Найти в Дзене
ТУРЕЦКИЙ по КАРТОЧКАМ

Турция. Стамбул. Антуан-Игнас Меллинг.

А. Меллинг.  Панорама Стамбула.
А. Меллинг. Панорама Стамбула.

В моем детстве, в нашей домашней библиотеке было три книги, которые сформировали у меня стойкую привязанность к Турции и турецкому языку.
"Королек-птичка певчая Решата Нури Гютнкина ("Çalıkuşu" Reşat Nuri Güntekin), Теофиля Готье "Путешествие на восток"
(Théophile Gautier "En afrique Constantinople"), и ... гравюры Антуана Игнаса Меллинга (Antoine Ignace Melling).
Антуан-Игнас Меллинг (годы жизни 1763 – 1831) художник, архитектор и путешественник.
Он знаменит циклом картин о Константинополе начала 19 века, городе, где он прожил 18 лет, занимая должность придворного архитектора султана Селима III по настоятельной рекомендации Хатидже султан, и именовался Меллинг-паша (мэлинг паша - Melling Paşa).
Хатидже султан поручила Миллингу спроектировать живой лабиринт для сада своего дворца в Ортакёе (ортакёй - Ortaköy).
Довольная результатом, она попросила Меллинга обновить интерьер дворца, а впоследствии создать совершенно новый, в неоклассическом стиле, в Дефтердарбурну (Defterdarburnu - хотя названия и не подлежат переводу, это слово состоит из 2-х совмещенных слов defterdar - финансовый отдел и burun - нос, клюв или мыс).
Картины Меллинга были призваны украшать императорские дворцы и летние резиденции.

Но госпожа фортуна капризная и переменчивая барышня, эгоистичная и, чаще всего, даже понятия не имеет о том, что помимо нее на свете может существовать что-то (или кто-то другой).
То же самое можно сказать и о Хатидже султан. После женитьбы Меллинга, он впал в немилось своей госпожи. Со временем дело дошло до того,
что, человеку, под руководством которого. в свое время, работали сотни людей, было не на что вернуться на родину обратно в Европу.
Неизвестно как сложилась бы его судьба, прояви он чуть больше понимания к особенностям той культурной среды, которая была характерна для высшего сословия Османского общества. Так или иначе, мы, современные люди можем заглянуть в окно истории города Стамбул начала 19 века, по средствам работ этого удивительного художника, умеющего передать в деталях атмосферу и архитектурную панораму Османского Стамбула.
Как говорится в анонимном путевом дневнике, написанном примерно в 1817 году, "... иногда эти картины содержат чрезмерное количество деталей в попытке отразить реальность, но они изображают современные здания и пейзажи этого города, каждый вид которого привлекателен, в манере, более удачной, чем та, которая достигается в самых подробных письменных описаниях".
Его полотна насыщены воздухом и пространством. Меллинг прописывал даже узоры на жилетках, и фаянсовую плитку, украшающую дома.
Невероятно бережно выписывал листву кипарисов, изгибы и разломы коры на стволах деревьев. Так, в работе, "Кофейня", 1809, с изяществом выполнены элементы камина, ниши-полочки и посуда.
Для Европейской художественной школы начала 19 века характерна определенная манера письма. Исторический пейзаж было принято делить на два стиля: так называемый ГЕРОИЧЕСКИЙ - он включал в себя изображения храмов, древних памятников и загородных домов,
и стиль СЕЛЬСКИЙ - представлял природу, включая изображения людей и животных на ее фоне, во всей ее простоте, без прикрас.
Иногда художникам удавалось соединять оба стиля вместе, и тогда, по представлениям той эпохи, проявлялась эстетика сентиментализма с ее культом "естественной природы", среди которой проявляются самые лучшие качества человеческой натуры - чувствительность души, отзывчивость сердца, способность сопереживать и умение насладиться прекрасным. Для сравнения приведу картину русского художника Семена Щедрина, сравните способы передачи деталей, и вы увидите сходство манеры письма.

А. Меллинг. Фонтан в Константинополе, 1809, офорт.
А. Меллинг. Фонтан в Константинополе, 1809, офорт.

Семен Щедрин. Каменный мост в Гатчине у площади Конетабля 1799-1801.
Семен Щедрин. Каменный мост в Гатчине у площади Конетабля 1799-1801.

В это верится с трудом, но в 19 веке Стамбул и его окрестности утопали в лесах, еще не было одетых в бетон набережных, и прибрежные дома - ялы (на турецком - yalı) омывались ласковыми (но иногда не очень) водами пролива Босфор.
На территории, которая сейчас именуется площать Султанахмет (Sultanahmet Meydanı - султанахмэт мэйданы), было огромное пустое пространство с холмами по правой стороне.
А знаете ли вы, что довольно длительное время, включая начало 20-го века, здесь был базар, где торговали всем, что могло бы понадобиться как простым людям, так и привлечь внимание других сословий. Продавали предметы обихода, ткани, обувь, хлеб, пряности, овощи и сыр.
Ранее утро, когда ночь отступает под неспешной походкой нарождающегося дня, самое подходящее время, чтобы зацепить взглядом,
исчезающие в рассветных лучах, тени прошлого.
И вы выходите на площадь Султанахмет, при определенной доле фантазии, в лучах восходящего солнца, под крики чаек и шелест листвы,
для вас откроет свои секреты побуждающийся в свете нового дня тот далекий, разноликий, пахнущий свежим хлебом и крепким кофе Османский Стамбул.


К сожалению, я не имею возможности предоставить вашему вниманию оригиналы работ Антуана Меллинга, но могу продемонстрировать несколько в технике офорт
Офорт, устаревшее название: аквафорт — разновидность печатной графики или гравюры на металле.

А. Меллинг. Порт в Константинополе, 1809, офорт.
А. Меллинг. Порт в Константинополе, 1809, офорт.

А. Меллинг. Площадь At Meydanı Константинополе, 1809, офорт.
А. Меллинг. Площадь At Meydanı Константинополе, 1809, офорт.

А. Меллинг. Первый двор сераля, 1809, офорт.
А. Меллинг. Первый двор сераля, 1809, офорт.

А. Меллинг. Посещение послами сераля, 1809, офорт.
А. Меллинг. Посещение послами сераля, 1809, офорт.

А. Меллинг. Байрам, 1809, офорт.
А. Меллинг. Байрам, 1809, офорт.

А. Меллинг. Резиденция султана, 1809, офорт.
А. Меллинг. Резиденция султана, 1809, офорт.

А. Меллинг. Кофейня, 1809, офорт.
А. Меллинг. Кофейня, 1809, офорт.

Стамбул современный и Стамбул Османский, каким бы город не предстал перед вами, его мощная энергетика, поражающее воображение вплетение
древних стен и строений в городскую структуру наших дней, не оставит вас равнодушными.
Познавайте секреты Стамбула с удовольствием.

Ссылки на другие публикации на канале - в статье "ЧТО можно посмотреть на канале. КРАТКОЕ содержание".
https://dzen.ru/media/id/643cc1e87e984279d51e8def/chto-posmotret-na-kanale-65976728bffa447dc9c92804

-11

Возможность оставлять комментарии ОТКЛЮЧЕНА.
Для того, чтобы оставить комментарий - на титульной странице канала есть РАЗДЕЛ "Обратная связь".
Ссылка:
https://dzen.ru/b/ZbRkC_WVK0B_s_D7?share_to=link

#турция #турецкийязык #стамбул #турциястамбул #мелинг #картины