В выходные встретилась с давней приятельницей за чашкой кофе. Не виделись почти год, поговорили о жизни, погуляли, порадовались погоде и весне. Помимо прочего спросила у нее, как поживает ее сын - он учится в 7 классе, помню, что в школе он всегда учился с удовольствием, программа давалась легко, мальчик сообразительный и любознательный.
Но на мой вопрос приятельница тяжело вздохнула и рассказала, что ищет ребенку другую школу, хочет его перевести. И что часть родителей его одноклассников уже перевели деток в другие школы. Я удивилась - вроде бы детский коллектив подобрался хороший, раньше я слышала только положительные отзывы. Да и школа, в которой мальчик учится, не из последних в городе и считается престижной, с хорошими педагогами.
Но, как выяснилось, дело оказалось в другом. До этой школы (а она славится профильными классами, углубленным изучением отдельных предметов и сильными учителями, дети как правило всегда хорошо сдают экзамены и практически не посещают репетиторов) докатился каток инклюзии по-русски.
В класс привели мальчика с инвалидностью, да не просто инвалида-колясочника или ребенка с ДЦП, а мальчика с ментальными проблемами. Конкретно - у ребенка аутизм, задержка развития, куча всяких сопутствующих диагнозов. К слову, в их классе с самого начала училась девочка с легкой формой ДЦП, никто ее не обижал, скорее наоборот - проводят, портфель донесут, по лестнице подняться-спуститься помогут.
Ребенок старше одноклассников на 3 года и мама настаивает на том, чтобы он социализировался в коллективе и осваивал школьную программу наравне со всеми. И вот тут начинаются проблемы.
Спокойно сидеть на уроке ребенок не может. Минут через 15-20 урока он залезает под парту, обхватывает руками колени и орёт. Нет, не так - ОРЁТ. На одной протяжной ноте, вдох - и снова крик. Приходится останавливать урок и ждать, пока он успокоится. Занимает это минут 5-10, после он вылезает и начинает ходить по классу кругами, что-то бормоча себе под нос. Но на это уже не обращают внимание, учитель только следит, чтобы из класса не вышел.
То же самое происходит при попытке вызвать к доске, проверить домашнее задание, дать контрольную... в общем при любой попытке вовлечь ребенка в учебный процесс. Прикасаться тоже нельзя - случается истерика минут на 30, даже если другие дети случайно задели. А такое случается часто.... Помимо истерики, прикосновения вызывают у него вспышку агрессии и он кусается, царапается, раскидывает стулья... В общем страшно.
Мама ребенка напрочь игнорирует просьбы и рекомендации перевести сына на домашнее обучение, в коррекционный класс или спецшколу. Она уверена, что так ребенок приобретет навыки коммуникации и социализируется.
Сделать ничего нельзя - право на получение образования, плюс чертова инклюзия, инвалиды имеют право учиться наравне со здоровыми детьми. В результате из-за закидонов одной мамашки страдают 27 здоровых детей, у которых сорван учебный процесс, которые не хотят идти в школу, боятся своего одноклассника (нескольким он прокусил руки до крови во время вспышки агрессии, на ту самую девочку с легкой формой ДЦП опрокинул парту - увернуться она не успела, получила сильный ушиб и сотрясение).
И снова ничего нельзя сделать. Мать на все претензии размахивает справкой об инвалидности и бежит жаловаться по всем инстанциям, мол ее деточку притесняют.
И от этой же инклюзии страдает сам ребенок с аутизмом - в таком коллективе, на уроке у него быстро наступает сенсорная перегрузка и происходит срыв. Его мозг не справляется с таким потоком сигналов, захлебывается в этом потоке. Понятно, что ни о какой социализации, развитии и обучении тут речи быть не может.
В итоге мучаются все - и здоровые дети, и больной ребенок, и учителя, и родители. Здоровые не могут нормально учиться, так как все внимание учителя приковано к одному больному ребенку. Успеваемость в классе сильно упала. Больной ребенок лишен необходимой ему коррекционной программы, вынужден жить в постоянном стрессе и перегрузке. Учителя несут двойную нагрузку и ответственность, да еще и находятся между двух огней - родители 27 здоровых учеников с одной стороны, мать аутиста и школьное руководство с другой.
И да, я сознательно называю вещи своими именами. Аутизм - это болезнь. Это не особенность, вроде цвета волос, глаз разного цвета или большого родимого пятна. Это болезнь - неизлечимая, к сожалению, и больные нуждаются в соответствующих условиях. Так же, как детей с плохим зрением нельзя сажать на заднюю парту, так и ментальных инвалидов не стоит пытаться "учить" наравне со здоровыми.
Да, есть детки с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, мышечными дистрофиями, еще кучей всяких диагнозов, при которых не страдает интеллект. Безусловно, таким детям нужно учиться наравне со всеми, им необходимо дать возможность посещать школу - сделать пандусы, подъемники, ровные полы без порогов, широкие двери, специальные парты.
Но учить таких детей в общем классе стоит только в том случае, если нет серьезных препятствий в виде нарушения слуха, речи, моторики. Если ребенок не может внятно говорить и держать ручку, ему также необходимо индивидуальное обучение.
Инклюзия в российском исполнении - это такой нежизнеспособный кадавр, имитация. Она приносит пользу только чиновникам, которые экономят деньги на коррекционных классах, закрывают спецшколы и отчитываются по бумажкам с красивыми цифрами.
На словах конечно все выглядело прекрасно. Планировалось, что инклюзия поможет здоровым детям учиться сопереживанию и пониманию, а воспитанникам с ОВЗ — социализироваться и жить полноценной жизнью.
Однако даже сторонники такого подхода неохотно признают, что дети с ментальными нарушениями, которые учатся в коррекционных классах по специальной программе, в итоге успешнее тех, кто попал в инклюзивный класс и стал учебным пособием по сопереживанию и пониманию. Ни о какой полноценной жизни на выходе речи не идет.
В итоге, вместо того, чтобы создать больным детям хорошие условия для максимально эффективного обучения без рисков ухудшения состояния, их запихивают в обычные, часто переполненные классы. При том, что детям с ЗПР сложно запоминать информацию, детям с аутизмом нужны наглядные схемы и планы, а школьникам с умственной отсталостью — медленные объяснения. Как это должно сочетаться с правом остального класса здоровых детей на получение полноценного образования, никто думать не хочет.
Пока учитель будет равняться на отстающего, рисовать схемы для аутиста, медленно повторять по 20 раз одно и то же для детей с задержкой развития и умственной отсталостью, здоровые дети останутся за бортом и ни о каком успешном обучении, сдаче экзаменов и поступлении в ВУЗы речи уже не будет. Ни о каком гармоничном развитии здоровых учеников тоже - им будет просто скучно слушать по 20 повторений и разглядывать упрощенные схемы.
Так зачем низводить здоровых детей до уровня умственно-отсталых или выталкивать их в сектор частного образования и забегов по репетиторам? Почему из-за одного больного должны страдать и лишаться перспектив успешно закончить школу и продолжить обучение 25-30 здоровых детей?
Я выскажу возможно непопулярную точку зрения, которая не вписывается в толерантную повестку - детям с умственными нарушениями, ментальным инвалидам и тем, кто не может усваивать программу наравне со здоровыми детьми - не место в общем классе. Им нужны специальные условия, которые будут отвечать их потребностям, им нужны адаптированные программы, а не мнимая социализация во вред всем ее участникам.
А вы сталкивались с инклюзией в школах? Как думаете, детям с ментальными нарушениями надо учиться в общих классах или же стоит их обучать отдельно от здоровых детей?