Найти тему
Александр Дедушка

Является ли жизнь наивысшей ценностью, и следует ли за нее держаться любой ценой?

Тонущий человек
Тонущий человек

Думаете, что сейчас будет сказано: нет, не является, и потому не надо за нее держаться?..

Но давайте не торопиться.

Жизнь действительно является высочайшей ценностью, которую Бог даровал людям. И Сам Бог это подтверждает.

Так, обращаясь к евреям, собирающихся входить в Обетованную землю, Бог им говорит:

«Ибо это не пустое для вас: но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею». Втор. 32.47.

Обратите внимание: ценна не только жизнь, но и ее продолжительность.

Эта временная жизнь не может не обладать высочайшей ценностью хотя бы потому, что только через нее мы можем получить жизнь вечную в Царстве Небесном.

Иисус Христос тоже подтверждает величайшую ценность жизни. Это видно по Его утверждению:

«…Я есмь путь и истина и жизнь…» Ин.14.6.

Жизнь включена в качестве одного из трех важнейших олицетворений, с которыми Себя отождествил наш Господь и Спаситель.

Естественно, что ее в этом качестве нужно всеми возможными способами стараться сохранить.

Что ж ценность жизни безусловна, она нуждается в сохранении, но является ли она наивысшей ценностью?

И нет ли чего-то более высокого и более ценного, ради чего жизнью можно пожертвовать?

Для безверного эгоистического сознания – ничего. Жизнь бесценна. Живем один раз и потому – борись за жизнь до конца, а если все-таки умирать, то по принципу: сегодня умри ты, а я – завтра.

То есть сберегай свою жизнь всеми способами – в том числе и смертью других людей.

Но вот что говорит Иисус Христос:

«Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее». Лк. 9.24.

Под душой по согласному святоотеческому толкованию подразумевается именно жизнь.

И тут мы сталкиваемся с удивительной, даже парадоксальной инверсией: тот, кто будет стараться сберечь жизнь – потеряет ее. И кто потеряет ее – то сбережет.

Это как можно понять?

Ситуацию несколько поясняет следующий стих:

«Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить, или повредить себе?». Лк. 9.25.

Оказывается, жизнь ценна не сама по себе, а в определенном качестве. В «поврежденном» качестве она уже не представляет собой величайшей ценностью.

Даже весь мир, который может прилагаться к такой «поврежденной» жизни ничего спасти не может и не может возместить своей ценностью ее повреждение.

Жизнь, которая ведет в погибель, – уже не является безусловной ценностью.

Что ж – пометим это для себя. А то ведь мы-то как раз склонны считать, что жизнь в любом качестве – это суперцель.

А уж жизнь ради приобретения этого самого «мира» - вообще, зачастую, наше главное вожделение.

Нет, оказывается.

Такая жизнь ведет в погибель, да собственно и является погибелью – потому и нет в ней уже прежней ценности. А зачастую – никакой. И зачастую такая жизнь является уже «антиценностью», нуждающейся в быстрейшем искоренении.

Но что же Иисус Христос предлагает в качестве ценности, выше жизни?

Что есть такое бесценное, обладающее наивысшей ценностью, ради чего можно этой жизнью пожертвовать?

Ответ прост: Он предлагает Себя.

Ведь Он и есть «жизнь».

Поэтому, человек, теряющий эту временную жизнь ради Христа, обретает в Нем новую и уже вечную жизнь, не подверженную никакой смерти.

В том же Евангелии от Луки Христос еще раз это подтверждает:

«Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее». Лк. 17. 33.

Так что вот вам и ответ на поставленный вначале вопрос: следует ли жизнь держаться любой ценой.

Сначала нужно ответить на другой вопрос: ради чего?

Если в качестве здесь будет длинный список, который сведется к «приобретению всего мира» или хотя бы сохранению чего-то в нем уже приобретенного, то…

Собственно, такая жизнь и приведет к цеплянию за нее, что называется «до последнего».

И если нам действительно хочется продлить жизнь - любым способом, но лишь бы подольше… Наверняка в этом списке «ради чего» - нет Христа. Или Он стоит где-то далеко на задворках.

И тогда нам стоит хорошо задуматься о гибельных привязках к этому миру, которые заставляют нас бороться за жизнь, но ведут к конечной погибели.

А вот – ради Христа. Да – не стоит.

Не стоит стараться продлевать свою жизнь до максимальной конечности.

Тут хорошо прислушаться к апостолу Павлу, сказавшему:

«…возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.

Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». Фил. 1.21-22.

И есть только одна стоящая причина для продления жизни в такой ситуации, когда Христос уже находится в тебе.

Знаете - какая?

Послушаем дальше апостола Павла:

«Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.

Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;

А оставаться во плоти нужнее для вас». Фил. 1.22-24.

У вас есть такое христианское «дело», ради которого…, ради того, чтобы дождаться «плодов» которого, по словам апостола Павла, не стоит стремиться уходить из жизни?

У него такое дело было, а у нас?

На самом деле – это единственная оправданная причина для задержки.