Найти тему
Юрий Ермолаев

Гонимые

(отрывок из очередной родословной книги Юрия Ермолаева)

Введение. Родина семьи Ш.

Прародиной семьи Ш. было село Пурсованье, которое лежало на берегах речки Пурсовки при впадении её в реку Ворону.

На берегу Пурсовки
На берегу Пурсовки

В петровские времена селение относилось к Красинскому железоделательному заводу. Впоследствии, ещё в XVIII веке, завод закрылся (не обошлось, видимо, без местного Чубайса в рыжем парике и красных панталонах, натянутых на тощие ноги с копытами). Но село, несмотря на неурядицы, всё-таки разрослось (ибо бабы в те поры не стеснялись становиться многодетными матерями) и превратилось в город Кирсанов.

На плане города 1804 года мы видим 32 городских квартала, соборную церковь, городническое правление, казначейство, соляные магазины, «земляной» винный магазин и тюремную избу с караульней. К слову, в этой арестантской избе вскоре придётся посидеть и потужить друзьям и соседям нашего предка Анисима Иваныча Ш. Но, обо всё по порядку…

Караульная изба
Караульная изба

В начале XIX века в Кирсанове проживало 1008 душ мужского пола и 821 женского. За чертой города в прилегающих слободах жило большое количество удельных крестьян, которые также состояли в городском ведомстве и были приписаны к городским церковным приходам. Их насчитывалось более четырёх тысяч душ обоего пола. В одной из таких пригородных слобод проживала и семья Ш.

Пригородное село Молоканщина
Пригородное село Молоканщина

Главным торгом местных купцов был рогатый скот, который закупался по большей части в калмыцких степях. Из Кирсанова в разные города отправлялось: «кож сыромятных до 10 тысяч, волосу конского до 100 пуд, рогов до 5 тысяч, сала говяжьего до 25 тысяч, бараньего до 5 тысяч, шерсти овечьей до 5 тысяч, масла коровьего до 700 пуд». Еженедельные торги проходили по вторникам, а ярмарки бывали «после Троицына дня чрез неделю». В Кирсанов купцы везли на ярмарки шёлковые и бумажные материи, сукна, кожевенные товары, железные и чугунные изделия, различную каменную, деревянную и медную посуду. Местные крестьяне торговали в основном холстом, солёной рыбой, дёгтем и шерстью. Продолжались ярмарки по три дня. Рачительные хозяева закупались полезными товарами, купцы обогащались, бабы судачили, нищие побирались, пьяницы пропивались, а карманные воры сновали между ярмарочными рядами.

-4

Кирсанов, основанный выходцами из различных тамбовских сел в начале XVIII века, к началу XIX века уже вполне оформился в город. Ещё предстояло отстроить великолепный новый городской собор, Тихвино-Богородицкий монастырь, каменные ряды и ряд казённых каменных зданий и стать богатейшим хлебным краем. Но всё это было ещё впереди. А пока перед нами утверждённый городской план, который и заложил основы Кирсанова.

План города Кирсанова, 1804 год
План города Кирсанова, 1804 год

К счастью, история сохранила нам не только этот план, но также имена первых лиц города, которые его подписали. Это были городничий Козьма Белоглазов, городской глава Козьма Шепелев и бурмистр Иван Ширяев.

Почти наверняка, всех их лично знал престарелый Иван, глава семейства Ш., а также его сыновья Дмитрий и Анисим. А городничий Белоглазов, как глава уездной полиции, должно быть, был им особенно хорошо знаком. Ведь пред его ясные очи доставляли не только всяких бродяг, проходимцев и душегубов, но и немало безвинного народа. Наверняка он попил народной кровушки. Ведь известно, что городничие в ту эпоху чувствовали себя хозяевами города, могли явиться в любую торговую лавку и взять себе без оплаты всего, чего только вздумается и столько, сколько им было потребно. Ибо люди в ту эпоху были простыми, а нравы порой довольно грубыми. Впрочем, от семьи Ш. кирсановскому городничему требовались не холсты и не солёная рыба.

В 1836–1837 годах несколько человек из семьи Ш., в том числе Анисим, попали в полицейские сводки. Их дела проходили по секретной части канцелярии Министерства внутренних дел и даже попали в журналы Комитета министров Российской империи.

-6

Казалось бы – что такого опасного могли представлять из себя тамбовские крестьяне, обитавшие в сытом и хлебном краю, и помышлявшие, казалось бы, только о выделке кож, о выпекании пирогов с капустою да о продаже коровьего масла? Неужели они замыслили восстание по типу Пугачёвского или покушались на государственный строй? Однако, как выяснилось, ничего подобного они не замышляли. Ш., вместе с несколькими своими соседями подверглись преследованиям за приверженность секте молокан.

Что это было за движение, как оно возникло и на чём было основано – мы рассмотрим в следующей статье. Отметим только, что для семьи Ш. их духовный выбор стал определяющим. Судьба семьи, судьба целого рода круто изменилась...