Невнимательность. Такое простое, невинное слово. Однако иногда имеет очень большие последствия.
Вообще невнимательность – это про концентрацию. А она, в свою очередь, сильно зависит от того, выспались ли вы сегодня, достаточно ли глюкозы в крови, какой уровень стресса, и от многих других факторов. Однако концентрацию можно развивать, изучая то, как работает наш мозг и развивая его.
Но почему так важно бороться с невнимательностью? Наш мозг устроен таким образом, что запоминает шаблоны решения задач. Для большинства случаев это действительно подходит. Но на экзаменах любят немного переформулировать задачу, или требуют найти не то, что ищется обычно. В таком случае, если ученик невнимательно прочитал задание, он находит не то, что от него требуется. Тогда задание получается выполнено неверно.
Можно сколько угодно ругаться на разработчиков заданий. Но это не принесет никакой пользы. И они все делают правильно. Во взрослой жизни нередко бывают нестандартные ситуации. И если к ним применять привычные методы – будет плохо. Поэтому экзаменаторы все делают верно – помещают ребенка в ситуацию с повышенным уровнем стресса, с необычными заданиями.
Как подготовиться к таким вещам? Выше я затрагивал различные аспекты жизни, которые влияют на уровень концентрации. Начнем с действий, которые косвенно влияют на когнитивные способности:
- Сон
- Питание
- Сочетание физической и умственной деятельности
- Режим дня
Сон: каждый день нужно высыпаться. Вроде очевидная вещь, но многие недооценивают недостаток сна. Человеку нужно от 7 до 10 часов сна каждый день. Количество часов подбирается индивидуально. При этом считается именно сон, а не просто лежание в кровати или попытки уснуть. Поэтому разумно добавлять ко сну еще время засыпания. Приведу пример: нужно 8 часов сна, засыпание обычно 30 минут, подъем в 7 утра. Тогда сон должен начинаться в 11 вечера. Учитывая время засыпания, идти в кровать нужно в 10:30 вечера.
Помимо длительности сна, нужно чтобы обстановка была соответствующая. Темное помещение без световых эффектов, ночник допускается. Удобный матрас, подушка, одеяло. Температура в спальне должна быть не выше 20 градусов. Не должно быть посторонних звуков. Перед сном не желательно:
- Играть
- Смотреть телевизор
- Заниматься умственным трудом
- Заниматься спортом
- Есть тяжелую пищу
- Пить чай, кофе, энергетические напитки
Можно:
- Слушать успокаивающую музыку
- Читать не тяжелую литературу
- Общаться с родными и друзьями
- Есть легкую пищу
В таком случае сон будет качественным. Также обязательно ложиться и вставать в одно и то же время. Тема выходных-отсыпных очень пагубно влияет на нашу нервную систему.
Питание: как минимум оно должно быть устроено по графику. Выбираете удобный для себя режим питания и приучаете организм к нему. Наш организм этим хорош – уже через месяц вы будете хотеть есть именно ко времени привычного приема пищи. Также питание должно быть сбалансированным – нужное количество белков, жиров, углеводом и калорий. Не забываем про витамины. Авитаминоз – та еще проблема, из-за которой мы можем быть квелыми. И не забывайте про воду. Взрослому человеку нужно выпивать порядка двух литров чистой воды каждый день. Однако если не хотите пить – не нужно вливать воду в себя силой. Просто не забывайте пить. При правильном питании у вас всегда будут силы и для умственной, и для физической активности.
Сочетание физической и умственной деятельности: почему я вынес их в отдельный пункт? Потому что для гармоничного развития и максимальной концентрации нужно чередовать эти действия. Физическая активность – упражнения, ходьба, бег, прогулка, выполнение бытовых дел – очень хорошо разбавляет умственную деятельность. Более того – во время физических упражнений мозг активно обрабатывает большие объемы полученной информации – и генерирует идеи! То есть вы занимаете бытовыми делами, а мозг вам новые идеи на автомате подкидывает. Да и мозгу нужно время на обработку. К тому же физическая активность больше насыщает кровь кислородом и питательными веществами – а значит и мозг их больше получает. Поэтому так важно чередовать умственную и физическую активность. А периоды активностей подбираются индивидуально. Экспериментируйте.
Режим дня: помимо сна, питания, спорта и учебы/работы по расписанию есть множество других дел. Из предыдущего абзаца мы выяснили, что важно сочетать разные виды деятельности. Однако тут мы поговорим про картину в целом и отдых. Отдых – очень важная часть нашей жизни. И я говорю не про сон, а про полноценный отдых. Для каждого человека отдых свой. Отдыхом можно назвать хобби, чтение книг, активные занятия на природе. Главное, чтобы это занятие давало вам “энергию”. Чтобы после него вы чувствовали себя отдохнувшими, полными сил и готовностью покорять мир.
Для всего этого нужно составлять свой индивидуальный распорядок дня. Он должен быть удобен в первую очередь вам. Если будете слишком много работать – выгорите. Будете мало отдыхать – выгорите. Будете неправильно питаться – сломаете здоровье. Поэтому правильный распорядок нужен для того, чтобы вы чувствовали себя прекрасно все время, и чтобы ваш мозг работал на 100%.
Мы рассмотрели косвенные аспекты, влияющие на нашу способность думать. Теперь рассмотрим методы, которые позволяют развивать концентрацию:
- Тренировки на мышление
- Развитие стрессоустойчивости
- Развитие продолжительности умственной деятельности
Тренировки на мышление: каждодневные тренировки на решение различных задач на внимание. То есть условия меняются в каждой новой задаче. Таким образом повышается концентрация при решении задач. Мозг приучается не просто действовать по шаблону, а досконально анализировать задачу и подбирать оптимальное решение.
Развитие стрессоустойчивости: обычно это олимпиады и экзамены. То есть ученик помещается в стрессовую среду. Чем больше это происходит, тем меньше стресса испытывает ученик с каждым следующим разом. Начинайте ходить на олимпиады, соревнования, конкурсы и другие виды общественных испытаний с садика и начальной школы – и к ЕГЭ ваш ребенок будет испытывать минимальный уровень стресса на экзамене. К тому же это полезно для социализации, развития творческих и интеллектуальных способностей. Одни плюсы.
Развитие продолжительности умственной деятельности: это про длительность периода решения задач. Ученик младшей школы не может эффективно заниматься одним предметом более 20 минут подряд. Потом этот показатель растет. Минут до 40-50. С перерывом до полутора часов в лучшем случае. А экзамен ЕГЭ длится практически 4 часа. Дети обычно не готовы к столь длительной умственной деятельности. Мозг просто не привыкший.
Как решается эта проблема – постепенно увеличивается время нагрузки на мозг. То есть сначала ученик должен сам заниматься 20 минут решением, потом 25, потом 30 и так далее, пока не дойдем до 2 часов. Затем тренировки делаются так: 1 час решения, 5 минут перерыв, затем снова 1 час решения. Постепенно период до перерыва и после увеличивается до 2 часов. То есть 4 часа с перерывом. Регулярные тренировки позволяют привыкнуть мозгу и психике к таким нагрузкам.
Как понять, что пора увеличивать нагрузку – когда будет видно, что ребенок хорошо справляется с данной. Мозг как мышца – нужно увеличивать количество повторений, как только произошло привыкание к текущему количеству.
Применяя данные методы в жизни – концентрация увеличится до необходимых показателей, число ошибок по невнимательности, усталости – снизится до крайне малых значений. А также качество жизни станет гораздо выше. Как и уровень счастья.
Удачи на этом тернистом пути!