Найти тему

"ФИАСКО" - как вы яхту назовете...

Олег Блащук.  Иллюстрация к роману Станислава Лема "Фиаско". Изображение взято из открытых источников
Олег Блащук. Иллюстрация к роману Станислава Лема "Фиаско". Изображение взято из открытых источников

"Фиаско" (Fiasko) так называется последний роман великого польского писателя и мыслителя Станислава Лема. Впервые опубликован в 1986 году в Западной Германии, так как и написан он был по заказу немецкого издательства. Однако работу над ним писатель начал еще в 1975 году и следы этого чувствуются в первой главе романа "Бирнамский лес", которая выглядит несколько архаичной для фантастики середины восьмидесятых годов прошлого века. Название главы восходит к трагедии Вильяма Шекспира "Макбет". Цитирую в переводе Бориса Пастернака:

"Будь смел, как лев. Никем и никаким
Врагом и бунтом ты не победим.
Пока не двинется наперерез
На Дунсинанский холм Бирнамский лес...
"

Георги Бакалов. Иллюстрация к обложке романа Станислава Лема "Фиаско". Изображение взято из открытых источников
Георги Бакалов. Иллюстрация к обложке романа Станислава Лема "Фиаско". Изображение взято из открытых источников

Главный герой этой главы, молодой пилот грузового планетолета "Гелиос" Ангус Парвис, садится на Титане, спутнике Сатурна, где и узнает, что командор Пиркс, под началом которого он когда-то служил, без вести пропал. Пиркс ушел на гигантском телеуправляемом шагоходе Диглатор к шахте «Грааль» и больше его никто не видел. Сделанный со спутника снимок зафиксировал, что Пиркс пошел северной дорогой и скорее всего оказался в плену Бирнамского леса - хаоса, образованного замерзшим жидким газом. Парвис отправляется на его поиски, но потерпев аварию, успевает воспользоваться витрификатором.

Александр Меньшиков. Кадр из мультипликационного фильма "Диглатор". Изображение взято из открытых источников
Александр Меньшиков. Кадр из мультипликационного фильма "Диглатор". Изображение взято из открытых источников

Через много лет породы, из которых слагается Титан, были использованы в качестве рабочего тела для гигантской системы лазеров, разгоняющих звездолет "Эвридика". Во время проведения строительных работ на Титане были найдены замороженные останки нескольких тел - это были водители шагоходов, пропавшие в Бирнамском лесу. Из них в относительно полной сохранности находились два тела, но вернуть к жизни можно было только одного, что врачи "Эвридики" и сделали. Судя по найденным фрагментам документов фамилия воскрешенного начиналась на букву "П", но кого вернули к жизни - Пиркса или Парвиса? Этого не узнал даже сам воскрешенный.

Владимир Борувка.  Иллюстрация к роману Станислава Лема "Фиаско". Изображение взято из открытых источников
Владимир Борувка. Иллюстрация к роману Станислава Лема "Фиаско". Изображение взято из открытых источников

Дальнейшее повествование посвящено попыткам экипажа "Эвридики", вернее, отделившегося от нее "Гермеса", принудить к контакту обитателей планеты Квинта. Не будем углубляться в подробности сюжета, поговорим о другом. О композиции. Рискну утверждать, что "Фиаско" - это не роман в классическом смысле этого слова. В нем нет единой фабулы, хотя большую часть его занимает описание экспедиции на Квинту. Да и самого сюжета почти нет, большую часть текста составляют научно-философские с примесью богословия разговоры персонажей.

Владимир Борувка.  Иллюстрация к роману Станислава Лема "Фиаско". Изображение взято из открытых источников
Владимир Борувка. Иллюстрация к роману Станислава Лема "Фиаско". Изображение взято из открытых источников

Похоже, что автор и сам чувствовал, что его тексту не хватает связности, поэтому постарался разбавить бессюжетность вставными новеллами - это развлечение, коему предавался в начале главы "Совет" доктор Герберт и довольно обширный фрагмент книги, которую вышеназванный доктор предложил найденышу - то ли Пирксу, то ли Парвису. Впрочем, Лем и прежде прибегал к приему вставных новелл. Достаточно вспомнить, историю соляристики, которую читает Крис Кельвин в романе "Солярис" или рассказ Эла Брегга, героя романа "Возвращение со звезд", о происшествии, которое привело к появлению шрама на его груди .

Владимир Борувка.  Иллюстрация к роману Станислава Лема "Фиаско". Изображение взято из открытых источников
Владимир Борувка. Иллюстрация к роману Станислава Лема "Фиаско". Изображение взято из открытых источников

Точно такие же вставные новеллы мы найдем и в романах "Астронавты" и "Магелланово облако". Откровенно говоря, сюжет никогда и не был сильной стороной поэтики Лема. Ведь по его собственному признанию он частенько понятия не имел, о чем пишет, просто начинал книгу и ждал, когда его осенит, о чем она? Однако если в прежних его произведениях все-таки можно выявить единую если не сюжетную, то хотя бы смысловую нить, пронизывающую все повествование, то "Фиаско" вещь донельзя композиционно рыхлая.

Владимир Борувка.  Иллюстрация к роману Станислава Лема "Фиаско". Изображение взято из открытых источников
Владимир Борувка. Иллюстрация к роману Станислава Лема "Фиаско". Изображение взято из открытых источников

Я бы даже назвал эту книгу "романом обманутых читательских ожиданий". Сначала вы с интересом следите за приключениями Парвуса в Бирнамском лесу, ожидая, что он может быть спасет Пиркса. Потом - ждете, что как-то разъяснится история с воскрешенным то ли Парвисом, то ли Пирксом. Потом - вам любопытно, чем закончится попытка принудить квинтян к контакту. И, наконец, вы сгораете от нетерпения увидеть этих упрямцев, которым уже луну на голову сбросили, а они все никак не хотят встречать землян с цветами и оркестром. И что вы получаете в финале?

Владимир Борувка.  Иллюстрация к роману Станислава Лема "Фиаско". Изображение взято из открытых источников
Владимир Борувка. Иллюстрация к роману Станислава Лема "Фиаско". Изображение взято из открытых источников

...и когда вознесенная к небу паутинная сеть вместе с антеннами, ломающимися в пламени, упала на него, он понял, что увидел квинтян." Он-то может и увидел, а вы увидели? Я увидел разрубленную пополам непропеченную буханку. Нет, я понимаю, что если автор и потерпел с этим романом фиаско, то это была неудача гения, которая стоит многих удач посредственностей. Как бы там ни было, в итоге получился сборник более менее закругленных историй, безусловно связанных общей темой Контакта, на которую в этом произведении Лем высказался максимально исчерпывающее. Правда, это скорее успех публициста, нежели беллетриста. Как беллетрист, писатель в этом романе добился только одного - максимально надежно угробил любимого читателем командора Пиркса.