостренная ситуация в стране привела к покушению на заместителя вождя Хуту Доминика Мбоньюмутву. Покушение провалилось, однако это стало толчком для взаимной агрессии – по всей стране Хуту и Тутси начали взаимные нападения.

Этим быстро воспользовались бельгийцы. Желая сохранить свое главенствующее положение в регионе, они поддержали этническое большинсвто Хуту, и с их помощью в 1960 году руандийский король был свергнут и провозглашена республика. Несмотря на помощь Хуту, уже через два года страна стала свободной от Бельгии.

Но классовые и этнические столкновения не затихали. Многие Тутси, особенно связанные с предыдущей администрацией, опасаясь расправы, бежали за границу в соседние страны – Бургунди, Танзанию, Заир и Уганду. Там они находились на правах беженцев в стихийно созданных лагерях, в которых не было никаких условий содержания, да и местные власти были им не особо рады. Беженцы начали объединяться в вооруженные отряды и пытаться вторгнуться назад в Руанду. Хуту прозвали эти отряды «иньензи», что переводилось с руандского как «тараканы».

Этим разрозненным отрядам не удалось добиться успеха и нападения на Тутси внутри Руанды лишь участились. Уже к 1964 году более 300 тысяч Тутси покинули страну.

Мнения насчет этих событий разнятся, но некоторые исследователи называют его настоящим началом геноцида в Руанде. Но настоящий ужас был впереди.

Доминирующее положение Хуту в Руанде изменилось в 1980-ом году. Один из отрядов Тутси в количестве 500 человек, возглавляемый Фредом Рьвигемой, принимал участие в гражданской войне в соседней Уганде. Там им удалось добиться успеха и привести к победе свою коалицию. Успех окрылил Рьвигема и его соратников, они незамедлительно начали готовить полномасштабное вторжение на родину – из разрозненных отрядов повстанцев сформировалась единое оппозиционное командование, которое должно было атаковать границу Руанды в разных частях, а в самой армии Руанды была создана сеть своих шпионов. Новую повстанческую группировку назвали «Руандийский патриотический фронт» (РПФ) и в нем были как Тутси, так и недовольные официальным правительством Руанды представители Хуту.

Фред Рьвигем
Фред Рьвигем

В 1990 году началось вторжение, которое длилось с переменным успехом вплоть до создания общего переходного правительства в 1993 году. В том же году по согласованию всех сторон конфликта в страну были введены миротворцы ООН.

Важно добавить, что и Тутси и Хуту в этот период смогли найти свое спасение в церквях, в которых чаще всего прятались от нападений. Количество церквей на территории Руанды было огромным – не менее 7 тысяч. Они были что-то вроде безопасных островков, где церковь выступала гарантом их жизни, а авторитет священников был выше идейных и классовых противоречий.

Церковь Нтарама в 30 км от столицы Руанды. Из нее сделали мемориал. На балках висит одежда погибших. В апреле 1994 года в храме убили 5000 человек.
Церковь Нтарама в 30 км от столицы Руанды. Из нее сделали мемориал. На балках висит одежда погибших. В апреле 1994 года в храме убили 5000 человек.

Рост национализма и первые шаги к трагедии

В стране, по сути, происходил классовый конфликт, который быстро стал менять свой окрас. Если многие Тутси помогали или сочувствовали РПФ, то радикальные Хуту пошли другим путем.

Они стали активно вооружать гражданских представителей Хуту мачете, объясняя это «необходимостью самообороны». На базе этих гражданских были созданы «местные силы самообороны» или «интермахаве» - фактически военное ополчение, которое регулярно проводило тренировки. Их количество быстро росло, всего за год после создания увеличившись втрое до 30 тысяч человек.

Армия Руанды тоже вносила свою лепту, активно закупая оружие за рубежом. Забавно, но одну из самых крупных сделок заключили с будущим генсеком ООН (гарантом мира), а на тот момент дипломатом Египта, Бутрос Бутрос-Гали. Не менее иронично выглядит крупная сделка с Израилем, на обсуждение значения которой в этой стране наложен запрет. Эти события ещё сыграют свою роковую роль.

