Предыдущая часть здесь.
Сразу уточню, не всё является иллюзиями, не от всего можно освободиться, а, главное, у всех иллюзии разные. Здесь я рассматриваю только свои личные иллюзии, освобождение от которых легко может быть созданием следующих :) А, т.к. воспроизведение музыки с винила вообще одна большая иллюзия, то всё это очень весело и интересно! :)
Всё, что я сейчас скажу обычно уже известно продвинутым пользователям звуковоспроизводящей аппаратуры, но достаточно и тех, кто этого не знает (или в это не верит, есть и такие).
Являясь счастливым обладателем двух отличных головок из середины 70-х от фирмы Sony, а именно, XL-35 и XL-45, я вывел одну закономерность (которая, в общем и целом, распространяется на все винтажные головки, в т.ч. и высокого уровня): в каком бы идеальнейшем состоянии они ни были бы, звучать настолько хорошо, как они звучали 40 с лишним лет назад они не будут. Потому что время неумолимо, и, если сами катушки ему сопротивляются достойно, то подвес у вставки этим похвастаться не может (да и магнит, если это MM головка, подозреваю, теряет свои свойства). Мне неизвестно, из какого именно материала делались подвесы, но со временем они все теряют свои свойства. Чаще всего подвес «дубеет», т.е. становится более плотным и твёрдым, чем это задумывалось инженерами-создателями. Иногда он наоборот размягчается до полной невозможности выполнять свои функции (чаще всего на определённых моделях головок, где подвесы делались из чего-то другого и изначально обладали очень высоким комплиансом (в т.ч. мягкостью подвеса), что, видимо, и влияло как-то на изменения свойств со временем). XL-35 сразу после покупки звучала зажато и не выдавала сколько-нибудь нормального звука. Прочитав про эту проблему в Сети (миллион самых разнообразных мнений), решил использовать волшебный (да, реально работает) восстановитель свойств резины (предположительно, она тоже присутствует в материале подвеса) от Вюрт, и потом разыгрывать головку до победного. В итоге она разыгралась и начала выдавать вполне себе приличный звук, который я посчитал на тот момент нормальным. Появились хорошие низы, а верхи не поражали воображение, но вполне себе были. И, чтобы что-то было в запасе, ещё докупил новодельную «стандартную» (т.е. эллипс заточка и заявленное «как оригинал» исполнение) вставку от Jico. И она в неразмятом состоянии заиграла практически так же, как размятая оригинальная вставка. Тогда я этому особого значения не придал, хотя уже знал, что после штатной приработки вставка начинает звучать существенно лучше. А позже всё же разорился (реально, стоила в 2,5 раза дороже самой головки со штатной вставкой) на вставку SAS/B от той же Jico. И… Как уже писал в одной из публикаций, звук этой вставки превзошёл все мыслимые ожидания. Характер головки (драйвовый, с жЫрными басами) сохранился, а всё остальное улучшилось настолько сильно, что списать это на новизну впечатления не удалось. Реально звук превратился из хорошего в роскошный! Логично, что родная вставка была убрана и использоваться больше не будет… К слову, «штатную» вставку от Jico я продал, и новый владелец был очень рад её звучанию, после того, как разыгралась. Но разница заточек (да и кантилевер с SAS круче) всё же велика, я решил слушать лучшую.
Купив XL-45 уткнулся в ту же историю. Вставка играет, играет хорошо, после того, как разыгралась, но… Однозначно головка может играть лучше, т.к. выше классом, чем XL-35. А играет… средне. Первым делом поставил вставку SAS от XL-35… И она не заиграла от слова вообще. Звук есть, но такой… Никакой, в общем. Налицо значительное отличие вставок, не смотря на их физическую взаимозаменяемость. Даже вставка с эллипсом для 45-й была своя изначально. Вывод – надо разориться на SAS/B уже для XL-45 :) Но это со временем. А, может, закажу вставку с заточкой шибата от Tonar, т.к. там указано японское происхождение, и, с большой долей вероятности, перепаковка аналога от Jico. Только дешевле (не в разы, а % на 20), что радует (а в сравнении с SAS дешевле в 2,5 раза). Jico доказали, что делают реально приличные новодельные вставки, поэтому выбор очевиден.
Вывод – как бы не хотелось верить в иное, но винтажные головки с родными вставками и вставки NOS (оригинальные новые вставки, пролежавшие много лет) нормально звучать НЕ БУДУТ. Часть вообще не работают, часть работают, но до настоящего изначального звучания им… далеко. И на этот уровень они не выйдут никогда. Физику не обманешь…
Поэтому все, кто не может себе позволить покупать новые головки высокого уровня (от 50 тыс. рублей и дальше за штуку), а новодельные головки бюджетного сегмента, мягко говоря, не радуют слух, выход один – купить топовую винтажную головку (которая нередко по уровню выше нынешнего топа) и скомплектовать её хорошей новодельной вставкой. На данный момент это Jico… которые, мало того, что недешёвые, так ещё и, к сожалению, сложно заказать в России. Но выходы есть, и народ крутится, как может. У меня, например, товарищ в Польше, а есть ещё товарищ в Казахстане, который, если что, тоже поможет. Можно найти и других посредников, работающих за свой %.
