Найти в Дзене
Aleksandr Gaponenko

Иерархическая природа советской нации

Распад советской нации и ее государства – СССР представляют собой крупнейшую геополитическую катастрофу ХХ века. Сейчас, по прошествии трех десятков лет после этой катастрофы, нет убедительных объяснений причин и механизма распада одной из мировых сверхдержав.
Между тем, российская нация, сформированная по лекалам англосаксов на территории Российской Федерации, отчаянно повторяет путь по которому только что прошла советская нация. Англосаксы открыто продекларировали, что ставят своей целью расчленение России по этническим швам.
Обсуждения возникшей угрозы российские обществоведы, к сожалению, не ведут. Многие, из числа демократов, вскормлены дядюшкой Соросом и не хотят клевать руку, дающую им пищу и питие. Государственники полагаются на жесткие методы борьбы с англосаксами за выживание российской нации, не очень понимая суть возникшей угрозы, которая лежат в плоскости "мягкой силы". Патриоты не хотят копаться в советском прошлом, которое, как им кажется, проходило недавно перед глазами и давно уже исследовано.
Предлагаю вниманию читателей ряд статей по проблемам строительства советской и российской наций. Первая из них посвящена описанию иерархической природы советской нации, которая всем помнится "братским союзом советских народов".
В ходе борьбы за власть большевики декларировали, что все этносы в рамках строящейся ими советской нации должны иметь равные права. Однако это равенство обеспечить было невозможно в силу того, что этносы не равны между собой. Каждый этнос имеет свой уровень социального развития и социальный "вес", стремится использовать их для обеспечения своего дальнейшего развития. Поэтому при смене правящих элит и политического режима происходит просто замена одной структуры этнической иерархии на другую. Новая иерархия этносов обуславливается распределением власти и распределения материальных и социальных ресурсов между новыми правящими элитами.
После Октябрьской революции высшие позиции в советской этнической иерархии заняли сами большевики, которые ставили цель строительства советской нации. Они монополизировали все ключевые политические, экономические и социальные посты в обществе и использовали их ради реализации коммунистических духовных ценностей. Большевистские элиты использовали русский язык в качестве lingua franca, наработанные русскими социальные инструменты и институты, но вносили в них свое – советское содержание. Они старались наработать специфическую советскую культуру, в которой бы овеществлялись коммунистические духовные идеалы.
Парадокс заключался в том, что при постоянной декларации своей надэтничности, большевистские элиты образовывали ядро конкретного этнического образования - советской нации. При этом реальное этническое происхождение членов советских элит не имело существенного значения – главное для них было выполнение функций формирования советской нации.
Ниже большевистского ядра советской нации, на втором месте, находились титульные народы союзных республик: латыши, эстонцы, литовцы, украинцы, белорусы, молдаване, грузины, армяне, грузины, азербайджанцы, казахи, туркмены, таджики, узбеки, киргизы. Русские в эту категорию не входили. Перечисленные "союзно-республиканские" народы наделялись собственными компартиями, полноценной государственностью, включая органы власти и управления, гражданство, набором инструментов, прежде всего флагами, гербами, гимнами, конституциями, формально необходимых для их развития в нацию. Главное же они наделялись правом тратить часть бюджетных средств на финансирование своих социальных институтов и обеспечивать занятость своей интеллигенции.
Наиболее весомым по численности и по уровню социального развития в "семье советских этносов" был украинский народ.
Ниже титульных народов союзных республик, на третьем месте, находились титульные народы автономных республик, которые не имели своих отдельных компартий, но имели полноценную государственностью, включая органы власти и управления, гражданство, набор социальных инструментов, прежде всего флаги, гербы, гимны, конституции, формально необходимых для их развития в нацию. Они наделялись правом тратить часть бюджетных средств на финансирование своих социальных институтов и обеспечивать занятость своей интеллигенции.
По состоянию на 1978 г. в составе РСФСР такими "республиканско-автономными" народами были назначены: башкиры, буряты, чеченцы, ингуши, чуваши, дагестанцы, кабардинцы, балкарцы, калмыки, карелы, коми, марийцы, мордва, осетины, татары, тувинцы, удмурты, якуты.
Кроме того, это были абхазцы и аджарцы, проживавшие в Грузинской ССР в своих автономных республиках, каракалпаки, проживавшие в рамках Узбекской ССР в своей автономной республике, азербайджанцы, проживавшие в Нахичеванской АССР на территории Армянской ССР.
Реально многие из перечисленных этносов, даже по прошествии полусотни лет нахождения в статусе "республиканско-автономных", имели уровень развития - народность.
На четвертом месте в советской этнической иерархии находились титульные народы автономных областей и автономных округов.
"Автономно-областными" народами в РСФСР к 1978 г. были определены: адыгейцы, алтайцы, евреи, карачаевцы, черкесы, хакасы. В Грузинской ССР в их состав были включены осетины, на территории Азербайджанской ССР – армяне, на территории Таджикской ССР - памирские народности.