Бутрос Бутрос-Гали
Бутрос Бутрос-Гали

Стали появляться многочисленные организации и движения Хуту, радикально настроенные как к относительно умеренному правительству, так и к представителям других «этносов», в первую очередь Тутси. Среди них были «Национальное революционное движение за развитие» (MRND), «Коалиция для защиты республики» (CDR), «Власть Хуту» (Hutu Power).

Столкновения между РПФ и правительством Руанды продолжались вплоть до избрания президента Жювеналя Хабиримана. Несмотря на то, что он был выходец из Хуту и долгое время сам противостоял РПФ, он понимал, что стране нужен мир и пытался лавировать между интересами всех сторон. В своей политике он активно опирался на страны запада и ООН.

Жювеналь Хабиримана
Жювеналь Хабиримана

Подготовка к геноциду и реакция ООН

Таким положением вещей были очень недовольны в одном из самых крупных националистических движений «Власть Хуту». Они считали президента и государственное «Радио Руанда» излишне либеральными и настаивали на более радикальных решениях. Ими было организовано собственное «Свободное радио и телевидение тысячи холмов», которое быстро набрало популярность. Главными темами этих эфиров стали грязные расистские шутки над Тутси, накачивание людей ненавистью к другим расам, а также «религиозное» и «антропологическое» обоснование превосходства Хуту. Эта организация первой стала составлять списки «предателей», которых надо уничтожить.

Вместе с пропагандой «Власть хуту» стали завозить в страну все, что могло быть использовано как оружие – мачете, ножницы, ножи, бритвы и пилы, продолжая заявлять о бытовом использовании этих предметов.

Очень быстро новая идеология проникла и в ряды военного ополчения «интермахаве» и армию. Влияние и сила «Власть Хуту» очень быстро росла и захватила многих высокопоставленных чиновников. Теперь они ждали удобного момента, чтобы ударить.

Момент очень быстро настал – в соседней стране Бурунди террористами Тутси был убит президент Мельхиор Ндадайде, этнический Хуту. Это было использовано как сильный информационный повод. Теперь помимо высмеивания Тутси, «радио свободных холмов» уже открыто призывало к их уничтожению. Скрываться было больше не нужно, теперь радикальным сторонникам Хуту передавали не только холодное, но и автоматическое оружие.

Президент Мельхиор Ндадайде
Президент Мельхиор Ндадайде

Тревогу забил командующий войсками ООН в регионе Ромео Даллер. Он прислал факс в штаб-квартиру ООН с докладом, в котором указывал, что радикалы Хуту хотят убить ряд граждан Бельгии, чтобы заставить эту страну воздержаться от участия в конфликте. К тому же, по его оценкам, всего за полчаса могут погибнуть не менее тысячи Тутси и эта цифра будет продолжать расти, если бездействовать. Генсек ООН Кофи Анон лишь отмахнулся, сославшись на невозможность участия миротворцев ООН во внутренних делах суверенной страны.

Пару слов об ООН. Именно в этом конфликте организация доказала свою полную несостоятельность своим же задачам. Несмотря на все доклады, которые предлагали варианты предотвращения трагедии, им проще было молча наблюдать со стороны. А когда случился ад на земле, миротворцам было приказано развернуться и уйти.

«День, когда бог нас покинул»

6 апреля 1994 года, самолет на котором летел президент Руанды Жювеналь Хабиаримана, был сбит на подлете к аэропорту столицы Киголи.

Вместе с ним погиб президент Бурунди Сиприен Нтарьямира и ещё несколько высоких чиновников от обеих стран. Оба они следовали с очередного раунда переговоров по урегулированию руандского конфликта между РПФ и официальной властью. Не столь важно, кто сбил самолет, важно, что последний мостик хрупкого мира между Хуту и Тутси рухнул. Радикалы Хуту моментально воспользовались ситуацией.

Власть захватили военные, а на попытки премьер-министра возглавить страну, ответили отказом, сославшись на «недоверие народа». Было ясно, что все идет к краху. Премьер-министра Агату Увилингиймана в сопровождении 10 бельгийских солдат попытались доставить на государственное радио с целью обратиться к народу, но и его уже заняли военные.

