Не знаю, как в других школах дополнительного образования, а в музыкальной – апрель и май, горячая пора переводных и выпускных экзаменов.
Вот и сейчас в воздухе витает некоторая «нервозность», причем, нервничают все: и педагоги, и родители, и даже администрация. А вот дети, на первый взгляд, вроде бы спокойны, но это не так.
Хочу уточнить, музыкальная школа – это не кружок, не спортивная секция, и не какое-либо другое детское учреждение «по интересам», а значит, есть уроки, задания на дом, экзамены и зачеты.
Как в любой школе, в музыкальной – есть программа для каждого класса, в соответствие с которой ребенок в течение года сдает зачеты и экзамены.
Но самое сложное испытание – это выпускные экзамены в конце года, которые совпадают с контрольными, пробными экзаменами, ВПРами и другими зачетами в общей школе.
Так как я работаю не в специализированной школе, а в обычной музыкальной школе, то, думаю, что никакого секрета не открою, если скажу, что для наших учеников общеобразовательная школа на первом месте, а музыкальная школа у большинства – дополнение к основной, как родители говорят «для общего развития», и занимаются дети в ней, соответственно, «по остаточному» принципу.
Родители требуют, чтобы ребенок везде успевал и «давал результаты», и не кабы какие, а отличные. Вот дети и сидят с уроками «допоздна».
А в музыкальную школу, когда домашнее задание делать? Уже поздно. Вот и, получается, немножко поиграл, а бывает и вовсе дома не позанимался. И для родителей – это нормально: «Ничего страшного, мы же для «общего развития».
А потом удивляются, то плохим оценкам, то, вдруг, не нравится, как ребенок играет на инструменте.
Чудес не бывает!
Научиться играть на инструменте – очень непростое дело, и без занятий дома – это невозможно!
И ребенку часто, не под силу справиться с нагрузкой в двух школах. И ожидания взрослых не оправдываются. Они выражают свое недовольство ребенком, сваливают все неудачи на его лень и несерьезное отношением к учебе.
А выпускные экзамены в конце учебного года… накопившаяся усталость, а за окном – солнышко, чудесная погода, и заставить себя готовиться к ним – настоящее испытание…
И вот, приходят дети на урок по специальности, часто не подготовленные, и что в этом случае делать педагогам музыкальной школы? У учеников уважительная причина, главная забота – подготовка к ВПЭРАМ, к ЕГЭ, к годовым контрольным, а еще - исправление оценок…
А в музыкальной школе есть свои, серьезные требования, особенно к выпускным экзаменам.
По специальности необходимо подготовить программу из нескольких произведений: разных по характеру, стилю, форме, да к тому же еще – наизусть. А опыт сегодняшнего дня показывает, что у детей с «выучиванием программы наизусть» - большие проблемы. То ли «блок памяти» переполнен, то ли дома занимаются так мало, что, то время, которое ребенок уделяет занятиям, недостаточно, чтобы и руки, и уши сумели запомнить.
А ведь, даже, если ребенок текст выучил наизусть, этого недостаточно. Необходимо, чтобы этот текст зазвучал и превратился в музыкальное произведение, то есть, необходимо воплотить идею композитора в «жизнь». А еще на экзамене будут смотреть, как ученик справляется с техническими трудностями, как он владеет звуком, и, в общем, вся программа соответствует уровню требований выпускного класса.
Выпускной экзамен по сольфеджио для многих учеников – вообще, «камень преткновения», который состоит из двух частей: устного экзамена и письменного. Для кого-то трудно сдать устную часть экзамена, для кого-то – письменную. "Проскочить" без подготовки - не получится.
Что самое интересное, что до выпускных экзаменов доходит только 40% учащихся, остальные «сходят с дистанции» и не доучиваются.
Я думаю, основная причина, такого процента «отсева» заключается, именно в отношении родителей, что музыкальная школа – «добавка» к основному образованию, «для общего развития».
Как я справляюсь с вышеописанными трудностями и проблемами я расскажу в следующей статье.
С удовольствием отвечу на все ваши вопросы и комментарии.
Ваша Г. Молькова.