Недавно я познакомился с одной интересной девушкой. Она прям болеет театром. В курсе всего: премьер, кто где, когда и что играет. Я задумался, может быть, что-то упускаю в своей офисно-телефонно-компьютерно-рабочей жизни, раз есть люди, настолько увлеченные театральным искусством. Я решил отправиться восполнять этот пробел в своей биографии, ни куда-нибудь, а в Большой театр.
Почему именно сюда? Говорят, сюда не так просто попасть и это уже само по себе интригует, ну и это самый известный и впечатляющий театр страны.
Ищу билеты
Как я узнал уже после покупки билетов – лучше всего делать этого месяца за три, тогда можно купить дешевле и с выбором мест сложностей не будет. Но это не мой случай. Я редко планирую что-то за такой долгий срок. Вдруг передумаю, настроение изменится или еще что. Не люблю возиться с возвратами и перепродажами, поэтому выбирал из того, что было.
В билетную кассу театра я даже не стал ехать. Во-первых, мне кажется так кроме бабулек-пенсионерок так уже не делает никто, а во-вторых слышал, что билеты до касс часто не доходят, поскольку сам театр продает их онлайн или разным билетным сервисам для перепродажи. Просмотрел несколько сервисов и заметил такую странную вещь: у них разный ассортимент или правильнее сказать разная афиша. На одних площадках выбор большой, на других – всего несколько мероприятий. Выбрал тот сервис, который вызвал у меня больше доверия, ну и который посоветовала знакомая.
Все сервисы покупки и продажи билетов предлагают клиентам возможность выбора мест на электронной схеме зала. Там указаны цены и расположении мест, а еще количество свободных. Удобно. Можно представить каким будет обзор сцены и подобрать оптимальные места, если ты хотя бы раз был на концерте или спектакле.
На что пойти
Здесь дело вкуса и предпочтений. Поскольку я совсем не театрал, соответственно вкусы и предпочтения в выборе спектаклей у меня сами понимаете какие, но раз я решил, так сказать, пойти в театр «на экскурсию», значит буду делать это по максимуму. Из того, что было ближайшим в афише и удобным мне по дате – «Трубадур». Это опера Верди с довольно интересным, но драматическим сюжетом, которую показывают на Исторической сцене. Я прочел ее краткое содержание, отзывы, в общем подковался как мог, с учетом, что идет опера на итальянском языке.
Итак, билет куплен (и оперативно получен на электронную почту), а я максимально настроен на вечер оперы.
В чем пойти в театр
Думаю, эта тема больше касается девушек, но и у меня с вопросом «В чем пойти в театр?» возникли сложности. Как выяснилось (спросил у знающих людей), в брючном костюме туда идти вовсе не обязательно. Это меня обрадовало, т.к. костюмы не ношу. Однако пересмотреть свой гардероб пришлось. Перечислю сразу то, что никак нельзя рассматривать как одежду для театра:
- джинсы;
- шорты;
- яркие цветастые рубашки;
- толстовки с капюшоном или без;
- объемные свитеры;
- футболки;
- жилетки.
Оптимальный вариант одежды для театра – классические брюки или темные однотонные брюки на манер джинсов. На верх рубашка, гольф или классический джемпер, пиджак. Из обуви классические туфли, в крайнем случае туфли-кэжуал, если подходят по стилю.
Женский вариант гардероба – юбка и блузка, платье (но не длинное вечернее), либо блузка и классические брюки. Я заметил, что одежда большинства женщин в театре была ближе к офисной, чем к вечерней. Во всяком случае дам в платьях до пола я практически не видел.
Кстати, и мужская и женская обувь должна быть закрытой, причем даже летом.
Как я узнал позже от своей знакомой поклонницы театров, в вечерних нарядах туда сейчас никто не ходит. Настоящие театралы приходят в том, в чем удобно и максимально приближено к классическому дресс-коду. Дело даже не в том, что они едут в театр после работы, а в том, что для них это любимое и хорошо знакомое времяпрепровождение, для которого не нужно как-то особенно наряжаться. Они предпочитают сосредоточиться на сцене, чем рассматривать окружающих. Думаю, в этой философии что-то есть.
Что с обзором
Если вы идете в Большой в первый раз, рискуете столкнуться с тем, что обзор будет хорошим не везде (думаю в других театрах дела с этим обстоят аналогично). Я об этом не знал в момент покупки билетов, но инстинктивно выбрал места в 10 ряду партера. Оказалось, что отсюда довольно хорошо видно сцену и все что на ней происходит. Ради интереса я решил проверить видимость с других мест зала, потому что разница в цене между ними не маленькая и хочется понимать, за что платишь.
В антракте я погулял по залу и понял, что первые ряды – не мое. Здесь хорошо видно и слышно оркестр, а вот сцена как будто бы над тобой. Больше мне понравились места в амфитеатре. Да, вид на сцену немного издалека, дальше чем с моего 10-го партерного ряда, но зато ее всю хорошо видно и сидеть намного комфортнее.
