Найти тему
И$ку$$тво

Кто же все–таки изображен на картине Квентина Массейси «Уродливая герцогиня»?

Оглавление

«Уродливая герцогиня» — одна из самых популярных картин в лондонской галерее. И тем не менее, никто не может дать ответ на два вопроса: кто эта женщина и действительно ли она выглядела именно так?

«Уродливая герцогиня», кисти Квентина Массейси. Ок. 1513. Национальная галерея, Лондон.
«Уродливая герцогиня», кисти Квентина Массейси. Ок. 1513. Национальная галерея, Лондон.

На портрете изображена пожилая женщина с коротким носом и чрезвычайно длинной верхней губой. Складки кожи свисают с ее челюсти и шеи, а зубы, судя по всему, отсутствуют. У женщины нос задран вверх, ноздри необычно изогнуты, подбородок и ключицы ненормально увеличены, уши торчат вперёд, а лоб выпирает.

Фрагмент. «Уродливая герцогиня», кисти Квентина Массейси. Ок. 1513. Национальная галерея, Лондон.
Фрагмент. «Уродливая герцогиня», кисти Квентина Массейси. Ок. 1513. Национальная галерея, Лондон.

При этом пожилая женщина одета довольно аристократично, хотя и на момент написания картины этот наряд сильно устарел. Ее грудь туго затянута корсетом, а у декольте она держит небольшой бутон красной розы. Волосы убраны под чепец в форме сердца, поверх которого накинута белая вуаль. Ткань на головном уборе закреплена брошью с драгоценными камнями.

Фрагмент. «Уродливая герцогиня», кисти Квентина Массейси. Ок. 1513. Национальная галерея, Лондон.
Фрагмент. «Уродливая герцогиня», кисти Квентина Массейси. Ок. 1513. Национальная галерея, Лондон.

Вторая половинка произведения искусства (правая) находится в Нью–Йорке, а версию на бумаге можно увидеть в Музее Жакмар–Андре в Париже.

«Портрет старика», авторства Квентина Массейси. Ок. 1517. Музей Жакмар-Андре, Париж.
«Портрет старика», авторства Квентина Массейси. Ок. 1517. Музей Жакмар-Андре, Париж.

Изображенный человек очень напоминает герцога Бургундии Филиппа Смелого. К слову, человек на портрете одет в причудливую адаптацию бургундской моды начала XV века.

Филипп Смелый, кисти неизвестного художника.
Филипп Смелый, кисти неизвестного художника.

Сначала может показаться, что это просто два карикатурных портрета, высмеивающих тщеславие старых и некрасивых людей, которые одеваются и ведут себя так, будто ещё молоды. Но давайте не будем спешить с выводами. Вернемся к портрету «Уродливой герцогини».

Существует несколько теорий. Первая — Маргарита Муальташ. Вторая — копия Леонардо да Винчи. Третья — карикатурный портрет. Четвертая — обычный портрет реально существовавшей пожилой женщины. Начнем с первой.

Маргарита Муальташ (1318–1369), последняя герцогиня независимого Тироля.

Долгое время портрету приписывали конкретную личность. Маргариту Муальташ еще при жизни считали самой уродливой герцогиней в истории. Дело в том, что Маргарита в 11 лет была выдана замуж за 7-летнего Иоганна Генриха. Муж герцогини не проявлял интереса ни к самой Маргарите, ни к ее делам. После нескольких лет брака Маргарите надоели постоянные измены и безразличие мужа. И в 1341 году брак аннулируется. Иоганн же, как сын чешского короля, обращается за помощью к Папе Римскому Клименту VI. Тот, в свою очередь, требует, чтобы женщина прекратила весь это "цирк" и вернула мужа домой. Маргарита же даже и не думала возвращать Иоганна в семью. В результате этого, католическая церковь и семья, уже бывшего мужа, начали травлю самой Маргариты и ее семьи. Отсюда и пошло прозвище "Муальташ", что в переводе означает «большая губа», намекая на распутное поведение женщины. Еще добрые 300 лет люди помнили, что Маргарита Муальташ самая уродливая женщина в истории. Настолько "хорошо" помнили, что, увидев портрет выше, решили — это она.

