Один из истинных новаторов в тяжелой музыке, чей идеал творца не подлежит сомнению и абсолютно логичен. «Если вы называете себя художником, — говорит Том Г. Уорриор, — это означает, что вы не можете не идти на риск».
За свою 40-летнюю карьеру, на которые пришлось участие в трех ключевых для метала группах — Hellhammer, Celtic Frost и, наконец, Triptykon, — ему нередко случалось бороться и отстаивать свое право на творчество. Но, как он опять же считает, «борьба и страдание являются важными художественными инструментами».
Сегодня мы говорим о настоящей иконе тяжелой музыки — Томасе Габриэле Фишере, и вспоминаем 16 интересных фактов о его жизни, творческом пути и наследии.
Спасибо, что читаете Attack the Music! Это блог о тяжелой музыке, где мы публикуем обзоры новинок, интервью с музыкантами, истории из жизни групп и рецензии на знаковые релизы современности! Присоединяйся к нам!
1
Томас родился в 1963 году в Швейцарии, а в возрасте 12 лет впервые услышал Black Sabbath. Неудивительно, что после знакомства с музыкой ребят из Бирмингема, мир для него не мог оставаться прежним. Впоследствии он собирает Hellhammer — группу, которая несмотря на столь недолгое существование, оказала огромное влияние на развитие блэк-метала. Потом были Celtic Frost, чья музыка была еще более неординарной, сочетавшей мощь метала и чувственность арт-рока. Творческий путь группы был полон взлетов и падений, а последней работой коллектива стала пластинка Monotheist, выпущенная в 2006 году. В 2008 году группы не стало, а Томас сформировал Triptykon, в котором он постарался воплотить дух классического Celtic Frost.
2
По словам Фишера, музыка всегда занимала большое место в его жизни. Родители Тома обладали фантастической коллекцией пластинок, в которой можно было найти все от джаза и классики до рока.
«Наша семья была небогатой, а мое воспитании далеко не таким идеальным. Отец увлекался мотогонками и работал журналистом, а мама была портнихой, но в 70-е занималась, вы не поверите, контрабандой бриллиантов. Они постоянно конфликтовали друг с другом и в итоге развелись, когда мне было лет 6. Я рос с мамой в небольшой деревне и забрал туда большую часть той коллекции. Бывало, что мама отсутствовала неделями, и тогда лишь музыка становилась моим единственным утешением от одиночества. Впоследствии это переросло в страсть: в музыке я находил спасение». — Том Г. Уорриор
3
Увлечение тяжелой музыкой и роком началось с Белого альбома The Beatles. Как говорит Фишер, эта работа очаровала его обилием разнообразных музыкальных стилей, а наибольшее внимание привлекла песня "Helter Skelter" – его первая встреча с тяжелым роком. А потом были Black Sabbath.
«Однажды я подружился с другим таким же, как и я, изгоем, жившим в той же крошечной консервативной деревеньке, и его старшая сестра записала для меня кассету с Black Sabbath "Vol.4" на одной стороне и Pink Floyd "Wish You Were Here" на другой. Вот это и стало для меня тем самым поворотным моментом. Я послушал "Vol.4", и моя жизнь полностью изменилась. Меня поразило, что такая музыка вообще существует. Она полностью соответствовала тому, что я чувствовал. После я занялся поисками подобной музыки и вскоре открыл для себя такие команды, как Thin Lizzy, UFO, Rush, Blue Öyster Cult… На тот момент я перестал быть просто слушателем. Я стал одержим этой музыкой, стал фанатиком». — Том Г. Уорриор
4
Желание научиться играть на гитаре пришло значительно позже.
«Меня пугал уровень мастерства таких музыкантов, как Майкл Шенкер. Но потом появился панк, и в 1979 году я открыл для себя Motörhead с альбомом Bomber: я вдруг понял, что подобную музыку играть уже мог бы. Свою первую бас-гитару я получил в марте 1981 года, сел перед своим проигрывателем и пытался повторить риффы из "Vol.4"». — Том Г. Уорриор
5
Первой группой Томаса была Grave Hill и играли они нечто в духе новой волны британского хэви.
