Часто вижу в интернете призывы некоторых путешественников ничего не бояться, никого не слушать и ехать в горы без всякой подготовки. Действительно, дороги по осетинскому «золотому кольцу» или асфальтированные или обкатанная гравийка, пробеги небольшие, довольно людно. Но увидеть в горах «закипевший» автомобиль – не редкость. Перевернувшийся – не редкость. Горы любят подготовленных.
Исправный автомобиль
Начнём с того, что машина должна быть технически исправна и обслужена, все жидкости должны быть на необходимом уровне и т.д.
Вы удивитесь, насколько малое количество автомобилей (включая внедорожники) действительно подходят для поездок в горы. И как бывают модернизированы машины, которые постоянно передвигаются по горам.
Мастерство водителя
Важно хорошо знать свой автомобиль, чтобы не сжечь сцепление и не потерять управление на подъёме, не перегреть тормозные колодки на крутом спуске. Не всегда встроенная функция помощи при спуске в современных авто помогает в горах, ею надо пользоваться с осторожностью. И ещё миллион мелочей, которые у горных водителей отработаны до автоматизма.
Скоростной режим в горах надо соблюдать неукоснительно. А если вы съезжаете на гравийку, мой вам совет – езжайте на второй скорости. Целее будут и колёса, и ходовая.
Горная этика
Если встретились две машины на узкой дороге, пропускает та, которая спускается: человеку, который едет наверх, намного сложнее.
В горах нельзя проезжать мимо остановившейся машины, если люди не просто фотографируются. Надо уточнить, не нужна ли помощь.
Когда ехать?
В горы лучше ездить утром. Выезжать из них или останавливаться на ночлег лучше до заката.
Без острой необходимости не надо ехать в горы в плохую погоду: увеличивается вероятность камнепада, схода селя, лавины. Даже небольшие камни на дороге должны вас насторожить. Следите за прогнозом погоды, но помните: в горах очень изменчивая погода от ущелья к ущелью.
Что должно быть в вашей машине?
– Бак с бензином должен быть полным, в горах практически нет заправок.
– Запаска и все необходимые инструменты для замены, домкрат, ключ, компрессор. В горах очень много острых камней, проколы – дело обычное. Кстати, если у вас низкопрофильная резина, подумайте дважды, ехать на ней в горы или нет: вы будете главным кандидатом поймать «грыжу».
– Аварийный набор актуален в горах как нигде: буксировочный трос, огнетушитель и аптечка.
– Набор инструментов, отвертки, ключи плоскогубцы, изолента, хомуты, и тд, и тп – никогда не бывают лишними.
– Вода, не только питьевая, но и техническая. Хотя в горах воды много, в самый нужный момент её, как назло, рядом не бывает. В горах машины кипят оооочень часто, так что с собой обязателен 5-10-литровый запас воды.
– Моторное масло. Если антифриз можно заменить на воду и докатиться до автосервиса, то моторное масло ничем не заменишь, а его некоторые двигатели, особенно в возрасте, в горах начинают «поджирать» в больших количествах.
– Еда. Её должно хватать на полноценный перекус. В горах до сих пор много мест, которые не обжиты. Не везде справишься, имея только деньги.
– Головной убор, крем от загара, солнцезащитные очки. В горах совсем не то солнце, к которому мы привыкли на равнине, можно сгореть и за 15-20 минут, даже если температура не превышает 17°. А слепит так, будто яркость выкрутили на максимум.
– Рация. В большинстве мест в горах мобильной связи просто нет, поэтому иметь рацию в горах очень желательно. У большинства профессиональных водителей в горах есть рации и есть большая вероятность, что вас услышат.
Думаете, я преувеличиваю? Один из самых опытных горных водителей, которых я знаю, вышеописанное (ну кроме запаски), возит аж в двойном экземпляре. А на мой вопрос, без чего нельзя ехать в горы, лаконично ответил – без мозгов.
Мог что-то забыть, если есть среди нас опытные горные водители или просто опытные путешественники – дополняйте! И обязательно делитесь историями своих путешествий на машине.
Удачи на дорогах! Уастырджи уе ‘мбал!