В моем детстве, в нашей домашней библиотеке было три книги, которые сформировали у меня стойкую привязанность к Турции и турецкому языку.
"Королек-птичка певчая Решата Нури Гютнкина ("Çalıkuşu" Reşat Nuri Güntekin), Теофиля Готье "Путешествие на восток"
(Théophile Gautier "En afrique Constantinople"), и ... гравюры Антуана Игнаса Меллинга (Antoine Ignace Melling).
Антуан-Игнас Меллинг (годы жизни 1763 – 1831) художник, архитектор и путешественник.
Он знаменит циклом картин о Константинополе начала 19 века, городе, где он прожил 18 лет, занимая должность придворного архитектора султана Селима III по настоятельной рекомендации Хатидже султан, и именовался Меллинг-паша (мэлинг паша - Melling Paşa).
Хатидже султан поручила Миллингу спроектировать живой лабиринт для сада своего дворца в Ортакёе (ортакёй - Ortaköy).
Довольная результатом, она попросила Меллинга обновить интерьер дворца, а впоследствии создать совершенно новый, в неоклассическом стиле, в Дефтердарбурну (Defterdarburnu - хотя названия и не подлежат переводу, это слово состоит из 2-х совмещенных слов defterdar - финансовый отдел и burun - нос, клюв или мыс).
Картины Меллинга были призваны украшать императорские дворцы и летние резиденции.
Но госпожа фортуна капризная и переменчивая барышня, эгоистичная и, чаще всего, даже понятия не имеет о том, что помимо нее на свете может существовать что-то (или кто-то другой).
То же самое можно сказать и о Хатидже султан. После женитьбы Меллинга, он впал в немилось своей госпожи. Со временем дело дошло до того,
что, человеку, под руководством которого. в свое время, работали сотни людей, было не на что вернуться на родину обратно в Европу.
Неизвестно как сложилась бы его судьба, прояви он чуть больше понимания к особенностям той культурной среды, которая была характерна для высшего сословия Османского общества. Так или иначе, мы, современные люди можем заглянуть в окно истории города Стамбул начала 19 века, по средствам работ этого удивительного художника, умеющего передать в деталях атмосферу и архитектурную панораму Османского Стамбула.
Как говорится в анонимном путевом дневнике, написанном примерно в 1817 году, "... иногда эти картины содержат чрезмерное количество деталей в попытке отразить реальность, но они изображают современные здания и пейзажи этого города, каждый вид которого привлекателен, в манере, более удачной, чем та, которая достигается в самых подробных письменных описаниях".
Его полотна насыщены воздухом и пространством. Меллинг прописывал даже узоры на жилетках, и фаянсовую плитку, украшающую дома.
Невероятно бережно выписывал листву кипарисов, изгибы и разломы коры на стволах деревьев. Так, в работе, "Кофейня", 1809, с изяществом выполнены элементы камина, ниши-полочки и посуда.
Для Европейской художественной школы начала 19 века характерна определенная манера письма. Исторический пейзаж было принято делить на два стиля: так называемый ГЕРОИЧЕСКИЙ - он включал в себя изображения храмов, древних памятников и загородных домов,
и стиль СЕЛЬСКИЙ - представлял природу, включая изображения людей и животных на ее фоне, во всей ее простоте, без прикрас.
Иногда художникам удавалось соединять оба стиля вместе, и тогда, по представлениям той эпохи, проявлялась эстетика сентиментализма с ее культом "естественной природы", среди которой проявляются самые лучшие качества человеческой натуры - чувствительность души, отзывчивость сердца, способность сопереживать и умение насладиться прекрасным. Для сравнения приведу картину русского художника Семена Щедрина, сравните способы передачи деталей, и вы увидите сходство манеры письма.
В это верится с трудом, но в 19 веке Стамбул и его окрестности утопали в лесах, еще не было одетых в бетон набережных, и прибрежные дома - ялы (на турецком - yalı) омывались ласковыми (но иногда не очень) водами пролива Босфор.
На территории, которая сейчас именуется площать Султанахмет (Sultanahmet Meydanı - султанахмэт мэйданы), было огромное пустое пространство с холмами по правой стороне.
А знаете ли вы, что довольно длительное время, включая начало 20-го века, здесь был базар, где торговали всем, что могло бы понадобиться как простым людям, так и привлечь внимание других сословий. Продавали предметы обихода, ткани, обувь, хлеб, пряности, овощи и сыр.
Ранее утро, когда ночь отступает под неспешной походкой нарождающегося дня, самое подходящее время, чтобы зацепить взглядом,
исчезающие в рассветных лучах, тени прошлого.
И вы выходите на площадь Султанахмет, при определенной доле фантазии, в лучах восходящего солнца, под крики чаек и шелест листвы,
для вас откроет свои секреты побуждающийся в свете нового дня тот далекий, разноликий, пахнущий свежим хлебом и крепким кофе Османский Стамбул.
К сожалению, я не имею возможности предоставить вашему вниманию оригиналы работ Антуана Меллинга, но могу продемонстрировать несколько в технике офорт
Офорт, устаревшее название: аквафорт — разновидность печатной графики или гравюры на металле.
Стамбул современный и Стамбул Османский, каким бы город не предстал перед вами, его мощная энергетика, поражающее воображение вплетение
древних стен и строений в городскую структуру наших дней, не оставит вас равнодушными.
Познавайте секреты Стамбула с удовольствием.
Ссылки на другие публикации на канале - в статье "ЧТО можно посмотреть на канале. КРАТКОЕ содержание".
https://dzen.ru/media/id/643cc1e87e984279d51e8def/chto-posmotret-na-kanale-65976728bffa447dc9c92804
Возможность оставлять комментарии ОТКЛЮЧЕНА.
Для того, чтобы оставить комментарий - на титульной странице канала есть РАЗДЕЛ "Обратная связь".
Ссылка: https://dzen.ru/b/ZbRkC_WVK0B_s_D7?share_to=link
#турция #турецкийязык #стамбул #турциястамбул #мелинг #картины