«На нас повлияли такие группы, как Witchfinder General, Tygers Of Pan Tang и Angel Witch. Мы не могли найти гитариста, который хотел бы играть тяжелый рок, поэтому в составе у нас было два басиста, а я просто искажал свой бас, чтобы он звучал как гитара. Мы написали всего три или четыре песни, и, к сожалению, ни одной из них сейчас не существует. Была репетиционная запись, но она потерялась». — Том Г. Уорриор
6
После распада Grave Hill Томас собрал Hammerhead, которая затем была переименована в Hellhammer. Ключевым источником вдохновения на сей раз стали псевдо-сатанисты из Venom.
«Я отправился в Лондон вместе с ударником Grave Hill, чтобы прикупить себе пластинок NWOBHM. Для нас это было сродни паломничеству! Там-то мы и наткнулись на альбом In League With Satan, который вновь открыл для нас новые грани музыкального экстрима. Я пришел домой и сказал: «Я хочу, чтобы моя группа была такой же тяжелой, как Venom! И как только я это сделал, из группы все ушли.
Но был один парень, Урс Шпренгер, который тоже увлекался экстремальной музыкой, и вместе мы организовали Hellhammer. Я научил его играть на басу, и поскольку мы не смогли найти гитариста, мне пришлось научиться играть на гитаре. Более того, поскольку мы любили такие группы, как Raven, в которой были братья Галлахеры, и Tank, в которой были братья Брэббс, мы сказали: «Давай будем братьями!». Так мы стали Томом Уорриором и Стивом Уорриором». — Том Г. Уорриор
7
В 1984 году был выпущен дебютный мини-альбом Hellhammer Apocalyptic Raids с Мартином Эриком Айном на басу. Сейчас знающие люди оценивают ее как своего рода веху в экстремальной музыке, но тогда он был лишь предметом насмешек.
«Да, тогда оно почиталось как дно бочки! В одном обзоре говорилось: «Это худшее музыкальное произведение на свете!». Было больное читать такие комментарии, но мы отдавали себе отчет, что далеко не все понимали и принимали подобную эстетику. В одном обзоре было написано, что я пою как Лемми с бородавками во рту. Порой критики сами просто смешны в своем стремлении задеть кого-то». — Том Г. Уорриор
8
В итоге Hellhammer был распущен, а музыканты начали с чистого листа с проектом Celtic Frost.
«Noise Records пригрозили разорвать с нами контракт, поэтому за одну ночь, с 31 мая на 1 июня 1984 года, мы с нуля создали новую группу, взяв лучшее от Hellhammer, но добавив миллион вещей, которые нам нравились. Мы ставили перед собой очень амбициозные цели. И это было сделано не только для того, чтобы убедить звукозаписывающую компанию. Это должно было мотивировать всех нас заниматься музыкой дальше». — Том Г. Уорриор
9
По словам Томаса, одной из главных целей их музыкальных притязаний было стремление сочинять музыку, свободную от клише и открытую для самых разных влияний.
«Определенно. Мы были фанатиками металла, но мы обожали и экспериментальную музыку. Нам нравились Siouxsie And The Banshees и Bauhaus так же сильно, как и Slayer. Тремя моими самыми любимыми группами были The Beatles, Roxy Music и Emerson, Lake & Palmer. Все это были музыкальные начинания, в которых сочетались миллионы различных влияний. Поэтому для Celtic Frost мы решили: «Давайте возьмем тяжесть темного металла, но разбавим ее обилием другой музыки, которую мы так любим». Когда мы услышали первый альбом Exciter — Heavy Metal Maniac — мы подумали: «Это феноменально!». И мы захотели стать частью этого движения. Мы просто хотели сделать это по-своему». — Том Г. Уорриор
10
Мини-альбом Morbid Tales стал мощным заявлением, но лишь с первым полноценным альбомом To Mega Therion творческое видение Frost было воплощено в жизнь.
«Morbid Tales был так важен для нас, потому что он стал своего рода подтверждением жизнеспособности наших творческих амбиций, но к моменту выпуска To Mega Therion Celtic Frost действительно стал Celtic Frost. Это, наверное, самый важный альбом для меня как музыканта». — Том Г. Уорриор
11
Обложкой альбома стала картина Сатана I швейцарского художника Г. Р. Гигера. Еще более удивительно, что права на использование изображения достались группе бесплатно.
