Зачем нужен
Генератор отвечает за поддержание нормального уровня зарядки аккумулятора в процессе работы двигателя, а также за питание многочисленных потребителей электроэнергии в автомобиле. Если этот узел выйдет из строя, какое-то время машина сможет получать энергию от аккумулятора, но хватит её ненадолго.
Как устроен
По своей конструкции генератор — это «электродвигатель наоборот». Он преобразует механическую энергию вращения коленчатого вала в электрическую. Современные машины оснащаются генераторами переменного тока, который, проходя через диодный мост, превращается в постоянный. А установленный на генераторе регулятор поддерживает постоянный уровень напряжения в бортовой сети авто.
Почему ломается
Все поломки генератора делятся на две основные группы — механические и электрические. Механические обычно можно заметить при простом осмотре подкапотного пространства:
- расслоение или чрезмерный износ ремня генератора;
- износ или повреждение натяжного ролика;
- разрушение корпуса или креплений генератора.
Электрические проблемы проявляют себя в процессе работы либо перебоями в электрике автомобиля, либо отсутствием признаков жизни бортовой электроники. Здесь уже не обойтись без специального, пусть и нехитрого, инструментария, к которому относятся мультиметр и обычная лампочка на 12В. Их будет достаточно, чтобы узнать многое о состоянии генератора.
Что такое мультиметр
Мультиметр — недорогой, но крайне полезный прибор. Он объединяет в себе несколько функций — как минимум это вольтметр, амперметр и омметр, а также прибор для прозвонки (определения исправности проводника).
В зависимости от того, какие замеры вы хотите провести, переключатель мультиметра необходимо переводить в соответствующее положение:
- ACV — измерение переменного напряжения;
- DCV — измерение постоянного напряжения;
- DCA — измерение постоянного тока;
- Ω — измерение электрического сопротивления.
Для того, чтобы проверить генератор, не снимая его с машины, при базовой диагностике будет достаточно мультиметра с режимом DCV для измерения напряжения при постоянном токе. Выводы мультиметра нужно будет подключить к клеммам установленного на автомобиле аккумулятора.
Проверяем генератор без снятия
Проверить генератор автомобиля на работоспособность можно без его снятия. Для этого оцениваем заряд аккумулятора в несколько простых шагов:
- Заглушите двигатель автомобиля, выключите все потребители энергии.
- Переведите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения.
- Подключите клеммы мультиметра к соответствующим клеммам аккумулятора («минус» к «минусу», «плюс» к «плюсу»).
- Замерьте напряжение АКБ — нормой является значение 12,5–12,6 В.
- Запустите двигатель автомобиля.
- Через 1–2 секунды после пуска оцените напряжение — нормой будет значение 14,3–14,4 В.
- Нагрузите генератор, включив потребители электричества (свет, подогревы, отопитель и прочее).
- Измерьте напряжение — нормой считается его снижение до 14,1–14,2 В.
- Падение напряжения ниже 13,5 В свидетельствует о проблемах с генератором.
Если вы видите существенную просадку напряжения, то потребуется диагностика генератора, которую нужно выполнять уже с демонтажом узла. И, конечно, разобравшись в конструкции.
Проверяем генератор со снятием с автомобиля
Для начала потребуется его разобрать, а сама проверка снятого генератора состоит из трёх процедур — диагностики реле-регулятора, проверки диодного моста, а также контроля обмотки статора и ротора. Необходимо также проверить работоспособность щёток и колец, но это легко сделать даже в домашних условиях: нужно лишь визуально оценить степень их износа. Последовательность проверки генератора своими руками может быть любой, при условии, что вы совершите три упомянутых выше действия и воспользуетесь тестером.
Проверка генератора лампочкой подразумевает контроль реле-регулятора. Необходимо подключить 12-вольтовую лампочку к выводам реле-регулятора, а затем подать на вход напряжение. Если при напряжении 15 В и выше лампочка гаснет, то реле-регулятор исправен, если продолжает гореть — реле-регулятор не работает.
Проверка диодного моста подразумевает использование мультиметра в режиме прозвона. Инспектировать нужно будет обе пластины поочередно. Сначала один щуп подключается к «плюсовой» клемме, а второй по очереди проверяет каждый диод. Следующим шагом щупы меняются местами. Аналогичные манипуляции проделываются со второй пластиной диодного моста — это и позволяет проверить его исправность. Проводимость у исправного диода должна быть только в одном направлении (при измерении в одну сторону сопротивление должно быть небольшим, в другую — бесконечность). Если с обеих сторон диод показывает нулевое или бесконечное сопротивление, значит, он неисправен.
Как проверить статор генератора мультиметром? На самом деле, зная, как проверить обмотки генератора мультиметром, выполнить эту процедуру совсем несложно. Оценить обмотку тоже поможет прозвонка. Вам необходимо «прозвонить» статор без диодного моста — тогда между выводами сопротивление должно составлять около 0,2 Ом, а показатель между обмоткой и нулевым проводом допускается до 0,3 Ом.
Теперь разберём, как «прозвонить» ротор генератора. Щупы мультиметра в режиме прозвонки располагаются между контактными кольцами — цифры сопротивления на приборе должны быть в диапазоне 2,3–5,1 Ом. Если значение ниже, то вероятно межвитковое замыкание, а если выше — в лучшем случае плохой контакт, а в худшем речь идёт о разрыве. Если перевести мультиметр в режим измерения силы тока, подать на контактные кольца ротора напряжение 12 В, то на них сила тока не должна превышать 3–4,5 А — это говорит о том, что ротор рабочий.
В целом проверка работы генератора на автомобиле мультиметром позволяет получить достаточно информации для того, чтобы принять решение — необходима ли более глубокая диагностика. И если есть сомнения, то проверка генератора в домашних условиях даст возможность оценить, насколько серьёзны проблемы и требуется ли обращение в сервис.