Как же эта тётя Мотя орала. Она объясняла сыну, что он неправильно живёт. Она сказала дочери за её полноту. Она рассказала об этом подруге. И всё это по телефону, в отеле, за стенкой моего номера. Я вышла на балкон, дама, почуяв добычу, вылезла тоже и захотела дискуса «а почему это у меня такие тапки, а ей не дали?»)
По иронии судьбы, весь следующий день я планировала посвятить Великой Абхазской стене. Да, именно так учёные её и называют. И даже считают третьей по значимости в мире, после Китайской и Иранской. Протяжённость стены более 160 километров, высота более 7 метров, а тайны на миллион.
В мои планы входило составить маршрут на завтра, в планы дамы за стеной – оповестить весь отель об особенностях строения тела её супруга. Дама взяла ноту «си» и включила усилитель громкости. Я надела подушку на голову и включила кондиционер.
– Слава Богу, угомонились, – подумала я.
– Слава, ты что, заснул?! – завопили за стеной.
Времени был третий час ночи, и я не выдержала. Спокойно, елейно и вполголоса я сказала:
– Слава, в моём номере есть бутылка нарзана и книга по истории. Посмотрим картинки?!
Больше я соседей не слышала)
Разобравшись с тонкими стенами, поехала изучать великие. Хорошо, что начало стены находится в 5 километров от Сухума, у реки Келасур. Пишут, что возраст её начинается с IV века. А вот кто и для чего построил, непонятно. По последним данным стену возвели персы, для защиты от византийцев. В этой стене как-то всё странно.
Во-первых, она слишком тонкая для защиты от многочисленных войск и тяжёлых орудий.
Во-вторых, город Себастополис, нынешний Сухум, оставался вне стены.
В-третьих, стена была не сплошная, а разрозненная.
Конечно, я не смогла найти всю стену. Только отдельные фрагменты и отдельные башни. Даже для абхазских археологов это было затруднительно, так как многие башни используются местными как сараи или хранилища. А отдельные части служат заборами семейных усадеб.
Массового исследования крепости, к сожалению, не велось. Единственный, кто от начала до конца прошёл крепость, был учёный Воронов. Сейчас крепость разрушается, булыжная кладка подмывается рекой Келасур. От тысячи башен осталось всего несколько десятков.
Скажу откровенно, это сооружение заслуживает того, чтобы изучить его с опытным проводником. Так как даже сами местные, не могут показать, где находятся руины Великой Абхазской стены. Поэтому, я с ней не попрощалась, а лишь сказала «до свидания»!
А какие стены знаете вы?!