Министр финансов хотел бы обновить лексикон налогового законодательства, но юристы не воспринимают это серьёзно. Почему, разбиралась Orda.kz
Через пару лет в Казахстане должен появиться новый Налоговый кодекс. Одними из элементов новизны могут стать прогрессивное налогообложение и понятие «богатый человек».
Недавно в Казахстане вновь вернулись к идее прогрессивного налогообложения, которое существовало в РК до 2007 года. В этот раз инициатором выступил министр финансов Казахстана Ерулан Жамаубаев. Корреспондент Orda.kz узнал у юристов, как они относятся к данной идее.
Конвенция MLI осложнит вывод капиталов
По словам адвоката Александра Каплана, идея введения в Казахстане налога на роскошь поднимается уже довольно давно, но каждый раз затихает, и всё остаётся по-старому.
«Но с учётом последних тенденций по переделу рынка и раскулачивания отдельных богатых лиц, именно сейчас это становится более реальным. В чём это выражается? Налог на роскошь – это прежде всего повышенные ставки на имущество, стоящее сверх какой-то суммы. Вот сейчас, как я слышал, похожая ситуация в транспортной сфере. Повышается налог до 117 МРП на транспорт объёмом больше 4 литров. ИПН – тоже налог на роскошь, то есть при получении дохода выше какого-то уровня, значительно повышается ставка. Возможно, повысится налог на дивиденды».
Последствием станет отток капиталов из страны. Насколько сильный, зависит от того, как именно будет воплощаться в жизнь этот замысел. Часть бизнесменов прибегнут к офшорным схемам, а также дроблению дохода между многочисленными формальными собственниками.
Но теперь и выводить свои капиталы в офшоры будет посложнее. Потому что с 2021 года Казахстан вступил в Многостороннюю конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (MLI). Это позволяет раскрывать источники доходов и выяснять, кем и для чего создана иностранная компания. И эти все меры могут сильно затруднить уход от налогов с помощью разных схем.