SWOT-анализ - это инструмент стратегического планирования. И как любым инструментом, им необходимо уметь пользоваться, обладать соответствующими знаниями и квалификацией.
Есть столяр и молоток, и если первый не умеет обращаться со вторым, то инструмент или не используется, или бьет по пальцам.
На заре моей консультационной деятельности, меня пригласили на встречу в небольшую компанию. При малой штатной численности, компания успешно развивалась в своей специфической нише, была узнаваема на своем рынке, занимала лидирующую позицию и обеспечивала многомиллионную выручку в рублях, измеряемую в десятках.
Запрос был «как выйти с плато»?
Я начал наше общение с вопроса «как давно, и делали ли вообще, SWOT-анализ?»
Руководительский состав разместил задумчивые взгляды в пол, потолок и стены, что означало «знаем, но не применяем».
Мы в наколеночном режиме накидали его вместе и выяснилось, что в Угрозах (T) значится зависимость от одного поставщика - 98% продукции.
Прозвучали сомнения по поводу реальности этой угрозы: мол, мы дилер N 1 в мире у них, у нас прекрасные личные отношения, великолепная платежная дисциплина и эксклюзив в России.
Что может случиться?
Спустя год, в марте 2022 года, собственник позвонил мне со словами благодарности за то упражнение, заставившее взглянуть иначе на бизнес, предпринять шаги заранее, сокрушался, что так мало уделили выводам внимания, поскольку поставщик прекратил поставки - он оказался в стане «недружественных стран»…
SWOT - аббревиатура, в которой зашифрованы основные параметры оценки бизнеса или проекта:
S - Strengths - Сильные стороны
W - Weaknesses - Слабые стороны
O - Opportunities - Возможности
T - Threats - Угрозы
Задача этого простого как тапки инструмента - выявить проблемы и риски, определить стратегию развития.
В чем ключевые преимущества метода?
1. Объективность.
SWOT-анализ позволяет объективно оценить ситуацию и выявить все факторы, влияющие на успех компании или проекта.
2. Простота.
Этот инструмент прост в использовании и не требует специальных знаний или навыков.
3. Универсальность.
SWOT-анализ позволяет оценить как бизнес, так и проект, взглянуть на конкурентов и выявить их сильные и слабые стороны.
4. Разработка стратегии.
Оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз позволяет разработать эффективную стратегию развития компании или проекта.
5. Повышение эффективности.
SWOT-анализ помогает выявить проблемы и риски, что позволяет улучшить эффективность бизнеса.
6. Принятие решений.
Анализ SWOT помогает принимать взвешенные решения, основанные на объективной оценке ситуации, а не на преобладающих «мне кажется» и «клиенты говорят».
7. Оценка результатов.
SWOT-анализ позволяет оценить результаты действий и корректировать стратегию развития компании или проекта.
В нашем дуальном мире ничего идеального нет.
Какие ограничения у SWOT-анализа? Что необходимо учитывать? Какие особенности метода могут повлиять на точность и полноту анализа?
Первое.
SWOT-анализ может быть субъективным. Оценка может зависеть от личных предпочтений и взглядов анализирующих. Следствие - неправильная оценка факторов, которые могут быть критическими для успеха компании.
Поэтому я рекомендую выполнять его расширенным количеством участников, в рамках определенной сессии под внешним модераторством приглашенного консультанта.
Второе.
Недостаток информации. SWOT-анализ требует большого количества информации о компании и ее внешней среде. Если информация недоступна или неполная, то анализ может быть неполноценным и неверным.
Анализ требует или подготовки, или возможности быстро получить данные.
Третье.
Ограниченность. SWOT-анализ не учитывает все возможные факторы, которые могут повлиять на компанию. Например, анализ не учитывает изменения в законодательстве, новые технологии или изменения в поведении потребителей.
Из свежего - учесть начало СВО и последовавшие за этим событием ограничения, нарушения цепочек поставок, создание новых логистических маршрутов, могли только внимательно слушавшие и доверявшие Жириновскому.
Четвертое.
SWOT-анализ может быть неадекватным, если анализирующие не имеют достаточного опыта и знаний для оценки факторов. Например, если аналитик новичок в отрасли, то он может неправильно оценить сильные и слабые стороны компании.
Лечится приглашением внешнего консультанта на мероприятие - у него есть инструменты, как извлечь экспертность группы.
Пятое.
SWOT-анализ может быть неэффективным, если компания не использует полученную информацию для разработки стратегии. Если компания не принимает меры для устранения своих слабых сторон или использования возможностей внешней среды, то анализ будет бесполезным.
Самое часто встречающееся следствие. Ну тут, как говорится, «сама виновата».
Шестое.
Необходимость дополнительных анализов. SWOT-анализ не является единственным методом стратегического планирования. Для получения полной картины компания может потребоваться провести дополнительные анализы, такие как PESTEL-анализ или анализ конкурентов.
Подытожу.
SWOT-анализ является полезным инструментом для оценки сильных и слабых сторон компании, а также возможностей и угроз внешней среды. При этом анализирующие должны учитывать его минусы, чтобы получить корректный и полный результат.
И главное, помнить, что «волшебных таблеток» от головы и попы одновременно не существует. Тем более в регулярном менеджменте.
Есть базовые инструменты, есть более сложные, есть комплексный подход. А выводы любого анализа бессмысленны без дальнейших действий.
Иначе будет как в мудрой народной пословице - «дурак думкой богатеет».
А какой опыт у вас в применении SWOT-анализ?