Интересно было побывать на театральном балконе, но в нем я разочаровался. Увидеть что-то оттуда можно только с первых рядов и то, если облокотиться на перила. Второй ярус балкона - места практически напротив прожекторов. Третий – слишком высоко для того, чтобы получать удовольствие от просмотра, потому что нужно буквально висеть на перилах балкона, иначе всю сцену не будет видно. Четвертый ярус балкона тоже дает ограниченный обзор. Здесь чтобы что-то увидеть нужно стоять, и самое интересное, желающих стоя посмотреть оперу не так уж и мало.
Что можно увидеть в Большом театре кроме балета и оперы
Само по себе посещение здания театра – уже большое впечатление. Знаю, что здесь есть специальные экскурсии, где можно узнать о его истории, архитектуре. Если кому-то интересно, можно купить отдельный билет. Встречал отзывы в сети, что иногда во время экскурсий можно даже увидеть репетиции спектаклей.
Если какое-то время назад говорили, что театр начинается с вешалки, то сегодня правильнее сказать с рамки металлодетектора и досмотра личных вещей. Только после благополучного прохождения досмотра попадаешь в гардероб, где верхнюю одежду вешают не на крючки, а на вешалки с плечиками и выдают красивый номерок.
Кстати, вход в театр строго за час до спектакля, не раньше. За это время гости должны успеть сдать верхнюю одежду, найти свои места в зале, ну и просто осмотреться, чем я и занялся.
На третьем этаже есть большой просторный холл с великолепной акустикой он же центральное зрительское фойе. Украшен он в традиционных красно-бело-золотых цветах Большого театра. Белый рояль, вазоны с цветами, красивые портьеры и люстры переносят гостей как минимум в конец позапрошлого века. Особенное впечатление производит Императорское фойе с красными гобеленами, а еще костюмы, старинные афиши и фотографии артистов оперной сцены разных времен. Кажется, стоит обернуться и увидишь перед собой звезду давно ушедшей эпохи или какого-нибудь поэта встретишь среди зрителей.
Особенно меня впечатлили массивные люстры и красивая роспись на потолке над сценой, да и сам интерьер здания. Размах и мощь ощущаются во всем: от гардеробных номерков до самых малозаметных завитушек в настенных или потолочных росписях. Здесь с порога ясно, что спектакль просто не может быть плохим, даже если я ничего не смыслю в опере или балете.
Рассказывать о «Трубадуре» в деталях я не стану. Честно признаюсь, такому неподготовленному (хотя я готовился, читал, погружался в тему, как мог) зрителю как я, слушать оперу на итальянском языке не просто. На экранах, конечно, есть субтитры. Они помогают понять суть происходящего. Еще мне помогло то, что я знал содержание и смог быстро сориентироваться, кто есть кто, и что происходит на сцене.
Безусловный профессионализм артистов и музыкантов оркестра, ну и музыка Верди делают свое дело. Опера как жанр мне скорее понравилась, чем нет, но для меня, как для человека, предпочитающего фильмы с их динамикой и картинкой, потребовалось какое-то время чтобы привыкнуть. Ну и мысль о том, что декорации не нарисованные, и что все, что идет на сцене, это ВЖИВУЮ, сначала не давала сосредоточиться на том, что там происходит у героев.
Послевкусие
Честно скажу, что шел в Большой театр с мыслью, что он переоценен, и настроем, что уж как-нибудь три часа оперы я переживу, раз я на это решился. На деле оказалось, что все довольно-таки хорошо. Театр действительно большой во всех смыслах (и это я не о размере) в плане масштаба, профессиональности, четкости, величия, которое здесь ощущается буквально в воздухе. Да и опера оказалась интересной вопреки всему.
Да, придраться, конечно, есть к чему:
- Неудобные стулья. Они довольно жесткие, причем даже в партере с ценами на билет около 10 тысяч, и стоят близко друг к другу, то есть двум соседям плотного телосложения сидеть рядом будет уже крайне неудобно. В ложах сидения мягче, но туда места, наверное, вообще не достать. Удобные места в виде мягких сидений в амфитеатре.
- Немаленькая цена билетов. Там, где обзор получше, цены довольно высокие, там, где есть ограничение видимости – ниже. Покупал билеты тут http://great-theatre.com/. При этом в антракте некоторые владельцы дорогих мест умудрились уйти, а на их места пересели те, кто сидел в зонах с плохой видимостью.
Уверен, что у каждого найдутся свои поводы для недовольства, но все это мелочи по сравнению с общим впечатлением и удовольствием, которое я получил.
Стану ли я заядлым театралом? Это вряд ли. Пойду ли я еще в Большой? Думаю да, только уже на балет и непременно в интересной компании.