Премьер-министр и её муж были схвачены и убиты, а охранявшие их бельгийские солдаты подвержены пыткам и жестоко казнены. Чудом удалось спастись их детям, которых позже вывез офицер миротворцев Мбайе Дианем. Помимо премьер-министра по уже составленным спискам «Власть Хуту» стали устранять всех умеренных лидеров мнений и интеллигенцию.

Чем же этот переворот отличается от всех подобных в Африке того периода?

Сразу после крушения самолета с президентом страны, захватившая власть военная хунта во главе с полковником Теонесте Багосора заявила по радио следующее: «Самолет сбили силы РПФ и нам необходимо отомстить. Убейте всех Тутси, до которых сможете добраться».

Теонесте Багосора
Теонесте Багосора

И полились реки крови. Президент стал сакральной жертвой и именно в его провинции первой началась резня. Насилие как ком захватывало одну провинцию за другой.

В этой статье я убрал подробное описание того, как действовали Хуту в отношении Тутси. Версия без цензуры доступна на моем канале бусти.

Трагическим оказалось ранее принятое решение о графе национальность в паспорте – именно по ней в первую очередь определяли тех, кто в ту же секунду уничтожался без всякой жалости.

Всему этому безумию пытались помешать РПФ. Но до их победы в стране шли долгие три месяца полного безумия. Жертвами геноцида стали не менее 20% населения (убитые, раненные, без вести пропавшие, изгнанные из страны) всего за 100 дней.

Многие Тутси по привычке укрывались в церквях, рассчитывая найти там убежище. Это стало для них поистине трагичным решением.

Религиозное обоснование насилия

Руандийский геноцид стал далеко не первым, где религиозный фактор был одним из определяющих. К сожалению, долгое время тема неформально была закрытой на западе и её изучение чаще касалось участия церкви в восстановлении Руанды уже после трагедии. Значительно позже появились работы о влиянии религиозного фактора на ту необъяснимую жестокость. Такие работы были посвящены Римско-католической, Епископальной и прочим церквям.

Особое внимание в этих исследованиях стали уделять религиозной пропаганде, виктимизации Тутси, а таже мифологизации сознания и подмене понятийного аппарата. Изучение этой темы сделало ряд важных открытий, в том числе касающихся особого понимания «бога Хуту». Но вместе с тем, долгое время оставался неосвещенным вопрос: почему среди руандийских христиан насилие в храме стало нормой?

Разобраться в этом нам помогут рассказы очевидцев.

Воспоминания одного из участников геноцида Альфонсо Хитияремье по поду резни в католическом приходе Нтарама (фотография помещения церкви в первой части данной статьи) от 15 апреля 1994 года:

«В четверг, когда мы пришли в церковь в Нтараме, люди просто лежали там в тусклом свете, раненые были видны между скамьями, невредимые прятались под скамьями, а мертвые лежали в проходах до самого подножия алтаря. Мы были единственными, кто поднял шум. Они, они ждали смерти в тишине церкви. Для нас более не имело значения. Что мы оказались в доме Божьем. Мы кричали, мы отдавали приказы, мы оскорбляли, мы насмехались. Мы проверяли человека за человеком, осматривая лица, чтобы добросовестно прикончить всех. Если у нс были какие-то сомнения по поводу предсмертной агонии, мы вытаскивали тело наружу, чтобы осмотреть его при свете небес».

Все, кто участвовал в истреблении Тутси в храме в Нтараме тоже были христианами. Однако в их сознании храм больше не был местом, где необходимо особое поведение и почтение. Теперь это место приравнивалось к любому другому общественному и убийство Тутси стало здесь рутинным делом.

Ранее я уже упоминал, что раньше во время конфликтов в Руанде храм выступал надежной защитой – к примеру во время обострения конфликта 1990-1992 года тысячи Тутси прятались в приходе Кизигуро.

Во время геноцида 1994 года не менее 3700 Тутси также попытались укрыться в этом приходе, где все были истреблены. То же самое ждало и тех, кто попытался укрыться в церкви Ньямата. От 5 до 7 тысяч Тутси поспешили туда. Выжили единицы.

