(отрывок из очередной родословной книги Юрия Ермолаева)
Введение. Родина семьи Ш.
Прародиной семьи Ш. было село Пурсованье, которое лежало на берегах речки Пурсовки при впадении её в реку Ворону.
В петровские времена селение относилось к Красинскому железоделательному заводу. Впоследствии, ещё в XVIII веке, завод закрылся (не обошлось, видимо, без местного Чубайса в рыжем парике и красных панталонах, натянутых на тощие ноги с копытами). Но село, несмотря на неурядицы, всё-таки разрослось (ибо бабы в те поры не стеснялись становиться многодетными матерями) и превратилось в город Кирсанов.
На плане города 1804 года мы видим 32 городских квартала, соборную церковь, городническое правление, казначейство, соляные магазины, «земляной» винный магазин и тюремную избу с караульней. К слову, в этой арестантской избе вскоре придётся посидеть и потужить друзьям и соседям нашего предка Анисима Иваныча Ш. Но, обо всё по порядку…
В начале XIX века в Кирсанове проживало 1008 душ мужского пола и 821 женского. За чертой города в прилегающих слободах жило большое количество удельных крестьян, которые также состояли в городском ведомстве и были приписаны к городским церковным приходам. Их насчитывалось более четырёх тысяч душ обоего пола. В одной из таких пригородных слобод проживала и семья Ш.
Главным торгом местных купцов был рогатый скот, который закупался по большей части в калмыцких степях. Из Кирсанова в разные города отправлялось: «кож сыромятных до 10 тысяч, волосу конского до 100 пуд, рогов до 5 тысяч, сала говяжьего до 25 тысяч, бараньего до 5 тысяч, шерсти овечьей до 5 тысяч, масла коровьего до 700 пуд». Еженедельные торги проходили по вторникам, а ярмарки бывали «после Троицына дня чрез неделю». В Кирсанов купцы везли на ярмарки шёлковые и бумажные материи, сукна, кожевенные товары, железные и чугунные изделия, различную каменную, деревянную и медную посуду. Местные крестьяне торговали в основном холстом, солёной рыбой, дёгтем и шерстью. Продолжались ярмарки по три дня. Рачительные хозяева закупались полезными товарами, купцы обогащались, бабы судачили, нищие побирались, пьяницы пропивались, а карманные воры сновали между ярмарочными рядами.
Кирсанов, основанный выходцами из различных тамбовских сел в начале XVIII века, к началу XIX века уже вполне оформился в город. Ещё предстояло отстроить великолепный новый городской собор, Тихвино-Богородицкий монастырь, каменные ряды и ряд казённых каменных зданий и стать богатейшим хлебным краем. Но всё это было ещё впереди. А пока перед нами утверждённый городской план, который и заложил основы Кирсанова.
К счастью, история сохранила нам не только этот план, но также имена первых лиц города, которые его подписали. Это были городничий Козьма Белоглазов, городской глава Козьма Шепелев и бурмистр Иван Ширяев.
Почти наверняка, всех их лично знал престарелый Иван, глава семейства Ш., а также его сыновья Дмитрий и Анисим. А городничий Белоглазов, как глава уездной полиции, должно быть, был им особенно хорошо знаком. Ведь пред его ясные очи доставляли не только всяких бродяг, проходимцев и душегубов, но и немало безвинного народа. Наверняка он попил народной кровушки. Ведь известно, что городничие в ту эпоху чувствовали себя хозяевами города, могли явиться в любую торговую лавку и взять себе без оплаты всего, чего только вздумается и столько, сколько им было потребно. Ибо люди в ту эпоху были простыми, а нравы порой довольно грубыми. Впрочем, от семьи Ш. кирсановскому городничему требовались не холсты и не солёная рыба.
В 1836–1837 годах несколько человек из семьи Ш., в том числе Анисим, попали в полицейские сводки. Их дела проходили по секретной части канцелярии Министерства внутренних дел и даже попали в журналы Комитета министров Российской империи.
Казалось бы – что такого опасного могли представлять из себя тамбовские крестьяне, обитавшие в сытом и хлебном краю, и помышлявшие, казалось бы, только о выделке кож, о выпекании пирогов с капустою да о продаже коровьего масла? Неужели они замыслили восстание по типу Пугачёвского или покушались на государственный строй? Однако, как выяснилось, ничего подобного они не замышляли. Ш., вместе с несколькими своими соседями подверглись преследованиям за приверженность секте молокан.
Что это было за движение, как оно возникло и на чём было основано – мы рассмотрим в следующей статье. Отметим только, что для семьи Ш. их духовный выбор стал определяющим. Судьба семьи, судьба целого рода круто изменилась...