Найти тему
Киноchallenge

Человек с киноаппаратом (1929)

Man with a Movie Camera. Directed by Dziga Vertov
Man with a Movie Camera. Directed by Dziga Vertov

«Эта экспериментальная работа направлена к созданию подлинно международного абсолютного языка кино на основе его полного отделения от языка театра и литературы». Таким титром встречает зрителя фильм Дзиги Вертова. Великий и неповторимый. Фильм, и не фильм, чистый эксперимент и в то же время лучший документальный фильм из возможных.

Если всерьёз заинтересованы кинематографом, то стоит уделить час своего времени для просмотра этого шедевра.

-2

Неискушенный зритель, начав смотреть фильм «Человек с киноаппаратом», захочет его тут же выключить. Ну и пусть. Мы здесь с вами о другом.

Фильм без сюжета, без декораций, без актеров, без пояснений. Стремительность смены кадров, скачки и переходы… Как это вообще можно смотреть, а главное зачем? Сейчас постараюсь объяснить. Очень надеюсь, что после этого вы его посмотрите.

-3

Начну с того, что это идеальный документальный фильм. Просто хотя бы потому, что перед нашими глазами разворачивается картинка из 20-х годов. Узнаваемые, и уже не очень, улицы Москвы, Одессы и Киева, такие другие люди, ценности, отношение к труду и отдыху.

Примечательно то, что фильм несёт в себе зерно пропаганды, веру в лучший идеальный мир, к которому мы так и не пришли (к счастью ли, к сожалению, сейчас уже и не понять). Но при просмотре так погружаешься в атмосферу того времени, что всё это становится максимально логичным, не смущает взор и разум.

Найдите Тверскую в кадрах, отыщите несуществующий ныне Страстной монастырь. Погрузитесь в эпоху, в историю. Без осуждения и поиска виноватых.

-4

«Человек с киноаппаратом» - наглядная энциклопедия каждого монтажёра и оператора. По нему действительно можно обучать (и возможно обучают, не знаю, у меня другая специальность).

Если каждые 2-3 секунды ставить видео на паузу, то можно сдать экзамен. Потому что каждый эпизод – идеальный пример какой-то операторской или монтажной техники: скошенные углы, съёмка в отражении, покадровая съёмка, ускоренная и замедленная съёмка, комбинированные кадры и т.д. Просто очень интересно смотреть и думать, а как же это было снято? Напоминаю, на дворе конец 20-х годов. Нет компьютеров, нет специальных программ. Под руками есть только руки (простите), ножницы, клей. Всё. Поэтому задумайтесь, как много того, что создано в фильме, мы видим в современных картинах. Только создавалось это всё по-разному.

-5

Если я вас ещё не убедила, что это лучший фильм всех времен и народов, то приведу ещё несколько аргументов.

В частности, весь фильм – это эксперимент (а мы любим эксперименты, не так ли?). Почти Малевич, только Дзига Вертов. Простите за грубоватую аналогию, но Вертов всю свою жизнь посвятил придумыванию и созданию того, чем современные операторы и режиссёры пользуются по сей день. Это чистое творчество, непозволительная роскошь. И это здорово. Потому что это свобода, а нынче это очень ценно. Да и тогда было на вес золота.

-6

Кадры смонтированы не абы как. Любопытно, что монтажом занималась жена Дзиги Вертова – Елизавета Свилова (кадры с ней тоже есть в фильме). Съемок было очень много, а вот создать из всего материала более-менее выстроенный образ получилось у чудесной женщины. Это греет душу и восхищает. Без неё просто ничего бы не было. А тут выстроилась даже некоторая логика, похожая на кинохронику.

В какой-то момент после начала просмотра, я погрузилась в медитативное состояние. Когда ты считываешь образы и тебе этого достаточно. Не нужно развития сюжета, кульминаций, переходов. Всего хватает, всего в меру. По привычке даже пытаешься придумать сюжет или объяснить ход событий. Уверена, у каждого получится и это будет индивидуальный сценарий. Для каждого свой.


Ну что, убедила посмотреть? Или писать ещё текст о том, почему и зачем считать фильм «Человек с киноаппаратом» прекрасным?

-7