Подобное происходило в любых других религиозных зданиях. Они больше не были неприкасаемы, но Тутси об этом не знали и один за другим попадали в западню, из которой не было выхода. Во время международного трибунала по геноциду в Руанде эта тема была затронута отдельно. Отмечалось, что многие представители администрации и священники, намеренно или по незнанию, собирали Тутси в этих местах, заманивая их в ловушку.

Почему религия не спасла Тутси?

Эти события тогда не нашли объяснения. Руанда по количеству церквей на душу населения была лидером среди Африканских стран, а более 90% населения были верующими христианами из которых:

- Римско-католическая церковь (62%);

- Протестантские церкви (в первую очередь англиканская) (26%);

- Местные верования (10%);

- Также было небольшое количество мусульман (примерно 2% от общего числа верующих).

Религиозность Хуту и Тутси почти не имели отличий в процентном соотношении. В таком случае встает логичный вопрос: соотносили ли Хуту свои действия с верой в бога? Изучая свидетельства участников геноцида можно выявить две мотивационные модели объяснения причин:

- Нормализация (восприятие своих действий как нормального социального поведения);

- Девиация (восприятие своих действий как отклонение от нормы).

Примером понимания неправильности собственных действий может являться воспоминания дьякона Фульжанса Бунани, который, несмотря на свой сан, был активным участником кровопролития:

«Во время убийств я решил не молиться богу. Я чувствовал, что было бы неуместно вовлекать Его в это. Этот выбор возник естественным образом. И все же, когда ночью внезапно меня охватывал страх, если я делал слишком много днем, я просил бога в качестве личной милости позволить мне остановиться всего на несколько дней».

Если этот дьякон ещё интуитивно понимал, что сам совершает неправильные действия и «имел» желание остановиться, то другие чаще всего связывали свое девиантное поведение с помешательством или вселением дьявола в их тела. Шарль Ндайисаба так вспоминает это состояние:

«Когда я стал участвовать в нападениях на католическую церковь в Кибехо, я стал как сумасшедший. Я больше не мог думать, человеческое во мне исчезло. Я чувствовал себя так, словно сошел с ума…Я больше не был человеком».

Другой участник этого же события:

«Это было так, будто нами овладел сатана. Когда сатана использует вас, вы теряете ваш рассудок. Мы были сами не свои. Что касается меня, я не думаю, что был нормальным. Ты не можешь быть нормальным и убивать людей без причины. На нас напал дьявол».

Ему вторит ещё один:

«Я никогда никого раньше не убивал. Все это было похоже на безумие. Раньше у меня никогда не было никаких психических проблем. После этих убийств в церкви, мне казалось, что мы совершили что-то ужасное. Я удивлялся, как это пришло мне в голову. Мы были животными».

Где был бог?

Тогда для любого верующего встает ещё один логичный вопрос, как так получилось, что Бог смог допустить все это безумие? И ответ был единственно возможным - если бог всемогущ, значит это часть его замысла.

Воспоминания участника резни Фульжанса Бунани:

«Бог сохранял нас от геноцида вплоть до крушения президентского самолета. После этого он позволил сатане победить. Поскольку именно сатана поставил нас в это затруднительное положение, только бог может судить нас и наказывать нас, а не люди, которые не могут превзойти силу этих двоих, особенно в такой экстраординарной ситуации. Я знаю, что только бог может понять, что мы сделали. Он один разглядел каждую мелочь, он один знает, кто запятнал свои руки, а кто нет».

Эти размышления наталкивали Хуту на мысль, что невмешательство бога означает его согласие на геноцид. Бургомистр Канзене Жан-Батист Мурангира вспоминает:

«Время, казалось, смеялось над нами, желая только, чтобы мы больше не беспокоились о Боге. Поэтому мы подчинились и продолжали убивать, стремясь добраться до последнего… Воистину, времена больше не хотели, чтобы мы беспокоились о боге, и мы пошли дальше. В глубине души мы знали, что Христос в этой ситуации был не на нашей стороне, но поскольку он ничего не говорил устами священников, нас это устраивало».

