-Добрый день, Ольга! Расскажите, как так случилось, что дизайнер интерьеров стал арт директором Студии текстильного дизайна?
-Добрый день, Татьяна! Наверное, сразу разочарую, потому что здесь не будет истории про успешный успех или истории про то, как я всю жизнь стремилась к намеченной цели. Это такая же история жизни, как и у большинства людей с запутанными дорогами, тупиками, взлетами и падениями. И надо сказать, что начинала я даже не с дизайнера интерьера, а с инженера-конструктора, так как первое образование это технический университет и лишь потом архитектурно-художественный. Достаточно долго я работала дизайнером интерьеров, около 10 лет с небольшими перерывами. Мне очень нравилась эта профессия, но стало слишком много причин, чтобы её сменить. Я выбрала направление дизайн одежды, прошла курсы по этой специальности и даже открыла свой небольшой бренд одежды. И уже создавая одежду, увлеклась принтами для одежды. Несколько лет я работала фрилансером в этой области, довольно успешно. Сотрудничала с мульти брендовой испанской компанией, с брендами из России, Казахстана и Европы.
- И когда пришла идея создать дизайн-студию?
- Это идея была со мной давно, но она очень сильно преобразовалась. Я думала о том, что создать традиционную дизайн студию и брать заказы. Но получилось совсем иначе. Как и в каждой профессии, существуют профессиональные интернет сообщества, так оно есть и среди иллюстраторов- принтистов, многие из нас знают друг-друга и общаются не первый год, помогая решать разные вопросы, связанные с профессиональной деятельность. Наше общение в основном происходило в телеграм канале. В тот момент, когда на российскую банковскую систему были наложены санкции, а пайпал ушел из России, многие из нас остались без дохода. Хотя бы какой-то надеждой остаться в любимой профессии стала идея создания площадки для продажи принтов на российский рынок. Сначала это были долгие разговоры и обсуждения, как это сделать, с чего начать, какое-то время мы жили просто мечтой, которая не давала большинству из нас упасть в уныние. Параллельно с этими обсуждениями я написала алгоритм для сайта и наняла разработчиков, и дальше уже не было обратного пути. Год назад площадка заработала, но до первых продаж было очень долго. Мы все работали над тем, чтобы наполнить нашу АртЛампу красивыми принтами, рисовали по трендам , создавали совместные проекты, писали статьи. Поэтому АртЛампа - это совместный проект и главная ценность проекта это дизайнеры, без них бы ни чего не получилось.
- То есть ваша площадка уникальная? В России ничего похожего нет, и у вас нет конкурентов?
-Наша площадка уникальная, но уникальна она своими работами, дизайнерами и творческой атмосферой. А конкурентов у нас много. Любая площадка, где Вы можете купить бесшовный паттерн является нашим прямым конкурентом, такие площадки есть с другими ценами, другими лицензиями, но они есть. А если Вы что-то делаете и у Вас нет конкурентов, значит, Вы что-то не так делаете и этот товар не нужен.
- А можете назвать другие площадки, похожие на АртЛампу?
- Могу, но не буду этого делать. Зачем мне рекламировать конкурентов в своем же интервью? (смеется)
-Хорошо... Когда я готовилась к интервью с Вами, я пообщалась с несколькими дизайнерами, которых Вы не приняли в студию. Они , можно даже сказать, обижены, что их работы посчитали не достаточно высокого уровня, чтобы они продавались на площадке. Что нужно, что бы стать дизайнером АртЛампы?
