Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

«За приказ ответит». Как воспримут обещание Пригожина «не брать пленных»

   Евгений Пригожин
Евгений Пригожин

Основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин заявил, что эта организация больше не будет брать пленных. Его слова привел Telegram-канал компании. До этого в сети был опубликован аудиоперехват разговора военнослужащих ВСУ, в котором сообщалось о расстреле раненого и попавшего в плен бойца «Вагнера».

Приказ «не брать пленных» противоречит международным конвенциям об обращении с военнопленными, говорит военный аналитик, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков. Однако факт нарушения этих конвенций необходимо доказать.

«Я могу сказать одно: этот аудиоперехват о том, что украинцы расстреливают наших раненых пленных, имеет очень серьезное гуманитарное значение. И мы никогда не будем нарушать международные законы гуманизма», — уточнил Евгений Пригожин. По его словам, если военнослужащий попадает в плен, то захватившие его бойцы обязаны относиться к нему гуманно — оказать медпомощь, не наносить ему увечий. «Нарушать правила гуманизма мы не будем. И будем просто уничтожать всех на поле боя. Ни одного пленного больше не брать», — приводит слова Пригожина его пресс-служба. Основатель ЧВК подчеркнул, что украинские формирования регулярно нарушают законы гуманизма, расправляясь с российскими военнопленными.

Как это заявление выглядит с точки зрения международного права? В этом aif.ru разбирался вместе с Алексеем Леонковым.

— Алексей Петрович, на ваш взгляд, как следует воспринимать заявление Евгения Пригожина?

— Как его частное мнение. Оно расходится с тем, что прописано в международных конвенциях об обращении с военнопленными. Россия их соблюдает. И заявление частного лица здесь ничего не меняет.

Эти нормы предполагают, что в случае, если участник боевых действий — комбатант — предпринял определенные действия, которые свидетельствуют о том, что он сдается в плен — бросил оружие, поднял руки или белый флаг — то уничтожение этого человека является военным преступлением. Россия таких преступлений в ходе своих военных действий не совершает.

Конвенции об обращении с военнопленными регулируют права военнопленных при их захвате в плен или в случае капитуляции, эвакуацию пленных из зоны боевых действий, условия содержания в лагерях и помещениях, где находятся эти люди. Подразумевается, что с ними должны обращаться гуманно и содержать в человеческих условиях, к ним должны иметь доступ представители соответствующих гуманитарных международных организаций — таких как Красный Крест. В нечеловеческих условиях содержатся российские военнослужащие, оказавшиеся в плену в ходе СВО на Украине. Данные об этом собираются Следственным комитетом России для дальнейших действий.

Условия содержания украинских военнопленных не раз проверялись различными компетентными организациями. И не было ни одного подтверждения того, что мы нарушали международные конвенции. Принцип России здесь известен: нужно все-таки оставаться людьми, несмотря на локальные войны и военные операции.

— В ходе СВО Украина не соблюдает международные конвенции об обращении с военнопленными, тем не менее никакой ответственности за это не несет.

— Сейчас — да, не несет. Но вспомните гитлеровскую Германию: пока она не проиграла в войне, никакой ответственности за свои действия, в том числе за концлагеря, не несла. А потом наступил Нюрнберг. К сожалению, не всех виновных в военных преступлениях тех лет удалось поймать, многие из них скрылись на территории нынешнего коллективного Запада и остались там жить безнаказанно. Но некоторых одиозных личностей смог достать и наказать Израиль. Израильтяне поставили себе цель — чтобы не было срока давности для того, чтобы призвать к ответу этих военных преступников. И достигали цели. До своего распада в 1991 году это делал и Советский Союз.

— Россия не находится в состоянии войны с Украиной. Почему сдавшиеся или захваченные в ходе СВО военнослужащие ВСУ считаются военнопленными?

— Они являются таковыми по факту. Это общеизвестная мировая практика. Например, американцы, ведя военные конфликты по всей планете, все их называли военными операциями. В качестве военнопленных там оказывались, например, военнослужащие арабской армии, афганские талибы и пр. При этом американцы не всегда соблюдали конвенции, издеваясь над пленными военнослужащими.

Кроме того, на Западе уже не раз призывали к убийству наших граждан и даже к убийству нашего президента. За эти слова никто ответственности не понес.

— Что будет, если ЧВК «Вагнер» действительно не будет брать пленных?

— Международные организации подадут на ЧВК в суд, он вынесет соответствующий приговор, и по нему компетентные органы начнут в меру своих возможностей преследовать виновных. Однако Евгений Пригожин, например, может сказать, что это было его частное мнение, сказанное на эмоциях, или, допустим, для самопиара. В этом случае понадобятся доказательства того, что такой приказ действительно был отдан и выполнен бойцами ЧВК «Вагнер». Если кого-то из таких бойцов возьмут в плен и в украинском плену он признается в том, что выполнял преступный приказ, и укажет того, кто его отдал — этого человека, отдавшего приказ, постараются привлечь к ответственности за военное преступление.

Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