Интересно, что вместо личной ответственности и общением с богом, многие выбрали в качестве авторитетов для таких дел именно священников (большинство из которых были выходцами из Хуту). Не менее интересную оценку событий неучастия иностранцев и миротворцев дает руандийский военный Эли Мизинге:

«Все важные люди отвернулись от наших убийств. Голубые каски, бельгийцы, белые предприниматели, черные президенты, гуманитарные деятели и зарубежные кинооператоры, священники, епископы и, наконец, даже Бог. Наблюдал ли он за тем, что происходило на болотах? Почему он не пронзил наши кровожадные глаза своим гневом? Или выказал какой-нибудь небольшой знак неодобрения? Мы были избавлены от каких-либо слов упрека».

Однако, некоторые из участников событий были готовы признать собственную вину и не перекидывать ответственность на бога, сатану или священников. Слова Леопорда Твайгираезу, который своими руками зарезал 100 человек:

«Хорошо убивая, хорошо питаясь, хорошо грабя, мы чувствовали себя такими надутыми и важными, что даже не заботились о присутствии бога. Те, Кто говорил иначе – полоумные лжецы. Некоторые сегодня утверждают, что они возносили молитвы во время убийств. Они лгут, никто никогда не слышал «Аве Мария» или что-то в этом роде… По правде говоря, с тех пор мы думали, что сами сможем справляться, без Бога. Доказательство: мы убивали даже в воскресенье, даже не замечая этого».

Сказанное выше редкое исключение. Чаще всего участники событий объяснили свои действия вынужденными мерами. Участник геноцида Иньяс Рукирамакуму говорит:

«Религия не могла найти своего места в нашей деятельности. На какое-то время мы перестали быть обычными христианами, нам пришлось забыть о своих обязанностях, которым нас учили на уроках катехизиса. Мы должны были прежде всего повиноваться нашим лидерам – и только потом, очень долго после этого. Богу, чтобы исповедоваться и покаяться, когда работа была сделана».

Другие же, напротив, не видели в своем поведении ничего зазорного и для них это стало новой социальной нормой.

Самое страшное во всей этой ситуации, что те, кто должен был первыми остановить кровопролитие, а именно священники, стали его главными апологетами.

Почему Тутси перестали быть людьми, а храм святым местом?

Одним из определяющих значений в этом геноциде стал факт отрицания причастности Тутси к божьим созданиям. Снова из воспоминаний Леопорда Твагирайезу:

«Мы больше не считали Тутси людьми или даже божьими созданиями. Мы перестали видеть мир таким, какой он есть, я имею ввиду как выражение божьей воли. Вот почему нам было так легко уничтожать их».

Бургомистр Мубуги, участник резни в приходе Кибехо, объясняет это так:

«У нас, действительно, не осталось жалости. Тутси, который не был убит гранатами и пулями, погибал от наших масу и мачете. Я видел стариков, мужчин, молодых и старых, женщин и детей, которые смотрели на нас и умоляли нас спасти их. Но мы не испытывали к ним жалости. У нас не было жалости ни к одному Тутси. Я забывал, что раньше многие из них были моими друзьями. Когда я искал мальчика Тутси, чтобы убить его, я перепрыгивал через трупы с отсутствующими головами и руками. Кровь текла .как вода в реке. Мы убили Тутси, как будто они были змеями, сначала разбив им головы. Их было так много, что на их убийство ушел целый день».

Возможно, сравнение со змеями было сознательно. Одним из символов противостоящих богу сил является змея, олицетворяющая хитрость (в откровениях Иоанна Богослова они ассоциируются именно с сатаной). Или же здесь имеет место психологическое сопоставление со змеями, как с миром низших существ (включающий насекомых и прочие «противные» формы жизни).

По своему радио и другим каналам, радикальные Хуту постоянно отождествляли Тутси со змеями, гиенами, тараканами («иньези»). Постоянные отсылки на Евангельские тексты лишь сильнее укрепляли это сопоставление. Вот что заявляли о проникающих в Руанду группах РПФ:

«Это я говорю вам истинно, как написано в Евангелие: если позволите змее, которая пришла в ваш дом, укусить вас, повиснуть на вас, то вы погибнете».

