В 737 г. на территорию Абхазии вторглись арабское войска. Они потерпели тяжелое поражение у стен абазгской столицы Анакопии (нынешний Новый Афон) от войска под командованием правителя Абазгии Леона I. Это событие привело к усилению Абазгии, которая объединила все абхазские княжества. Таким образом, возникло Абхазское царство, которое уже при Леоне II обрело независимость от Восточной Римской Империи (Византии).
Свидетельствуют о пребывании человека на территории Абхазии ещё в эпоху нижнего палеолита (стоянка Яштух 400—300 тыс. лет назад). Памятники Яштхуа и Бырцх относятся к эпохе раннего ашеля[1][2][3][4][5]. Яштухская стоянка-мастерская раннеашельского периода на высоте 80—140 м над уровнем моря, в 2 км от города Сухуми это самый крупный памятник эпохи древнего палеолита Абхазии, вся группа, состоящая из 30 памятников, занимает 70 га[6].
В IV тысячелетии до н. э. в Абхазии были развиты не только земледелие и скотоводство, но и ткачество, производство керамики, обработка камня, меди и бронзы; развивался обмен.
Во II тысячелетии до н. э. на территорию Абхазии проникла дольменная культура, от которой до сих пор сохранились многочисленные дольмены.
В конце II тысячелетия до н. э. по всему региону распространяется Колхидская культура. Она выражена огромным количеством находок изделий из различных металлов (топоры, украшения, могильники и т. д.).
В I тысячелетии до н. э. на восточном берегу Чёрного моря стали появляться первые колхидские городские поселения
В VI веке до н. э. побережье Колхиды[7], включая территорию современной Абхазии, колонизировали греки, о чём свидетельствуют находки греческой керамики архаического времени в Гюэносе и на Эшерском городище. Греками были основаны портовые города-колонии (Диоскуриада на месте нынешнего Сухума, Гюэнос на месте Очамчиры, Питиунт на месте Пицунды). Эта земля получила от греков имя Гениохии, а коренные жители назывались гениохами («гениох» с древнегреческого — возница, возчик); Страбон и другие древнегреческие письменные источники упоминают на территории современной Абхазии многочисленные племена.
В V—IV веках до н. э. по подконтрольным грекам перевальным путям на Северный Кавказ попадают бронзовые шлемы и другие предметы и материалы. В этот же период в местную среду проникают и первые серебряные монеты — колхидки, чеканившиеся в приморских греческих городах.
В то же время на территории и в окрестностях греческих городов часто встречаются конские захоронения с уздечными наборами, характеризующими скифскую культуру Прикубанья. Раскопки поселений в Очамчире и Эшере показали, что греки здесь первоначально жили в бревенчатых домах, а их форму заимствовали у местного населения. Помимо привозной, эллины широко использовали в быту и местную лепную и гончарную посуду. Последнюю приносили с собой в их жилище жёны, которых греки охотно брали из местной этнической среды.
Расцвет греческих колоний на территории современной Абхазии пришёлся на эллинистический период III-I века до н. э.. Самым развитым полисом стала Диоскуриада. В конце II — начале I вв. до н. э. в этом городе разместился опорный пункт Понтийского царства.
С 64 г. до н.э. Колхида, включая Абасгию, перешло под контроль римлян[7]. Римские гарнизоны появились в Питиунте и Диоскуриаде, переименованной римлянами в Себастополис. Под властью Рима находились сформировавшиеся к I веку н. э. местные племенные объединения апсилов, абазгов и санигов. Не случайно ведущие центры Апсилии были сосредоточены в Цебельдинской долине[8] на пути к Клухорскому перевальному пути, который интересовал римлян с момента их появления на побережье.
В I—II веках н. э. апсилы заселяли значительную часть северо-западной Колхиды от районов, прилегавших с севера к Фасису до Себастополиса. Тогда во главе апсилов стоял «царь» с римским именем Юлиан, получивший знаки, подтверждающие его право на власть в Апсилии от римского императора Траяна (98—117 годы н. э.).
Во II веке н. э. римский гарнизон разместился и в Питиунте (современная Пицунда).
Подробные сведения об апсилах содержатся в записях, сделанных полководцем Луцием Флавием Аррианом в 137 году н. э. во время посещения Диоскуриады-Себастополиса.
Наиболее чёткие сведения по этому вопросу для VI века сохранил Прокопий Кесарийский, локализовавший апсилов на побережье Чёрного моря от того места, где это побережье делает резкий поворот на запад (юго-восточнее современной Очамчиры) до крепости абасгов Трахеи (современный Новый Афон), а их пределы в горах определивший до границы с аланами, то есть до перевалов Большого Кавказа.
Править
В IV и V веках Абасгия была подчинена Лазике.[7] В IV веке христианство уже было распространено в Абхазии, епископ Питиунта принимал участие в Первом Никейском соборе (325 год)[9]. К VI веку Абасгия (между реками Гумиста и Бзыбь со столицей в Анакопии) была подчинена Восточной Римской империи.[7]
В VI веке на территории Северо-Восточного Причерноморья столкнулись интересы двух величайших держав того времени — Государства Сасанидов и Византийской империи. В 542 году византийские гарнизоны под нажимом персов были выведены из Себастополиса и Питиунта. Утратив возможность контроля над абасгами с помощью грубой силы, византийцы прибегли к помощи дипломатии.
Около 548 года в Абасгию прибыл посланец императора абасг Евфрат, который сумел добиться введения здесь христианства в качестве официальной религии; строятся христианские храмы, появляется Абазгийская архиепископия в составе Константинопольской патриархии, имевшая кафедру в Себастополисе. Первый христианский храм был построен в Питиунте[10] при Юстиниане. Абасгам как христианам были дарованы равные с византийцами права. Местным князьям было запрещено продавать в рабство своих единоплеменников, тогда как ранее работорговля была широко распространена.
