Найти тему

200 лет со дня рождения Анны Алексеевны Буткевич, урожденной Некрасовой

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Анны Алексеевны Буткевич, урожденной Некрасовой, любимой сестры поэта. Точная дата рождения Анны Алексеевны неизвестна. Некоторые исследователи указывают месяцем рождения январь. Достоверно известно лишь, что в Ярославском архиве хранится церковная метрическая книга, из которой мы узнаем, что в местечке Ярмолинцы Проскуровского повета Каменец-Подольской губернии 24 апреля 1823 года в семье Некрасовых была крещена дочь Анна.

А.А. Буткевич. С фотографии С. Левицкого 1877 года.
А.А. Буткевич. С фотографии С. Левицкого 1877 года.

А.Ф. Кони в своих воспоминаниях писал: «Некрасов очень любил сестру и относился к ней с большим вниманием и участием. В ее строгом лице, со следами замечательной красоты, были черты сходства с братом».

«Замкнутая, сдержанная, своим умным, красивым лицом и ей присущей особой манерой держаться, полной достоинства, она, при своем появлении всегда обращала на себя внимание», - вспоминала внучка А.Н. Еракова Л. М. Давыдова.

Имея небольшую разницу в возрасте (два года), брат и сестра были очень близки. Как и у Николая Алексеевича, отношения с отцом у Анны Алексеевны складывались непросто. После смерти матери, а затем и старшей сестры Елизаветы, отвергнув предложение отца жить в Грешневе, девятнадцатилетняя девушка принимает решение начать самостоятельную жизнь. Пройдя обучение в женском благородном пансионе М.К. Буткевич в Ярославле, она поступает на службу гувернанткой, о чем и сообщает брату. Некрасов, сам находящийся в шатком финансовом положении, пишет сестре: «Если это неизбежно, то дай бог, чтоб ты нашла себе место у добрых и честных людей. Твой ум и твои правила ручаются мне, что во всем, зависящем лично от тебя, ты всегда будешь достойна твоей сестры и матери. В нашем тяжелом и горьком состоянии что же и осталось нам в утешение, как не чувство собственного достоинства, как не сознание силы душевной в борьбе с обстоятельствами враждующими?..» Николай Алексеевич беспокоится о сестре, просит сообщить, если та будет «слишком бедствовать», он что-нибудь да вышлет. Нежно обращается к ней «ангельчик», просит не сердиться за редкие письма и самой писать чаще: «Пиши, пожалуйста, подробнее, откровеннее, смелее и яснее; все, что можно, я сделаю».

В 1843 году Анна Алексеевна вышла замуж за капитана Генриха Станиславовича Буткевича. Он принимал участие в обороне Севастополя, в котором был ранен и потерял ногу. Брак оказался неудачным. Супруги расстались. Тем не менее, Некрасов до конца дней поддерживал отношения с бывшим мужем сестры.

Переписка Николая Некрасова и Анны Буткевич отражает искреннюю привязанность друг к другу, заботу и переживания за родного человека. С годами шутливо-родственный тон писем становится доверительным, откровенным, пронзительно нежным. В письмах из заграницы Некрасов обращается к Анне Алексеевне не иначе как «милая сестра», «душа моя». В конце письма Николай Алексеевич то и дело ставит подпись «Твой брат и друг», «Весь твой». В августе 1869 года Некрасов пишет сестре из Парижа: «Ты одна мой настоящий друг». А то позволит себе шуточную и такую по-семейному милую подпись «Будь здорова. Мой совет ехать тебе сюда с верой, что не умрешь от скуки, но без надежды на особенные развлечения и в несомненном чаянии обрести здесь любовь твоего преданного тебе, бестолкового, не совсем несчастного и не вовсе счастливого, не совсем глупого и далеко не умного твоего Николая».

Более тридцати лет Анна Алексеевна прожила в семье Ераковых, занимаясь воспитанием детей. После смерти супруги А.Н. Еракова, Анны Львовны, в середине 1860-х гг. Анна Алексеевна связала свою судьбу с Александром Николаевичем Ераковым, став его гражданской женой. В семье было четверо детей, они любовно называли Анну Алексеевну «тетей». Внучка А.Н. Еракова, Лидия Михайловна Давыдова, вспоминала, что для Анны Алексеевны были характерны «скромность в потребностях и привычках, забота и внимание к окружающим, особенно – к обездоленным, доведенная до самопожертвования». Избирательная в привязанностях Анна Алексеевна допускала к себе близко лишь немногих, с остальными держалась отстраненно, что ошибочно производило впечатление некоторой суровости. «Те же, кто испытал на себе ее участие, полное чуткости и доброты, не могли забыть ее отношения», - писала Л. М. Давыдова. Особое внимание Анна Алексеевна уделяла образованию детей. «День, распределенный для занятий по часам, все средства к образованию, доступные по тому времени <…> вот что было предметом забот Анны Алексеевны».

