Эжен Фонтенэ — один из самых искусных и опытных ювелиров в истории. Его украшения и предметы — настоящие произведения искусства, отражающие гениальность этого знаменитого французского дизайнера.
Сегодня мы нечасто слышим — или редко читаем — об Эжене Фонтене (1824–1887) потому, что большая часть его продукции исчезла вместе с первоначальным дизайном.
Тем не менее в 1906 году Анри Вевер посвятил ему двадцать три страницы текста и многочисленные иллюстрации в своей монументальной кнпиге «Французская бижутерия XIX века».
История Эжена Фонтенэ.
Его история началась в марте 1858 года, когда его позвали сделать важное украшение для императрицы Евгении, жены Наполеона III. Это была элегантная диадема, центральные камни которой можно было заменить бриллиантами, сапфирами или жемчугом в зависимости от случая или типа одежды. Родившийся в 1824 году в Париже в скромной семье ювелиров, юный Эжен Фонтенэ, которому всего двадцать четыре года, сумел открыть свою мастерскую ценой многих жертв, но ему пришлось ждать более десяти лет, чтобы получить первый важный заказ, который откроет двери международного высшего общества к нему.
Будучи очень опытным ювелиром и владеющим всеми технологиями производства, Эжен Фонтенэ изготовил множество ценных предметов для принцев, королей, шахов и махараджей - парадное оружие, конскую упряжь, ремни, рамы и т. Д. - все усыпано драгоценными камнями.
На выполнение самой сложной работы у него ушло девять лет (с 1858 по 1867 год) на общую сумму 4 320 000 франков. Это был совершенно впечатляющий столовый сервиз, сделанный для Саида Паскиа, вице-короля Египта, состоящий из сорока двух крышек с тиснением из золота, бриллиантов, голубой эмали и жемчуга, дополненных двумя большими подсвечниками и семью вазами для фруктов.
В 1867 году Эжен Фонтенэ, наконец, получил возможность делать украшения, которые он любил больше всего, также участвуя во Всемирной выставке, проходившей в том же году в Париже.
Важный источник вдохновения
Тем временем произошло событие большой важности и резонанса: уступая настоянию императрицы Евгении, женщины, обладавшей, несомненно, шестым чувством к драгоценностям, Наполеон III купил в 1861 году 1200 экземпляров коллекции драгоценностей Кампана из греческого , этруски и римляне будут постоянно экспонироваться в Лувре.
Стиль Эжена Фонтенэ, как и многих других известных художников и ювелиров Европы, развился именно на основе этой коллекции и ремейков, разработанных Кастеллани в Риме, а затем Карло Джулиано в Лондоне.
Стиль Эжена Фонтенэ
Французский дизайнер был большим перфекционистом, он использовал немного драгоценных камней, предпочитая широкий выбор, который предлагали ему твердые камни (он первым на Западе применил нефрит) в сочетании с эмалями, камеями и даже микромозаикой. Он украшал свои творения гравировкой, чеканкой, резцом, филигранью и зернью, всегда стараясь во всем найти правильную меру.
Эжен Фонтенэ в основном работал с 22-каратным золотом (очень хрупким, состоящим из 920 частей золота из тысячи) или же он скомпоновал предмет из 18-каратного золота (более стойкое, 750 частей из тысячи), а затем покрыл его чистым золотом, чтобы придать готовому изделию блестящий, особенный и драгоценный оттенок.
Один из его шедевров был создан для выставки 1878 года: он состоял из удивительной духовой горелки в форме яйца, поддерживаемой четырьмя сиренами и двумя дельфинами из золота, бриллиантов, лазурита и великолепной эмали. Вполне возможно, что это могло вдохновить Фаберже, когда в 1885 году он начал создавать свои знаменитые пасхальные яйца для русских царей.
В 1882 году Эжен Фонтенэ ушел с рынка, чтобы посвятить последние пять лет своей жизни путешествиям, учебе и написанию многочисленных статей, книг и трактатов о драгоценных камнях и древних и современных ювелирах.
«Мне нравится представлять золото диадем, ожерелий, фибул, подвесок, выделяющееся на черных волосах, бегущее огненным потоком по кожам теплых и коричневых тонов и прослеживающее фантастические арабески на простых складках изящных белых туник», — сказал Эжен Фонтенэ в одном из этих текстов, такой же страстный любитель прекрасного, как и он сам.