Здесь — сборная солянка соображений, деталей и инсайтов, благодаря которым я понял, что не пожалел о выборе.
Было страшно. Смена не только байонета, но и системы, — это реально обретение новой «семьи», включая не только другие объективы, но и аддоны в виде вспышек/насадок/триггеров и т.д. Безответная любовь (в т.ч. к любимому делу) — вещь эмоционально сильная, а в сочетании со здравым смыслом и ощущением перспектив просто атомная.
Я в прошлом году наскоками пытался сменить профессию, ощущая, что головой упёрся в невидимый потолок силового поля возможностей. Пробовал прислониться и к #войтивайти , и к дизайну с фигмами/скетчами. Даже смотрел в сторону карьеры «ухуеров» (UI/UX). Всё-таки 20 с лишним лет в дизайне, включая веб и препресс. Единственное, что «зашло» в лоно профессии, это ветка видеопроизводства.
Хотите — верьте, хотите — нет, но с «девяткой» я стал снимать и (это важно) отбирать вещи, которые раньше у меня либо не получались, либо я просто ленился, понимая, как технология отработает тот или иной позыв фотографически выпендриться. Или я не видел сюжетов — фиг знает.
Да, я в курсе про «период ремисии», когда новая камера окрыляет на новые подвиги, а потом всё возвращается на круги своя.
Так, да не совсем так.
Кстати, в обзоре я ни разу не упомянул про видео. Было много планов, включая работу с полноценным V-LOG, который ещё предстоит купить. Но сейчас важно поставить промежуточную точку и, как говорится, закрыть гештальт.
1. IBIS, или внутрикамерная стабилизация.
На видео ещё не проверял, но в рамках фото — однозначный уберапгрейд для исключения «шевелёнки». Никой бинбаг (который ещё надо с тобой постоянно таскать) не сравнится по удобству IBISа (особенно в комбо с оптической стабилизацией объектива). В некоторых случаях удавалось добиться звенящей резкости в СВЦК (сюжетно-важном центре кадра) на одной секунде!
2. Поворотный тач-экран.
Спасение для портретной (и особенно детской) съёмки. И низкий поклон от моей дважды переломанной спины и остеохандрозной поясницы. Теперь только крайняя необходимость заставит упасть на колено ради кадра и подумать, что бы ещё снять, пока не разогнулся. У меня был реальный случай, когда в полном кэноновском обвесе я едва не опрокинулся навзничь от такого трюка, и гостям на банкете пришлось помогать мне «вертикализироваться», как говорят нейрохирурги.
Жаль, что нет возможности одновременно ткнуть в экран для фокуса и тут же открыть затвор, как это есть на Олимпусах. Или я не нашёл такой настройки в меню — отпишитесь в каментах, кто в теме.
С экраном есть ложка дёгтя, связанная опять же с возрастом. У меня классическая близорукость, и с третьего класса я хожу в очках. Без очков в юности мог заниматься только спортом (баскетбол и плавание) и, как ни странно, спортивной стрельбой, где десятки выбивал без помощи окуляров.
Так вот, ближе к полтосу появилась дрянь под названием пресбиопия, когда к близорукости добавилась дальнозоркость. Если три года назад я нормально пользовался контактными линзами «для дали», то теперь они бессмысленны, потому что я тогда ничего не вижу вблизи. Теперь проще задрать на череп очки и сунуть нос прямо в экран так, чтобы можно было разглядеть кристаллическую решётку пикселей, чем отодвигать камеру на расстояние вытянутой руки.
Пока не могу привыкнуть к ремню Peak Design Slide Lite в классическом варианте (шея), который мешает при работе с повёрнутым экраном. С ремнём от Rapid (крепится к штативном гнезду) проблем нет, но боюсь выдернуть с мясом экран во время репортажа.
3. Родная батарейная ручка Lumix DMW BGG9EE
Как я уже говорил, БЗК ест электричество как не в себя. В наследство с камерой мне достались 4 батарейки (включая родную), USB-зарядник на 2 посадочных места и каплер для питания камеры напрямую от розетки (работает только с видео, безлимитно снимать фото не получится).
Всё питать можно даже от пауэрбанка. Пока ещё не удавалось высадить две батарейки за съемочный день: 2 флэшки на 64GB в режиме последовательной записи заканчивались быстрее.