«Мы были готовы заплатить. Мы не знали, как добудем деньги, но нам так сильно этого хотелось, что мы бы обязательно нашли способ. В 1984 году я отправил Гигеру написанное от руки письмо, в котором спрашивал, не подумает ли он о сотрудничестве с нами. Он был на пике своей славы после работы над фильмами «Чужой», поэтому мы не ожидали, что он ответит кучке ноунеймов.
Но он действительно позвонил мне, и не раз, и дал разрешение на использование двух картин — Сатана I и Победа III — бесплатно. Мы были потрясены. Тогда мы еще готовили к выпуску Morbid Tales, но мы так трепетали перед художником, поэтому посчитали, что на альбоме с такой обложкой должны быть самые лучшие произведения. Так мы могли бы отдать должное гению его искусства. Вот почему мы дождались To Mega Therion. Так Гигер стал нашим наставником, а позже и другом». — Том Г. Уорриор
12
Альбом 1987 года Into The Pandemonium стал результатом бесстрашных экспериментов. Позже группу даже начнут причислять к авангардным хэви-металлическим командам. Было время, что Celtic Frost даже называли Black Sabbath 80-х.
«Я лично считаю, что нельзя разделить Morbid Tales, To Mega Therion и Into The Pandemonium. Все они являются частью головоломки, и они действительно определяют Celtic Frost. Но с художественной точки зрения… Pandemonium был нашим самым амбициозным альбомом. Я думаю, что в то время мы были смелее, чем думали. Но главное, что мы почувствовали себя понятыми». — Том Г. Уорриор
13
Альбом Cold Lake 1988 года Фишер считает полным недоразумением.
«Noise Records не согласились с экспериментальным характером Into The Pandemonium, поэтому мы попытались разорвать контракт с ними. Мы подали в суд и влезли в крупные долги, и к концу 1987 года все это просто убило группу. Но в начале 1988 года Noise представили новый контракт, который предоставлял нам гораздо больше творческой свободы. Вот только группы уже не было. Моя большая ошибка в том, что я решил реформировать Celtic Frost ради этого контракта, пригласил других музыкантов. То, что получилось в итоге, я не хочу ни вспоминать, ни обсуждать. Это не Celtic Frost. Это просто ужас». — Том Г. Уорриор
14
Последней записью Celtic Frost стала пластинка 2006 года — Monotheist. Затем последовала работа в рамках проекта Triptykon, в котором Фишер стремился добиться такого же звучания, которое было запечатлено на Into The Pandemonium.
«Если вы внимательно послушаете альбомы Triptykon, то обнаружите, что они точно такие же, как Into The Pandemonium. Там есть все от электроники и классики до радикального металла и новой волны. Только в наше время все это воспринимается нормально. Сцена догнала то, что Celtic Frost создавали в 1987 году». — Том Г. Уорриор
15
С 2019 года Фишер исполняет музыку Hellhammer под названием Triumph Of Death.
«Как я уже говорил, мы с Мартином действительно на какое-то время отказались от Hellhammer, чтобы попробовать свои силы с Celtic Frost. Так что возвращение к Hellhammer в начале 2000-х, как побочный эффект воссоединения Celtic Frost, было чрезвычайно важным для нас обоих. И тогда я недоумевал, почему мы никогда не исполняли эту музыку на сцене, так что на самом деле делать это с Triumph Of Death для меня как исполнение давней мечты». — Том Г. Уорриор
16
«Я не могу закрыть глаза на мир, в котором мы живем — на то, как мы относимся к природе, как мы относимся к животным, как мы относимся друг к другу. И все же, на небольшом уровне, я вполне доволен тем, что смог достичь в профессиональной области и в личной жизни. На моем музыкальном пути было очень много борьбы, но сейчас, в 59 лет, я чувствую себя на своем месте. У меня была карьера, которая длилась более четырех десятилетий. И, оглядываясь назад, я бы ничего в ней не менял». — Том Г. Уорриор
В ближайшем будущем Том готовит к изданию сразу два альбома. Один с Triptykon, второй — тот, что должен был стать альбомом Celtic Frost, который планировался много лет — Necronomicon.