Пюо природе любопытен и хочет успеть везде. Лень появилась намного позже, с появлением помогающих, облегчающих предметов, поэтому речь не о ней. Если чего и интересно человеку, то он всех поднимет на уши, чтобы докапаться до истины, а если не докапается, то сам додумает. А, что надумает того сам испугается и будет опасаться.
Владимир Короленко в рассказе "На затмении" показал как вёл себя народ в условиях пугающей неизвестности. Неизвестностью окзалось затмение 7 августа 1887 года. Если бы просветить народ рассказать обо всём, эффект был бы другим.
Но разве охото кому такое бремя на себя взваливать. Много народа добиралось в Юрьевец смотреть солнечное затмение. На пароходе по Волге тоже плыли любопытные.
Споров было множество, кто верил, кт не верил, но интересно быловсем. Интересно было ещё посмотреть на заграничных, вжных астрономов, которых в народе называли "астроломы" или "остроумы", неизвестные слова народ всегда для себя удобно сковеркает.
Не с добром шептались про остроумов, так как решили, что те себя выше Бога вознесли. Хоть и распространялись объясняющие брошюры, но толку было мало от них - читать мало кто умел.
Староверы совсем избегали брошюры и других отговаривали. В разных углах, под чаёк вспоминались сошествия антихриста на землю. Некоторые забвенно молятся позабыв о делах насущных.
В поисках ответов на вопросы набрели на Гишку продавшегося немцу за 25 рублей, он сторожил вещи знаменитого немца, по мнению многих - дьяволу прдался.
Хоть и страшно, а интересно антихриста увидеть. Всё ближе и ближе народ подбтрается к аппаратам, тут уже и полиция с солдатами оттеснять начинает.
Мальчишки везде пролезут незаметно и покрутят, где дотянутся. И мальчишкам потом уши покрутят, кого догонят. Многие готовились к концу света, нарядные сидели на улицах.
Мужик в красной, лучшей рубахе хотел перед Создателем появиться. Во всей красе. В страхе и неведении язвили над Гришкой, пытаясь, хоть чего вытянуть из него.
Так в переругивании и делились, что услышали. Общая картина пока не очень вырисовывалась. Были даже попытки прогнать остроумов и инструмент их поломать - обошлось миром.
Пугали друг друга, кто во что горазд, и солнце с другой стороны взойдёт, и землятресения пойдут, и конец мира настанет, все пророчества сегодня сбудутся, которые раньше не сбывались, такое начнётся, не обрадуемся...
Началось и закончилось всё быстро, не успели и испугаться. Верующие радовались, хоть часок люди настоящими пожили, не грешили, что думали, то и говорили. Вспоминали святые писания.
Старцы сказывали, если месяц по зорям ходит - непременно к затмению, веры в нас мало - вот и боимся, сами незная чего. Старцы пишут, а мы не читаем, своё лепим.
Начались открываться окна, дома, двери амбаров, слышалась ругань бабки на внучку греховницу, которая из-под замков убежала на затмение смотреть.
Так и слышно почти с каждого двора, старый, ласково брюзжащий голос и звонкий, моложавый, переливающийся голосок. Жизнь, как она есть...