4. Электронный затвор
Важность бесшумной работы камеры в храме, на интервью или концерте трудно переоценить. Или в такие моменты.
В сравнении с тихим режимом у классических «взрослых» зеркалок грохот работы комбо «зеркало/затвор» как у пулемёта.
Звучит, конечно, очень круто и авторитетно. Ровно до момента, когда надо снимать выступление симфонического оркестра, когда дирижёр работает с соло первой скрипки.
На чтении стихов Серебряного века в филармонии, где выступал Олег Погудин, меня поклонники чуть силой не вытолкали из зала. Не помогал даже «тихий режим» зеркала в Canon 1D X.
Ещё про «электронку». Как обычно, присутствует беда с бандингом в помещении (полосение из-за частоты работы ламп искусственного света). Если стоит режим P/A, никогда не знаешь, какую выдержку выставит автомат. И не факт, что она будет кратна частоте лампы, как положено. Тут или снимать в приоритете выдержки, или принудительно включать «механику».
5. Объектив Olympus ED 12-100mm f/4.0 Is Pro
Камера покупалась с расчётом на работу именно с этим объективом. После месяца активных съемок (включая заказные) могу с уверенностью сказать, такого набора (ЭФР 24−200мм) хватает для 90% моих сюжетов.
Все разговоры о «темноте» стекла f/4.0 для меня лишены всякого смысла, когда речь идёт о репортаже. Сделать портретную съёмку с читаемой «бокешечкой» — без проблем. Просто отойди назад. Если ОЧЕНЬ нужна «бокешечка» в киношном стиле типа 35мм f/2.0 с перспективой типа «жанр» — покупай фикс 15-20 мм для MFT, чтобы использовать пару раз и потом выставить на Авито за пол-цены.
Или новый аналог прайма Canon EF 85mm — выйдет дешевле. Ровно так я и собираюсь поступить.
Разумеется, нужен сверхширик для архитектуры/интерьеров. Тут даже зум не надо, достаточно недорого прайма от какой-нибудь Лаовы.
С телевиками ещё проще: «птичники» уже присоветовали то, что нужно, чтобы в рамках бюджета дотянуться до Луны.
6. Экономика.
У «микры́» интересная особенность: бэушная техника сто́ит в 2 раза меньше «новья», при этом нишевость техники предполагает, что её использовали довольно бережно (как правило, профессиональное видео или любительское фото).
На момент принятия решения это было важно, так как я затеял апгрейд без копейки накопленных средств. И с камерой, и с объективом мне повезло: взял без очевидных следов использования (особенно объектив, который из коробки был как с завода).
Яндекс.Маркет предлагает систему Яндекс.Сплит с разными вариантами рассрочки, при этом самая «длинная» рассрочка всяко дешевле упаси Господь потребкредита или кредитной карты. Остаток можно гасить когда угодно без бумажек и походов в банк: появился незапланированный «жир» — тут же отдал долг.
Это ни разу не нативная интеграция, за рекламу не платят. Просто удобно и прозрачно.
С другой стороны, «нишевость» MFT здорово сужает круг возможных покупателей. Особенно в Тюмени (если говорить о фотографах). «Полный кадр» тройки Canon/Nikon/Sony продавать намного легче. Если это мейнстрим, конечно, вроде «пятёрок».
Проще говоря: то, что купил, рассчитывай использовать до победного. У тех, кто зарабатывает камерой на жизнь, с этим значительно проще, чем у любителей.
А как же гарантия?! — с ужасом спросит дотошный читатель. Как, как… Каком кверху, ребята. Такова плата за риск, как и всё в этой жизни. К тому же я не знаю в Тюмени ни одного сервиса, который бы сертифицированно чинил MFT. Да и вообще, в наше непростое время рассчитывать на долгосрок — есть ли смысл?
А на сегодня всё. Если интересно, отдельно расскажу об опыте использования переходника Viltrox EF-M2 II для объективов EF на MFT.
- Часть I. Прелюдия.
- Часть II. Общие впечатления.
- Часть III. Картинка и кроп
- Часть IV. Дружба с флэшганами Canon 600EX-RT
- Часть V. Автофокус, скорострельность и страшное ISO
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и оставляйте каменты для обратной связи. Телеграм-канал: https://t.me/izosimov72_ru
#izosimov72_ru #фотографтюмень #дмитрийизосимов #фотографизмы