- Отказы, которые я пишу на поданные заявки - это самое неприятное в моей работе. Никто не любит отказы, и я тоже. Но создание принтов для ткани только кажется чем-то простым. Это такая же профессия со своими особенностями, здесь мало уметь рисовать, ещё должно быть понимание, что ткань это не книга, не упаковка и здесь рисунок выполняет совсем другие задачи. И эти задачи могут быть совершенно разные для разного типа текстиля. Нужно понимание того, как принт будет смотреться при повторении, в изделии. Большинство отказов связно с тем, что дизайнеры просто рисуют красивые элементы и пытаются создать из него паттерн для ткани, но эти элементы никак не работают друг с другом, не создают целостной композиции. Работа по созданию паттерна всегда должна начинаться с идеи, с композиции, а не наоборот. И ещё, конечно, важна вовлеченность в модную среду, в текущие актуальные тренды и, самое главное, необходимо обладать интуицией на год-два вперед. Поэтому, когда в заявке я вижу работы с идеями, которым 10 лет, то это отказ. Мы не сможем продать такие работы.
-А были ли такие дизайнеры, которые покинули студию?
-Да, несколько человек.
-Это был конфликт?
-Нет, обычно это так: дизайнер был принят в студию, но не стал работать, загрузил пару работ, аккаунт пустой, по каким-то причинам стало не интересно, и мы расторгаем Соглашение о сотрудничестве, по причине не выполнения условий соглашения. Либо дизайнер нарушил правила размещения работ. Да, такое было у нас. Тоже пришлось расстаться с дизайнером.
-То есть это обоюдное согласие?
-Нет, это одностороннее решение за невыполнение условий соглашения.
-Ольга, а что может повлиять на Ваше решение о приеме нового дизайнера?
-Влияет только портфолио, ничто другое не влияет. Многие пишут сопроводительный текст, но он не влияет, кто-то пишет мне в личку, это влияет, но скорее в сторону отказа. У нас есть официальная страница на сайте, мы видим все заявки. Вообще, для дизайнера самое главное это портфолио, его работы. В нем всё видно по работам: и образование, и опыт работы, и владение программами, и техника рисования.
- Это негативная сторона работы арт-директора, а какая позитивная?
- Всё остальное! Много разнообразной работы, которая интересна и не переходит в рутину. Например, анализ трендов, продвижение, ведение соцсетей, работа с заказами и многое другое. Самое позитивное это , наверное, общение внутри студии, а так же видеть, как реализуется этот проект, как он растет, усложняется. Мы дорабатываем сайт, дополняем его новыми разделами. Сейчас у нас есть партнер по печати Швей Print и в ближайшее время планируем внедрить возможность заказа печати ткани прямо с сайта. Позитив так же вызывают хорошие отзывы наших заказчиков и покупателей, когда видишь, как реализован принт на изделии. Всё это заставляет не опускать руки в трудных ситуациях и развиваться дальше.
- То есть любые принты студии АртЛампа можно будет купить в виде ткани?
- Не совсем любые, у нас есть эксклюзивные работы, они только для разовой покупки, у них может быть только один покупатель, такие работы не доступны для печати. Мы создали специальный раздел «ткани» и там можно увидеть все доступные дизайны для печати. Уже сейчас любой из них можно заказать В Швей Print.
-На вашем сайте большое количество трендов, это тренды студии?
-Это не тренды студии, это общемировые тренды. Которые можно найти в отчетах мировых трендовых агентств, увидеть и распознать в модных показах. Это и есть анализ , про который я говорила выше.
-То есть мы опять ориентируемся на Запад, а если у нашей страны свои тренды?
-Мы ориентируемся на весь мир, мода не развивается изолировано в какой-либо стране, все мы встроены в единый поток информации, где бы мы не находились. Даже если вспомнить моду СССР, она была такая же, как и в других странах. Теперь же эта интеграция ещё сильнее. Безусловно, каждой стране присущ свой национальный колорит, и есть страны, где это выражено более сильно. Например Корея, Япония, Бразилия, Мексика, Индия.
-У России есть свой национальный колорит? Как-то это отражается в трендах, представленных в студии?
-Да, есть. В основном это коррекция трендов на более сдержанные цвета, а так же некоторые тренды у нас просто отсутствуют, например,это тренды с принтами поношенной грязной одежды. Тренд на уродство тоже в нашей стране не нашел своего массового покупателя.