Владея французским, немецким и английским языками, А.А. Буткевич участвовала в журнале Марко Вовчок «Переводы лучших иностранных писателей». Известно, что Анна Алексеевна предоставляла для журнала свои переводы Эркмана Шатриана. Возможно, просил ее о помощи в переводах с французского и Некрасов.

Николай Алексеевич доверял сестре всецело. Анна Алексеевна была посвящена не только во все личные дела брата, но и в дела журнальные. Прежде чем выпустить в свет новое стихотворение, поэт показывал его сестре, что подтверждает в воспоминаниях А.Ф. Кони: «Некрасов часто навещал сестру и приносил ей свои только что написанные стихотворения. Благодаря этому и моему близкому знакомству с семейством Ераковых, я читал почти все произведения Некрасова, появившиеся после 1871 года, еще в рукописи и иногда в первоначальном их виде».

Во время тяжелой болезни Николая Алексеевича сестра была рядом, несла дежурства у постели больного вместе с супругой поэта, Зинаидой Николаевной. В этот непростой период жизни отношения брата и сестры как никогда наполнены любовью и привязанностью.

«Сестра, я начал беспокоиться о тебе; Я боюсь, не обидел ли я тебя и не сильнее ли ты больна, чем сказал Ераков. Прости меня. Я могу быть груб, но я тебя люблю, без тебя хуже...»

«Милая сестра Анна. Я вспоминаю о тебе каждый час – но не торопись, поправься, а то меня страх за тебя забирает. Не мне одному, Зине без тебя тяжело и скучно, но надо терпеть – теперь вот терплю, милая, но особенно за столом без тебя чего-то недостает. Положение мое то же, но не хуже. Весь твой Некрасов».

У края бездны поэт нуждается в родных и близких людях, тех немногих, кого любит всей душой и кому доверяет без оглядки: «Моя усталая и больная голова привыкла на тебе, на тебе единственно во всем мире, останавливаться с мыслью о бескорыстном участии, и я желаю сохранить это за собой на остаток жизни». Смерть брата Анна Алексеевна перенесла крайне тяжело, замкнулась в себе, редко выходила из дома. Траур по Николаю Алексеевичу она носила до конца жизни.

Сестре Некрасов завещал авторские права на издания своих сочинений, а также все рукописи и бумаги. После смерти брата Анна Алексеевна посвятила оставшиеся годы делу увековечивания его памяти. Она стала издательницей первого посмертного собрания стихотворений поэта, вышедшего в 1879 году. Затем еще одного, в 1882 году. Отдельной книгой ею был издан сборник «Некрасов русским детям» (1881). В память о брате Анна Алексеевна занималась устройством училища в имении Чудова Лука, в Новгородской области, эту затею пришлось доводить до конца уже душеприказчику А.А. Буткевич, А.Ф. Кони. Училище задумывалось то сельскохозяйственным, то ремесленным. После преодоления многочисленных препон и проволочек сельскохозяйственная школа была открыта в Чудовой Луке в 1892 году и просуществовала до 1906 года. Анна Алексеевна установила памятник на могиле Некрасова на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря (скульптор М.А. Чижов, архитектор В.А. Шрейбер, 1881 год). Часть доходов от продажи посмертных изданий Некрасова были переданы ею в Литературный фонд на выплату пособий нуждающимся, также А.А. Буткевич учредила стипендию в память Н.А. Некрасова при Санкт- Петербургском университете. Анна Алексеевна желала составить биографию поэта, но судьба не дала ей достаточно времени, чтобы осуществить задуманное, она пережила брата всего на четыре года. Анна Алексеевна Буткевич скончалась от тяжелого воспаления легких 20 февраля (3 марта) 1882 года.

Годы спустя, внучка А.Н. Еракова, Л. М. Давыдова, напишет об Анне Алексеевне Буткевич: «Беспредельно преданная брату, обожавшая его, во время тяжелой его болезни, уходу за ним она отдала все свои силы, а памяти его – всю свою душу».

Автор текста – Юлия Викторовна Васильева, хранитель экспозиции Мемориального музея- квартиры Н.А. Некрасова.

Изображения:

Генрих Станиславович и Анна Алексеевна Буткевич. Бумажное фотография, без даты.