Найти тему

Автомобильная дорога БАМа: Тазы – Уоян. От проекта до реализации – время?

Километры дороги, особенно через тайгу, болота, скалы, всегда имели принципиальную важность для доставки грузов. Мы знаем, как коллективы Бурятского участка БАМа в порыве энтузиазма подхватили трудовую инициативу в возведении необходимой для общего дела автомобильной трассы, чтобы связать северные районы в одну транспортную схему. Между тем, история продолжается, кажется, что время течёт медленно, а идея, упорно ожидающая своей реализации, проявится всё-таки в будущем.

Хотя мы позитивно смотрим в будущее, рано или поздно всё случается, но истоком настоящего является прошлое. Напомним, тоннельщики 11 отряда в 1974 году получили план, в который входило строительство дороги Тазы – Уоян длиной 220 километров. Проект автомобильной трассы был готов 3 июля 1974 года, а через полгода потребовалось его обоснование. Так как сразу было очевидно, что реализация данного проекта будет весьма трудна. Тем не менее, для разведки и обоснования трассы до Уояна была отправлена изыскательская партия № 9 Новосибирского института «Сибгипротранс» с конкретной задачей.

Дорога Тазы – Уоян – наиболее короткий маршрут из центра Бурятии на север, она была востребована для доставки грузов, несомненно. Как можно было начинать её строительство? Летом у озера Иркана высадился десант. Предполагалось, что силами этого десанта и будет положено начало автомобильной трассы. Для чего в сторону Уояна отправлялись ресурсы, 11 июля 1974 года от пристани в Нижнеангарске отчалил буксирный катер с баржей, где размещалось 196 тонн груза. А между тем, недалеко от посёлка Кумора (на берегу озера Иркана) был образован участок тоннельщиков по строительству автодороги.

Десант на строительстве автодороги Тазы-Уоян, 1974 год
Десант на строительстве автодороги Тазы-Уоян, 1974 год

Первые шаги строителей в тайгу сопровождались прорубкой просеки, и старт был задан 10 сентября 1974 года. С другой стороны (в конце 1974 года) из Улюнхана вышла группа пробивать «пролаз» навстречу уже строящейся грунтовой дороге. Как таковое общее движение организовать удалось, и со всеми трудностями и рабочими издержками дорога Тазы – Уоян соединила пункты назначения в начале февраля 1975 года. Однако наиболее короткий маршрут из центра Бурятии на север не был реализован в полной мере. Дорога не получила стратегического значения в доставке грузов. Всё из-за её плохого состояния.

В настоящее время дорога из Улан-Удэ через Курумкан в Новый Уоян вновь получила статус проекта, требующего реализации. Понятно, на этом пути есть практически непроходимый участок. А вся протяжённость дороги составляет 726 километров. В общем, от проекта до реализации – опять время.