- А как же хохлома, кокошник? Наши национальные ценности?
-Всё это больше относится к сценическому костюму. Если говорить о русском стиле, то это как раз не хохлома. Хохлома — это роспись, и переложение её на ткань не всегда уместно, ведь если мы создаем одежду, то в результате человек будет похож на расписную посуду. И так со многими традиционными росписями, здесь нужно очень хорошо понимать как работать с этими узорами, стилизовать их и уметь грамотно применить. Более правильными это будет какой-то принт на футболку, платок, небольшой элемент в одежде, но не сплошной узор по всей одежде.
- Но вот есть же национальные индийские национальные узоры, в которых с головы до ног ходят не только в Индии, но их можно увидеть и на подиуме. Почему мы не можем также? Может, стоит продвигать нашу культуру?
-Конечно надо не забывать про свою культуру, истоки. Но это не должно быть навязчивым.
-То есть не каждый рисунок подойдет для текстиля?
-Да, всё верно. Не только на ткани, но и на разных изделиях один принт может быть уместен, на других — нет.
- А как это можно понять, уместен принт или нет?
- Можно сказать, что главным правилом принта для одежды является то, что он не должен доминировать над человеком и над кроем одежды. Принт - это всё же дополнение, которое должно усилить восприятие изделия, почеркнуть его и не отвлекать на себя внимание. То есть, если вы встречаете человека и рассматриваете узоры на его одежде, а не концентрируете внимание на самом человеке. То здесь два варианта: либо принт неудачный и неуместный, либо Вы дизайнер-принтист. В то же время во время выбора ткани или одежды первая эмоция ещё до примерки - это эмоция выбора принта и цвета. Поэтому они очень важны. Принт должен быть таким, чтоб его захотелось купить, укутаться в него и некогда не расставаться.
Чтобы покупатель мог увидеть и понять, подходит ли этот принт для одежды и в каком масштабе,у на сайте у нас есть виртуальная примерка принта, где можно всё это увидеть.
-Ваша студия не берет заказы? Вы продаете только уже готовые принты?
-Берем. Но это скорее исключение. В каталоге у нас очень большой выбор принтов на разные темы и в разных техниках, что в большинстве случаев перекрывает запросы покупателей.
Мы решили сделать акцент на готовых работах, потому что они всегда сделаны по вдохновению, в отличие от заказов, когда дизайнер воплощает не свою идею. Когда же он рисует своё, то больше выкладывается, работа становится более гармоничной и интересной. К тому же большинство заказов на принты - это подражание чему-то увиденному, что заказчик уже где-то увидел и хочет адаптировать к своей ситуации. Поэтому лучше, если он увидит это что-то у нас, а мы уже адаптируем этот принт по потребностям.
-Сейчас в сети можно встретить много рисунков нейросетей, есть ли опасность что принтисты будут не востребованы в ближайшее время?
- В ближайшее время точно нет. Сейчас нейросеть может создать бесшовный принт, но он пока никак не может конкурировать с продуманной работой дизайнера. Я пересмотрела много работ нейросетей в направлении дизайна ткани, и не было ни одной, которая хотя бы немного зацепила или удивила. Я думаю, нейросеть можно будет использовать как ещё один инструмент, который сможет с одной стороны, облегчить процесс создания, с другой стороны, усложнив конечный вариант дизайна. В таком симбиозе, скорее всего, и будут работать в ближайшее время принтисты.
- Визуально Вы можете отличить работу нейросетей и человека.
-Да, конечно.
- И пока Вы не хотите добавить в студию такого виртуального дизайнера-робота?
-Нет, у нас много талантливых дизайнеров в студии, которые могут нарисовать практически любой принт. Поэтому пока в этом нет смысла.
-Спасибо, Ольга, за интервью. Жалею дальнейшего развития и процветания вашей текстильной студии АртЛампа.
-Спасибо, Вам, Татьяна.
Беседовала Тимофеева Татьяна.