Как вернуть учительской профессии статус уважаемой?
Сегодня молодые специалисты не торопятся в школу. А если и приходят, долго не задерживаются. Для большинства из них педагог занимает одно из последних мест в рейтинге престижных профессий. Если спросить у старшеклассников (они только готовятся к выбору жизненного пути), ответ будет приблизительно тот же: «Учителем быть не хочу». Как так? Почему значимость столь ответственного дела — воспитания подрастающего поколения — упала в глазах детей и взрослых? Какие перемены нужны, чтобы в учебные заведения потянулись одарённые и увлечённые люди, способные возродить потерянное и забытое?
В последнее время часто слышу: учитель должен идти в ногу со временем, более того, быть на шаг впереди. Не знаю, каждая ли школа может похвастаться продвинутыми кадрами, виртуозно владеющими современными технологиями (дети всё равно разбираются лучше). Возможно, таких немало. Но только важно ли это, если ребёнок, возвращаясь с занятий, швыряет в дальний угол свой портфель, не желая даже вспоминать об уроках. Ему неинтересно! И о каком таком престиже учительской профессии можно рассуждать, если родители, дабы любимое чадо успешно сдало ЕГЭ, помимо школы, нанимают репетиторов?
Нужна кардинальная перестройка сознания педагога, полагают эксперты. Учительство — это ежедневный и ежечасный труд, постоянное генеральное наступление. Увы, этому в вузах не учат. А надо бы! Помню, как ещё студенткой пришла на практику в школу (заканчивала филфак), и директор (педагог ещё той, советской закалки) меня подробно обо всём расспрашивала. Даже показалось странным: зачем? Но вскоре поняла: никакие приёмы и задумки не заинтересуют учеников больше, чем ты сам: твои взгляды, привычки, таланты, умения, способность гореть своим делом. Посредственный учитель рассказывает, хороший — объясняет и показывает, а лучший — вдохновляет. Но каким образом к такому профессиональному принципу прийти? Как превратить ремесло в творчество?
В последнее время, и особенно в Год педагога и наставника (2023-й объявлен таковым согласно Указу президента страны), эти вопросы поднимаются достаточно часто, что уже радует. В мультимедийном пресс-центре РИА «Новости Крым» в Симферополе состоялся обстоятельный разговор с участием депутата Госсовета РК, члена Комитета ГС РК по образованию, науке и молодёжной политике Натальи Яцышиной; первого проректора Крымского инженерно-педагогического университета им. Ф. Якубова Анжелики Лучинкиной и директора симферопольской школы-гимназии № 10 им. Э. Покровского Натальи Трещёвой.
Некоторые ещё помнят времена, когда педагог был уважаемым человеком. К нему ходили за советом, его авторитет никто под сомнение не ставил. В СССР школа занималась воспитанием ребёнка, формированием его личности, начала Анжелика Лучинкина, обращаясь в прошлое. Сегодня это называется по-другому — оказывать образовательные услуги. Такой термин пришёл с началом постсоветской эпохи — первой половины 90-х. Постепенно стала меняться атмосфера школьной жизни, и вместе с тем появились не только педагогические, но и социальные проблемы. Учителя превратились в обслуживающий персонал, у которого нет прав, а есть только обязанности.
— Это на самом деле очень ударило по авторитету, — признала спикер. — Мы воспитали не одно поколение детей и родителей, которые уверены, что им все должны: «Мой ребёнок заслуживает самого лучшего!», «Оценка выставлена несправедливо!», «Учителя совесть совсем потеряли, сами ничего не делают, всё на родителей скидывают!». Подобное недовольство уже никого не удивляет. Потеряно взаимодействие семьи и школы.
Ещё одна сторона той же проблемы: обстоятельства материального порядка, низкая зарплата, что тоже изменило статус педагога, сделало его потерянным производителем услуг, находящимся за гранью выживания, отметила в свою очередь Наталья Трещёва. В массовом сознании укрепилось мнение: в школу идут только неудачники, которые нигде больше не могут устроиться, либо странные личности, готовые работать за гроши. Сколько ни говори о духовной составляющей, мы живём в реальном мире, где присутствуют плата за квартиру, расходы на питание, самообразование, уход за собой (что для учителя немаловажно).
Не случайно педагогов зачастую называют самоотверженными, бескорыстными и крайне редко — сильными и успешными.
— Зарплата учителя — 14650 рублей, — конкретизировала А. Лучинкина. — То, что доплачивают за самообразование, классное руководство и работу в сёлах — несущественно. А материальная помощь молодым специалистам отменяется спустя три года. Крайняя загруженность педагогов, которые вынуждены брать не одну ставку, чтобы выжить, лишает их возможности повышать квалификацию, качественно преподавать и нормально жить.
— Если есть боги на земле — то это доктора и учителя, — прокомментировала Наталья Яцышина, выражая искреннюю благодарность людям общественно значимых профессий. — Возможно, моя позиция в данном случае приземлённая, но от этого не становится менее важной. Невозможно привлечь талантливых, амбициозных специалистов, сохраняя прежний уровень оплаты труда. На стандартную учительскую ставку прожить сложно. И от этого падает качество образования. К сожалению, в школу идут в большинстве своём не те, кто талантлив, а у кого есть жильё, возможности, имеется семейная династия. Иные попадают случайно.