С одной иллюзией разобрались, переходим к другим :)
Проигрыватель. Все, кто понимает, покупать современные китайские поделки (реально поделки, без слёз взглянуть невозможно) не будет. И речь про проигрыватели стоимостью 30-40 тыс. рублей, трэш, типа волшебных чемоданчиков ION за 5-7 тысяч вообще оставим за рамками разумного. Нормальные проигрыватели начинаются тысяч со 100, а реально достойные могут стоить и 500 тысяч, и миллион, и полтора… У кого есть такие деньги, которые можно выделить на увлечение музыкой, покупают достойную технику и радуются (но полный комплект аппаратуры легко может вывалиться за три миллиона), у кого с этим не так хорошо (а это большинство обычного населения страны), обращают свой взор на винтаж. И делают это правильно, т.к. в 70-е и 80-е выпущено море реально достойных проигрывателей. В т.ч. и в СССР. Есть не одна и не две советские модели, которые достаточно оснастить хорошей головкой и вперёд, к вершинам звука! Вопрос лишь в том, что ВСЕ винтажные проигрыватели в той или иной степени требуют профилактики грамотным мастером. Время, оно неумолимо. Смазка густеет и засыхает, что-то изнашивается, что-то теряет свои свойства (например, конденсаторы), что-то просто требует регулировки по разным причинам. Поэтому, купив винтажный проигрыватель за 10-20-30, а временами и 50-70 тыс. рублей, нужно сразу озаботиться поиском мастера, который сможет привести его в состояние, близкое к состоянию нового (и это, к слову, вполне реально). Но действительно хорошие мастера ценят свой труд, и профилактика будет стоить 3,5-5 тысяч (питерские цены, московские выше) как для навороченного Technics или, там, Victor, так и для банальной Веги-109, купленной, образно говоря, за копейки. Работа та же, поэтому и расценки те же. Есть мастера, которые берут меньше, но это обычно, или периферия с другими доходами, или просто недостаток квалификации. И второе опасно, т.к. можно сделать хуже. И после таких «специалистов» восстановление будет существенно дороже.
Я сразу покупал проигрыватель в заведомо неисправном состоянии, под восстановление. И, даже с учётом бОльших затрат на услуги мастера, результат в итоге оказался хорошим. Но в моём случае, не с первого раза :) Впрочем, в итоге, с первым проигрывателем я денег не потерял, остался «при своих». А второй мне обошёлся по факту всё равно дешевле, чем то же самое «в отличном состоянии», которое всё равно требует профилактики, пусть и менее затратной. Вопрос лишь в том, чтобы найти действительно достойного мастера.
Теперь усилитель, да? Да :)
Мне достался усилитель (японский), которому 40 с лишним лет, в состоянии, близком к идеальному. Ничего не шуршит, всё работает, выдаёт отличный звук, все дела. Товарищ тоже купил такой же, и у него тоже всё было хорошо. Ну, пропадал один канал на переключателе входов, не разбирая, попрыскали очистителем контактов, разработали, промыли спиртом, смазали и проблема ушла. Всё хорошо? Казалось, что да. Но товарищ у меня такой человек, всегда кажется, что другой усилитель лучше и прочее, и прочее. В итоге он купил другой усилитель и продал свой Сансуй, в нашем же городе, человеку, который может в пайку (но на заказ не работает, только для себя). И решил новый владелец почистить ВСЕ контакты (а их там дофига реально, времена электронных коммутаций в 79 годе ещё не настали), но не поверхностно, а правильно. С выпаиванием всего из плат (сложная, хотя и реальная операция, компоновка данного усилителя не сильно удобная для ремонтов), отмачиванием в волшебных жидкостях, тщательной очисткой контактов (они все покрыты чёрного цвета окислами, предположительно контакты серебрёные и поэтому такой цвет)
смазкой и грамотной сборкой обратно. После очистки контакта, переключающего выход предварительного усилителя, прорезались совершенно другие верхи. Ярче, чище, интереснее. После чистки чего-то ещё (точно неизвестно, чистилось сразу несколько групп) появились дополнительные низы… А после почти месячного марафона по очистке (человек никуда не торопился и работал вечерами в своё удовольствие) и сборке, проверки всяческих параметров, типа напряжений от блока питания и токов покоя в мощнике, усилитель стал звучать совершенно по-другому! Настолько, что я сразу захотел такого же результата (и уже договорился, кто мне это всё сделает) :) И это при условии, что все остальные элементы замены не требовали, вопрос был ТОЛЬКО в контактах!
В общем, итог тот же, ВСЕ винтажные усилители, как бы идеально они не выглядели и не звучали, требуют грамотного обслуживания. А часть из них и ремонта, потому что уход параметров радиодеталей штука неизбежная и вопрос лишь в том, насколько сильно это произошло. От необходимости полной замены конденсаторов в советских усилителях, до кое-где и иногда – в японских, или, там, европейских.
А если есть возможность купить новый усилитель стоимостью от 500 тыс. рублей, то я за вас рад :)
С винтажными колонками тоже свои прибабахи, но там сложно что-то всерьёз изменить, кроме замены конденсаторов в фильтрах, чистки регулировок на ВЧ и СЧ (если есть) и ремонта или замены динамиков. Я со своими пока планирую со временем почистить регуляторы и проверить конденсаторы. В остальном меня всё устраивает, т.к. динамики целые, подвесы такого типа из строя не выходят, а звук – хороший. Хотя, конечно, нет предела совершенству, но современные топовые колонки мне тоже не доступны по цене…
В общем, винтаж, наше всё, но думать, что там всё, как было много лет назад, не правильно…
Следующая часть вот здесь.