"Автономно-окружными" народами стали: чукчи, ханты, манси, ненцы, буряты, эвенки, коми-пермяки, коряки, народы жившие на полуострове Таймыр.
Все эти народы, а во многих случаях народности и даже племена, имели частичную государственность, получили право создать собственный набор социальных инструментов и институтов, достаточный для строительства собственных народов, правом распоряжаться своим бюджетом.
Пятое место в советской иерархии занимали этносы, наделенные своими собственными районами и сельсоветами. Список их обширен и включает в себя, например, болгар, греков, евреев, корейцев, немцев, поляков, эстонцев, а также татар, если они проживали в Башкирской АССР или башкир, если они проживали в Татарской АССР. Надо отметить, что среди титульных этносов районного и сельсоветского уровня были и русские, проживавшие в Украинской ССР, Казахской ССР, Башкирской АССР, Татарской АССР. Продолжалось это недолгое время, до ликвидации в 1938 г. национальных районов и сельсоветов.
Важно отметить, что национальные городские советы не создавалось. Это было связано с тем, что в большинстве национальных образований титульное население жило в сельской местности, а городское население было русским. Русские городские национальные образования в Одесса, Харькове или Сталино без труда разорвали бы Украинской ССР.
Национальные районы и сельсоветы были административными, а не государственными образованиями, но стоящие во главе них элиты располагали собственными бюджетами, средства из которых использовались для развитие своего языка и культуры.
На шестом месте в советской этнической иерархии находился русский народ. Он не имел своей компартии и своей государственности в какой-либо форме, был лишен многих социальных инструментов, институтов, которые обеспечивали бы воспроизводство его этнической идентичности. Русские праздники не отмечались, русские церемонии не проводились. Были флаг, герб и гимн жителей РСФСР, но не было русского флага, герба и гимна. Были школы и университеты с преподаванием на русском языке, но не было русских школ и университетов. В результате этого русские в наибольшей степени подвергались советизации.
На седьмом месте в иерархии советской нации находились этносы, которые жили на территории "чужих" союзных и автономных республик, областей, округов, районов и сельсоветов. Они подвергались усиленной ассимиляции в периоды правления национал-коммунистов и усиленной советизации в периоды правления интернационалистов и национал-большевиков.
На низшие ступени иерархии попадали не только в силу этнического происхождения, как было со многими малыми и слабыми этносами, но и в силу места проживания. К седьмой категории относились, например, курды, корейцы, ассирийцы, не имевшие своих этнических автономий в СССР.
Грузин проживающий на территории собственно Грузии принадлежал ко второй категории, а в случае его переезда в Абхазскую АССР, Аджарскую АССР или в Юго-Осетинскую АО попадал в седьмую этническую категорию. Народности мегрелы, сваны, лазы не получили такого высокого статуса, как абхазы, осетины, аджарцы и в силу этого были достаточно быстро ассимилированы грузинами.
Статус титульных народов был юридически определен конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик. В соответствии с этими документами элиты титульных народов получали право на самостоятельное распределение тех или иные материальных благ путем траты бюджетных денег или включения строительства нужных им социальных объектов в план. Социальные блага распределялись по указанию партийных организаций соответствующих уровней. Внутри партии создавались организационные структуры поддержки этнических меньшинств соответствующего уровня.
Конечно, реальный статус этноса в рамках советской нации определялся не только по наличию того или иного государственного и партийного механизма обеспечения его материальными благами и социальными статусами, но и в зависимости от уровню его реального социального развития. Например, русских национал-большевики зачастую использовали в качестве инструментов противодействия этническим элитам меньшинств в ходе построения советской нации. Однако низкий социальный статус русского народа при этом не менялся.
На восьмом – низшем уровне этнической иерархии в составе советской нации располагались русские, жившие за границей СССР. Всех их считали "белогвардейскими" или "фашистскими" предателями, независимо от того принимали ли они реальное участие в белом движении, сотрудничали ли с немцами или нет. Даже к членам дореволюционной русской эмиграции относились как к национальным предателями. По возвращению домой всем русским эмигрантам чаще всего грозила отправка в трудовые лагеря с целью "советизации".
Содержание этнической иерархии внутри советской нации достаточно подробна изложена французским исследователем Тьери Мартином в его книге, посвященной анализу сталинизма "Империя положительной деятельности".
Однако этот автор не включает русский народ в советскую этническую иерархию, хотя и подробно рассказывает о дискриминации и преследовании, которым русские подвергались в СССР. Дискриминацию и преследование русских автор стыдливо называет положительной деятельностью и оценивает их, как компенсацию за "великодержавный шовинизм" русских в годы существования Российской империи. Привести факты такого рода "шовинизма" Тьери не удосуживается. Не анализирует этот, весьма авторитетный, исследователь и положение русских эмигрантов после их возвращения в СССР.