Отныне храм не был местом бога. Он был местом, где происходит грандиозная битва сил добра со злом. Разумеется, Хуту считали себя представителями добра, а храм, в котором укрылись Тутси, считался оскверненным. Нередко свои атаки Хуту сопровождали лозунгами вроде «Вперед, воины Христа!» или «Быть Хуту, значит быть с богом».

Хуту очень быстро пришли к идее своей богоизбранности, а Тутси представлялись как главные враги Христа. В своей пламенной вере они восклицали «Бог оставил Тутси», «Бог больше не хочет Тутси», «Бог повелел убить и истребить Тутси» и т.д.

Самых отличившихся «воинов бога» конечно ждала небесная награда. На собрании ополчения интермахаве в мае 1994 года местный судья держа руку на Библии сказал:

«Бог вознаградит тех, кто сражался и победил врага».

Ещё больше веру в собственную правоту Хуту дарили священники, которые вели их в бой. В приходе Кибехо в 1994 году произошел именно такой случай – толпа во главе со священником штурмует церковь. Поистине редкое зрелище. Атаку возглавлял местный аббат Тадде Русингизандекве, вот как его описывают немногие выжившие в тот день Тутси:

«На нем были шорты, а в руках он держал пистолет. Сбоку к его поясу были прикреплены гранаты».
«Я видел отца Тадде, он стоял у святых Врат, главного входа в церковь. Он был одет как «танцоры-импарамба», покрытый банановыми листьями. У него был пистолет с цепью, перекинутой через спину спереди. Его сопровождал солдат, выходец из Кибехо. Оба они стреляли прямо в беженцев в церкви».

Само здание церкви даже после освобождения от Тутси не было до конца очищенным. Так, церковь в Кибехо и Шанги, после их зачистки были на всякий случай подожжены. Чтобы мало ли кто не уцелел. Так Хуту плакировали очищать священное место от осквернения.

Были и более радикальные меры. Нередко Тутси, засевшие внутри церквей давали отпор и не пускали внутрь. Так, в церкви Наньги нападающим не удалось взять церковь штурмом. Тогда местный священник Ананас Серомба приказал снести её бульдозерами. На вопросительные глаза водителей бульдозеров он ответил:

«Вы можете разрушить её. Нас, Хуту, много, мы её восстановим».

Постепенно общехристианский бог стал «Богом Хуту». Он защищал их, направлял и давал сил на борьбу со злом, а главное не мешал творить насилие. В это поверили миллионы и готовы были доказать сою преданность новому богу любыми жертвами.

Конечно, не все Хуту ударились в радикальный маниакальный экстаз, многие смогли сохранить человечность и либо бежали, либо укрывали Тутси у себя. В память о таких людях снят хороший художественный фильм «Отель Руанда». А о том, что приходилось чувствовать женщинам Тусти в тот период, снят художественный фильм «День, когда бог нас покинул».

Вывод

Хуту и Тутси считали себя единым народом. Но со временем под влиянием многих факторов их ненависть друг к другу переросла в череду геноцидов, самый крупный из которых произошел почти 30 лет назад. Можно уйти в глубокое рассуждение по поводу этой проблемы, но статья посвящена иному вопросу: как срабатывает религия в период серьезного кризиса.

Христианское сознание народа Хуту трансформировалось настолько радикально, что они изобрели новые заповеди, в которых призывали убивать некогда дружественный к ним этнос. Высокая религиозность Хуту и огромное количество храмов на квадратный километр не помешали случиться одному из самых масштабных геноцидов в истории человечества. Вместо того, чтобы воспрепятствовать очевидному преступлению, многие священники усугубляли положение гонимого народа. Были те, кто боролся против радикалов, но их сил оказалось недостаточно.

АВТОР ТЕКСТА: ВАДИМ ТУРЫГИН.

Полная статья:

Мачете, психоз и Троица. Изменение религиозного сознания толпы во время геноцида в Руанде - ТРИКСТЕР. Научно о религии

👇👇👇

Друзья, я собираю необходимую сумму на бусти для ежемесячного развития блога. По подписке на бусти вам будет доступен бонусный контент и закрытый чат в телеграме. Переходите по ссылке, если есть желание поддержать мой канал.

Также подписывайтесь на мой телеграм.