Византийцы, обосновавшиеся среди абасгов, попытались ввести в стране общеимперские порядки, что вызвало возмущение местного населения, поддержанное родоплеменной верхушкой, ущемлённой в своих правах. Знать попыталась восстановить прежний строй жизни. Страна вновь была поделена на две части, во главе которых встали цари Опсит и Скепарна, которые, воспользовавшись трудностями Византии в Центральной Колхиде, где, казалось, персы начинают побеждать, фактически отделились от империи.
Развалины Анакопийской Крепости VII век
Летом 550 года в Абасгию пришло персидское войско во главе с Набедом, что привело к поражению провизантийской партии. Узнав о ситуации в Абасгии, император Юстиниан приказал подавить мятеж. Византийцы, переброшенные морем, осадили крепость абасгов Трахею и взяли её штурмом, захватив в плен жён абазсгских царей со всем потомством и приближёнными.
В Апсилии местные жители самостоятельно уничтожили отряд персов и ссылаясь на отсутствие помощи со стороны византийцев и лазов, на короткий период объявили себя независимыми.
В 553 году в центре Апсилии Цибилиуме (Цебельде) вновь появляется византийский отряд, который отразил наступление персов.
В мае—ноябре 556 года в Апсилии находилось четырёхтысячное войско византийцев, которое участвовало в подавлении восстания мисимиан, пытавшихся отделиться от Лазики и стоявшей за ней Византии. Мисимиане, близкие по языку и культуре к апсилам, на короткое время получили помощь персов, но затем были разгромлены византийцами.
Весь VII век Абасгия, Апсилия и Мисиминия оставались в зависимости от Византийской империи, став, по сути, её отдалёнными северо-восточными провинциями.
В 623 году абасги участвовали в закавказских походах императора Ираклия I, избравшего Колхиду в качестве опорной базы для окончательного вытеснения персов из этих областей. В этот период была возведена Анакопийская крепость — крупнейшее оборонительное сооружение на кавказском берегу Чёрного моря, включавшее в свой ансамбль в качестве цитадели постройки крепости абасгов Трахеи.
В VII — начале VIII веков в Абасгии, как и в соседней Апсилии, существовала наследственная власть. Сохранился перечень этих лиц, называемый «Диван абхазских царей». Первым в этом списке стоит Анос, вторым — Гозар, третьим — Юстиниан, четвёртым — Филиктиос, пятым — Капаруки (Барук), шестым — Димитрий I, седьмым — Феодосий I, восьмым — Константин I, девятым — Феодор I, десятым — Константин II и одиннадцатым — Леон I, причём все они, кроме последнего, были сыновьями своих предшественников и лишь Леон был младшим братом Константина. Согласно хроникам, Константин II был женат на дочери хазарского царя, сестра которого была замужем за византийским императором Константином V. Правящие династии Абасгии были тесно связаны с Византией династическими, церковными и политическими узами.
В самом конце VII века в Западное Закавказье вторглись арабы, которые, дойдя до Апсилии, разместили в ней свои гарнизоны. Проарабскую позицию заняли и правители Абасгии.
В 711 году будущий император Византии Лев Исавр подавил сопротивление проарабской партии, восстановив в Абасгии и северной Апсилии власть Византии. Однако земли южнее были под властью арабов и отвоевать у них юг Апсилии и Мегрелию (она тянулась от южной Абхазии до реки Чорох (позже часть Мегрелии заняли гурийцы, рачинцы, имеретинцы и аджарцы, вытеснив их на север Мегрелии) византийцы так и не смогли. На её северном побережье (в долинах рек Кодори и Ингури) стояли византийские лагеря, а поселения были в руках мусульман, которые не только выставили свои гарнизоны, но и прислали мирных арабских жителей (в основном купцов и духовенство), которые не выносили холодный климат Картли, Армении и Дагестана.
В 737 году в Закавказье вторглось арабское войско во главе с Мурваном Кру (Глухим). Никто не мог его остановить. Но Абасгии, проходы в которую с востока преграждала Анакопия, повезло больше, чем Апсилии. Восточногрузинские, картлийские цари Мир и Арчил бежали в Абасгию и укрылись в Анакопии, где произошло решающее сражение с арабами. Осаждённым помогло то, что крепость представляла собой преграду исключительной мощности, а подступы к ней были затруднены. К тому же, среди арабов вспыхнула эпидемия, что помогло одержать победу над вторгшейся арабской армией.
Поражение арабов под Анакопией получило широкую огласку, сыграв важную позитивную роль в истории Восточного Причерноморья. Благоприятная ситуация способствовала выдвижению правителя Абасгии Леона на одно из первых мест в иерархии. В его распоряжении оставалось не опустошённое и не обескровленное, подобно другим областям Колхиды (Лазика (часть территории, которая сейчас в Турции), Мисиминия, Апсилия), Абасгское княжество (за исключением территории Мегрелии, которая была разрушена, Цихе — Годжи (Нокалакеви) арабы сравняли с землёй). Когда об этом стало известно византийскому императору Льву Исавру, он прислал два царских венца и грамоту картлийским царям Миру и Арчилу, передав им в управление территорию бывшего Лазского царства, причём приморская Лазика отошла к Миру. Леону же Лев подтвердил его потомственное право на владение Абасгией.
В 780 году от арабов освободили Мегрелию и Юг Апсилии, которые серьёзно пострадали от захватчиков. Однако полностью из этих земель арабов изгнали только в середине IX века. При этом большинство арабов, как и в других захваченных районах, ассимилировались с местным населением. В земли Мегрелии была перенесена и столица Абхазии. Был основан Кутаиси.