Думаете, что сейчас будет сказано: нет, не является, и потому не надо за нее держаться?..
Но давайте не торопиться.
Жизнь действительно является высочайшей ценностью, которую Бог даровал людям. И Сам Бог это подтверждает.
Так, обращаясь к евреям, собирающихся входить в Обетованную землю, Бог им говорит:
«Ибо это не пустое для вас: но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею». Втор. 32.47.
Обратите внимание: ценна не только жизнь, но и ее продолжительность.
Эта временная жизнь не может не обладать высочайшей ценностью хотя бы потому, что только через нее мы можем получить жизнь вечную в Царстве Небесном.
Иисус Христос тоже подтверждает величайшую ценность жизни. Это видно по Его утверждению:
«…Я есмь путь и истина и жизнь…» Ин.14.6.
Жизнь включена в качестве одного из трех важнейших олицетворений, с которыми Себя отождествил наш Господь и Спаситель.
Естественно, что ее в этом качестве нужно всеми возможными способами стараться сохранить.
Что ж ценность жизни безусловна, она нуждается в сохранении, но является ли она наивысшей ценностью?
И нет ли чего-то более высокого и более ценного, ради чего жизнью можно пожертвовать?
Для безверного эгоистического сознания – ничего. Жизнь бесценна. Живем один раз и потому – борись за жизнь до конца, а если все-таки умирать, то по принципу: сегодня умри ты, а я – завтра.
То есть сберегай свою жизнь всеми способами – в том числе и смертью других людей.
Но вот что говорит Иисус Христос:
«Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее». Лк. 9.24.
Под душой по согласному святоотеческому толкованию подразумевается именно жизнь.
И тут мы сталкиваемся с удивительной, даже парадоксальной инверсией: тот, кто будет стараться сберечь жизнь – потеряет ее. И кто потеряет ее – то сбережет.
Это как можно понять?
Ситуацию несколько поясняет следующий стих:
«Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить, или повредить себе?». Лк. 9.25.
Оказывается, жизнь ценна не сама по себе, а в определенном качестве. В «поврежденном» качестве она уже не представляет собой величайшей ценностью.
Даже весь мир, который может прилагаться к такой «поврежденной» жизни ничего спасти не может и не может возместить своей ценностью ее повреждение.
Жизнь, которая ведет в погибель, – уже не является безусловной ценностью.
Что ж – пометим это для себя. А то ведь мы-то как раз склонны считать, что жизнь в любом качестве – это суперцель.
А уж жизнь ради приобретения этого самого «мира» - вообще, зачастую, наше главное вожделение.
Нет, оказывается.
Такая жизнь ведет в погибель, да собственно и является погибелью – потому и нет в ней уже прежней ценности. А зачастую – никакой. И зачастую такая жизнь является уже «антиценностью», нуждающейся в быстрейшем искоренении.
Но что же Иисус Христос предлагает в качестве ценности, выше жизни?
Что есть такое бесценное, обладающее наивысшей ценностью, ради чего можно этой жизнью пожертвовать?
Ответ прост: Он предлагает Себя.
Ведь Он и есть «жизнь».
Поэтому, человек, теряющий эту временную жизнь ради Христа, обретает в Нем новую и уже вечную жизнь, не подверженную никакой смерти.
В том же Евангелии от Луки Христос еще раз это подтверждает:
«Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее». Лк. 17. 33.
Так что вот вам и ответ на поставленный вначале вопрос: следует ли жизнь держаться любой ценой.
Сначала нужно ответить на другой вопрос: ради чего?
Если в качестве здесь будет длинный список, который сведется к «приобретению всего мира» или хотя бы сохранению чего-то в нем уже приобретенного, то…
Собственно, такая жизнь и приведет к цеплянию за нее, что называется «до последнего».
И если нам действительно хочется продлить жизнь - любым способом, но лишь бы подольше… Наверняка в этом списке «ради чего» - нет Христа. Или Он стоит где-то далеко на задворках.
И тогда нам стоит хорошо задуматься о гибельных привязках к этому миру, которые заставляют нас бороться за жизнь, но ведут к конечной погибели.
А вот – ради Христа. Да – не стоит.
Не стоит стараться продлевать свою жизнь до максимальной конечности.
Тут хорошо прислушаться к апостолу Павлу, сказавшему:
«…возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». Фил. 1.21-22.
И есть только одна стоящая причина для продления жизни в такой ситуации, когда Христос уже находится в тебе.
Знаете - какая?
Послушаем дальше апостола Павла:
«Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.
Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
А оставаться во плоти нужнее для вас». Фил. 1.22-24.
У вас есть такое христианское «дело», ради которого…, ради того, чтобы дождаться «плодов» которого, по словам апостола Павла, не стоит стремиться уходить из жизни?
У него такое дело было, а у нас?
На самом деле – это единственная оправданная причина для задержки.