Всем привет! На днях стало известно, что российским туристам будет сложнее попасть в Албанию. Страна отменила безвизовый въезд для россиян, который должен был длиться с 1 мая по 30 сентября. Тем не менее, можно оформить туристическую визу и приехать по ней в Тирану (есть рейсы через Стамбул, Сербию и другие страны). В общем, для настоящего путешественника нет преград. К тому же, страна очень любопытная своей историей. Сегодня расскажу об одной из самых распространенных ассоциаций с Албанией — бункерах.
Путешествуя по Албании можно увидеть множество бетонных «грибов» разных размеров. Какие-то из них от времени почти совсем разрушились, некоторые вполне хорошо сохранились. Их можно встретить на горных склонах, вдоль дорог, на улицах городов и даже на пляжах. Это бункеры, которых, по разным оценкам, по всей стране насчитывается около 700 тысяч! Только вдумайтесь в эту цифру. Население Албании сегодня составляет 2,7 миллиона человек. То есть один бункер на каждых примерно четырех жителей страны...
Зачем же такое количество бункеров по всей стране? Строить их начали, когда Албанией управлял коммунистический диктатор Энвер Ходжи. Он знаменит тем, что превратил страну в обособленное государство, а некоторые его указы казались черезчур строгими. К примеру, запрещал религию, поездки за границу и многое другое. Но главное — он был буквально помешан на том, чтобы защитить государство от любой опасности, в том числе, от военного вторжения и возможной ядерной войны.
Говорят, что почти четверть бюджета была потрачена на военные нужды, в частности на строительство бункеров. Первые убежища начали появляться в Албании в 1950 году и по приказу Ходжи их должно было быть десятки тысяч. А своего пика строительство бункеров достигло в 1970-1980-ых годах.
Любопытно, что такие сооружения обычно строят в условиях секретности и тщательно маскируют. Албания же строила убежища демонстративно. Здесь напрашивается метафора: сама Албания стала бункером, которая оказалась закрыта в бетонной коробке и на весь мир могла смотреть только через узкую щель убежища.
Впрочем, как говорится, если звезды зажигают, значит это кому-то нужно... Инженером, который занимался созданием таких убежищ был Йозиф Загали. Во время масштабного строительства бункеров его повысили... до министра обороны! Да-да, вот такой интересный карьерный рост)
Так вот, после того, как он вступил в эту должность, Загали поставил производство бункеров на поток. Да, важный момент, что строить индивидуальные убежища должны были самые местные жители, за свой счет. К слову, через несколько лет уничтожать их (ведь они занимали полезную площадь, а по назначению не использовались) албанцам тоже предстояло за свой счет.
Средний строительный завод выпускал минимум одно убежище в день. Считалось, что такой «гриб» может выдержать танковый удар. Ядерных испытаний, естественно, не проводилось. Поэтому уверенности в том, что в случае такого, убежище спасет чью-то жизнь, не было.
Речь про небольшие бетонные «грибы», рассчитанные на размещение 1-3 человек. А для правящей верхушки строились огромные подземные убежища с несколькими жилыми комнатами, кабинетами, складом продовольствия и оружия и другими помещениями.
Но враг так и остался мнимым, никто и не думал нападать на Албанию. Поэтому заброшенные бункеры сегодня — это память о правлении Ходжи. Сейчас креативные албанцы превращают эти убежища, которые еще можно отреставрировать, в кафе, отели и дома.
Еще часть превратили в музеи, которые может посетить любой турист. Так, я побывала в таком бункере в Тиране и в крупном убежище для правительства в Гирокастре. А вот в заброшенный бункер на перевале Логара зайти побоялась.
А вам было бы интересно увидеть сотни албанских бункеров своими глазами?