Если знакомый вечно всем не доволен, во всем видит подвох, любой разговор сводит к конфликту, не воспринимает критику и наполняет ваши слова новыми смыслами, не исключено, что вы имеете дело с человеком с параноидальным расстройством личности. Разговор с ним редко заканчивается на дружелюбной ноте: что бы вы ни сказали, он интерпретирует это по-своему, рассмотрев упреки и нападки, о которых вы даже не думали. Давайте поговорим, когда проявляются первые признаки заболевания, по каким симптомам можно диагностировать расстройство и что предпринять, чтобы замедлить развитие болезни.
Первые «звоночки»
Признаки расстройства можно заметить еще в юном возрасте. Если к детям предъявляют завышенные требования, часто унижают и наказывают, подрывается доверие к родителям и к обществу в целом. Став взрослыми, они по-прежнему не верят в справедливость и готовы к нападению. Отсюда и желание предугадать угрозу и «напасть» первым. И не важно, что собеседник настроен дружелюбно и не намерен вступать в конфликт.
Ещё одна категория, у которой чаще всего наблюдает параноидальное расстройство, — люди с коммуникативными ограничениями: эмигранты, глухие или те, кто на собственной шкуре испытал, что значит жить при тоталитарном режиме. Лишенные права голоса и не имея возможности отстоять свою точку зрения, они превращаются в «ежей» и в любой ситуации выпускают «иглы».
На что обратить внимание
Весь мир для параноиков поделен на «белое» и «черное», «своих» и «чужих», при этом попасть в категорию со знаком «плюс» — та еще задачка. Достаточно безобидной шутки, чтобы записать знакомого в список злейших врагов. В любом слове он видит оскорбление, его легко обидеть. «Перекрутив» сказанное на свой лад, он убеждает себя, что вы на противоположной стороне, а значит, ничего, кроме презрения, не заслуживаете. Самый банальный пример: если в час пик в автобусе случайно наступите ему на ногу, он решит, что вы сделали это специально, чтобы выпачкать ему обувь и опозорить перед окружающими. В результате он обрекает себя на жизнь в вымышленном мире, где все якобы сговорились против него.
Он всегда гнет свою линию, убеждая собеседника в собственной правоте и навязывая свое мнение. Жить с ним под одной крышей — ещё хуже.
Эмоции всегда ниже нуля. Учитывая, что в любом слове и поступке они видят угрозу, пусть и надуманную, для них свойственно подавленное настроение. Часто провоцируют конфликты, агрессивны, злопамятны и мстительны. С таким набором характеристик невозможно получать удовольствие от жизни. Он не может сопереживать, шутить, радоваться. Все вопросы решает силой, а власть — единственное, к чему он стремится.
Дружить с таким человеком тяжело. У него всегда плохое настроение. Он никогда не согласится на искреннюю беседу, уверенный, что все сказанное будет использовано против него. Он всегда гнет свою линию, убеждая собеседника в собственной правоте и навязывая свое мнение. Жить с ним под одной крышей — ещё хуже. Он ежечасно давит на близких подозрительностью, а партнера и вовсе доведет беспричинной ревностью.
К работе относится ответственно, но с коллегами — на ножах. Параноик считает, что они только и ждут, как бы эксплуатировать его и использовать в личных интересах. Он никогда не будет с коллегами на равных и напрочь игнорирует любые замечания. Он абсолютно не приемлет критику. По его мнению, даже маленькие успехи должны поощряться и вызывать восхищение. У параноидальных личностей завышена самооценка, поэтому они считают, что никто не имеет права указывать, как следует поступить в той или иной ситуации. Единственный, кто может на него повлиять — руководитель, да и то не всегда.
Что делать
Полностью вернуть человека с параноидальным расстройством к нормальной полноценной жизни без длительной терапии практически невозможно. Однако если учесть, что с возрастом подозрительность усиливается, а вспышки агрессии учащаются, то приостановить или замедлить процесс — уже большой успех. Перед психотерапевтом и клиентом стоит серьезная задача — образовать доверительные терапевтические отношения, помочь пациенту принять свои чувства, для начала выработать модель поведения, которой тот должен придерживаться в сложных ситуациях. Но даже тут возможны провалы. Учитывая подозрительность пациента, он может игнорировать достигнутых договоренностей в рамках терапевтических отношений. Тут важно не опускать руки, не останавливаться на полпути и сопровождать пациента на всех этапах — при длительной терапии есть шанс снизить уровень тревожности, частично избавиться от недоверчивости и научиться избегать конфликтных ситуаций.
Валерий Пиянзов
Аналитический психолог. Клинический психолог.
Тел. Whats App, Telegram: +7 985 118-19-40
Сайт: http://piyanzov.ru