Крымский федеральный университет не готовит целенаправленно учителей, продолжила тему А. Лучинкина. А дальше происходит естественный отбор: кто-то остаётся, кто-то уходит, когда заканчиваются льготы молодых специалистов. Сегодняшняя молодёжь меркантильная, думает об этом. Однако важна не только государственная, региональная помощь, но и поддержка на местах. Как завладеть вниманием учеников, грамотно выстроить урок, решать вопросы дисциплины без крика и призывов к порядку? Без помощи опытных педагогов-наставников начинающим всё сразу не охватить.
Современный учитель — это определённо не про уставших и обременённых заботами, кто не в состоянии справиться со своим озорным классом. А про тех, кто имеет искру в глазах и сердце, может заразить своим интересом к предмету, научить пользоваться полученными знаниями, проявляет искреннее любопытство к удивительному миру детства, в который дети иногда великодушно впускают, подчеркнула А. Лучинкина. Такие взрослые — пример для учеников, мотивация в пользу выбора данной профессии: «Когда я люблю учителя, хочу стать похожим на него или лучше».
В этой связи депутат Госсовета проинформировала: вопросы кадрового обеспечения самым подробнейшим образом рассматриваются на заседаниях профильного комитета (членами которого также являются директора школ — Ирина Рулла и Лариса Георгиади). Обеспечить педагогам достойные условия для жизни и работы, чего они в полной мере заслуживают, — дело первостепенной важности. Председатель комитета Сергей Додонов привлекает к широкому обсуждению представителей самых разных структур.
Касаясь темы целевого обучения, первый проректор КИПУ, в частности, заметила: принятый Госдумой во втором чтении законопроект не решает проблемы, так как не предлагает механизма действия и не даёт ответа, где взять деньги. Нынешних целевиков можно пересчитать по пальцам. Школам просто нечем за них платить. Даже несмотря на огромные подвижки в части обновления материальной базы и больших ремонтов, в этом смысле мы пока стоим на месте.
Отвечая на вопросы журналистов, участники пресс-конференции обозначили ещё несколько болевых моментов в системе образования. В частности, школы пора избавить от необходимости заполнять бесконечные отчёты и проходить разного рода мониторинги. На плечи администрации ложится колоссальная бюрократическая нагрузка, которая вредит учебному процессу, указала Наталья Трещёва. Завучи работают, не покладая рук, избавляя от лишней бумажной волокиты предметников. Заполняя один мониторинг за другим, они лишены возможности посещать уроки начинающих. Давно пора ограничить перечень подобных отчётов. Школа должна учить, директор — заниматься своими делами, а получается — за что он только не отвечает: разбирается в юридических, медицинских и многих других вопросах. К тому же не должно быть единого рабочего и воспитательного плана для всех учебных заведений. У каждого (школы, класса) — свои задачи. И они не сводятся только лишь к проведению мероприятий.
— В высших учебных заведениях примерно та же ситуация, — углубилась в проблему А. Лучинкина. — Такие мониторинги проводятся и на региональном, и на федеральном уровнях. Запросы делают в том числе общественные организации, которым «сегодня на вчера» срочно нужно что-то предоставить. Этого нельзя допускать! Учебное заведение должно быть неприкосновенным. Всё только по договору о сотрудничестве.
Наталья Яцышина пообещала поднять назревший вопрос на заседании комитета Госсовета РК и как минимум донести туда, где должны услышать. По её мнению, необходимо учесть все факторы, избежать грубых ошибок, решить проблему на региональном уровне.
В заключение участниками пресс-конференции были отмечены позитивные тенденции в образовательной сфере. Третий год в Крыму реализуется программа «Земский учитель». В 2022-м более 30 педагогов закрыли вакансии в учебных заведениях и получили по 1 млн рублей. Молодым специалистам ежемесячно выплачивают 5700 рублей за счёт республиканского бюджета. В Симферополе и Ялте — ещё по 5 тысяч дополнительно. Многие педработники с большим успехом участвуют в городских, республиканских и всероссийских конкурсах «Педагогический дебют», «Первый учитель», «Учитель года» и других. Такие мероприятия помогают молодёжи повышать свой профессиональный уровень, мотивируют к новым достижениям, а ученикам показывают, что их педагоги — лучшие из лучших.
...Задумалась, а почему бы режиссёрам-кинематографистам не начать снимать современные фильмы о школе. Тема более чем глубокая — жизненных историй немало. Вот где можно развернуться, показать профессию, попытаться ухватить вечное! Сразу на память пришёл известный советский фильм «Доживём до понедельника» (очень люблю его), где просматривается, как с преобразованиями в обществе меняется школьная среда, по-новому осмысливаются роль и предназначение школьного учителя. Разве сегодня не те же проблемы? «Им отдаёшь всю себя до капли, а они.». «А что у нас есть, чтоб отдать? — вот вопрос».
Елена ЗОРИНА.
Сайт "Крымские известия"