На самом деле «Уродливая герцогиня» Квентина Массейси была создана только через 100 с лишним лет после смерти Маргариты. Более того, ни одного портрета Маргариты не сохранилось. Сохранилась только личная печать герцогини, на которой изображена высокая и симпатичная девушка.

Портрет Маргареты Маульташ с гербом Тироля. VI в. Коллекция замка Амбрас.
Портрет Маргареты Маульташ с гербом Тироля. VI в. Коллекция замка Амбрас.

Копия Леонардо да Винчи.

Относительно недавно — в 2008 году — искусствоведы сделали два открытия. Во–первых, портрет правдив (к этому мы еще вернемся). Во–вторых, давняя теория о том, что художник копировал своего современника Леонардо да Винчи — ошибочна. Думаю, ни для кого не секрет, что Леонардо, как и самого Массейси, привлекала необычная внешность.

Наброски Леонардо да Винчи.
Наброски Леонардо да Винчи.

Похожий портрет находили у последователей Леонардо да Винчи (некоторые приписывали его самому гению). Когда-то считалось, что «Уродливая герцогиня» просто копия наброска Леонардо.

Последователь Леонардо да Винчи. «Гротескный бюст пожилой женщины». Ок. 1510−1520. Королевская коллекция, Виндзор.
Последователь Леонардо да Винчи. «Гротескный бюст пожилой женщины». Ок. 1510−1520. Королевская коллекция, Виндзор.

Существуют две копии, сделанные его последователями — одна в Королевской библиотеке Виндзорского замка, вторая — в Нью-Йоркской публичной библиотеке. Однако на наброске изменены пропорции и упрощенны формы.

Я же склоняюсь к версии, что Массейси и Леонардо обменивались набросками. И в какой–то момент, Массейси послал Леонардо версию «Уродливой герцогини», а позже, ученики последнего скопировали ее.

Технический анализ картины подтвердил — перед нами оригинал, а не копия. Во время написания лица, художник аккуратно следовал наброску, но внес несколько изменений. Глаза он рисовал дважды — они были немного сдвинуты вверх и вправо, а написанные красками подбородок, шея и правое ухо меньше, чем на наброске. Редакции подверглись также правое плечо и обе руки.

Карикатурный портрет.

Есть версия, что художник написал просто карикатурный портрет. Этой версии я верю на уровне Маргариты Муальташ. Стал бы Квентин Массейси писать такой сложный и детальный портрет, не имея возможности его продать? (Вы бы повесили у себя в гостиной?). Конечно не исключено, что кто–нибудь решился бы его купить. Но для чего тогда во время написания портрета менять расположение глаз, рук, подбородка? Если данное произведение искусства являлось бы просто карикатурным портретом. Поэтому для меня остается только одно.

Обычный портрет реально существовавшей пожилой женщины.

Медицинское исследование доказало — Массейси не писал карикатуру.

Болезнь Педжета — хроническое заболевание, развивающееся вследствие нарушенного костного ремоделирования, приводящее к увеличению размера и деформации костей, проявляющееся болями в костях, патологическими переломами и артритами близлежащих суставов, в редких случаях с развитием злокачественного процесса (саркома Педжета). - Википедия.

При болезни Педжета чаще всего страдает нижняя часть тела (таз, бедренная кость, большеберцовая кость). Но у женщины пострадал именно череп. Это бывает намного реже.

Болезнь названа в честь сэра Джеймса Педжета — британского хирурга, который впервые описал её в конце XIX века.

«Я определённо никогда не видел такого запущенного случая, — произнес Майкл Баум, почётный профессор хирургии Лондонского университетского колледжа. — По всей вероятности, заболевание настигло её в зрелом возрасте, а до этого она могла быть красавицей. Помимо того, что это сказалось на внешности, женщина, возможно, страдала невыносимыми головными болями и повреждением гипофиза».

Я предполагаю, что на портрете «Уродливая герцогиня» Квентина Массейси изображена просто пожилая женщина. Вполне возможно, что она действительно была герцогиней. Художнику нужно было зарабатывать на жизнь. Так что на вряд ли он стал бы проделывать такую сложную работу, не имея возможности заработать на созданном. Ему должны были заплатить не малые деньги за такое произведение искусства.

Ответ на первые два вопроса не может дать никто. Существует множество теорий и догадок. В статье я разобрала самые популярные из них. Думаю, однажды, эта тайна обязательно раскроется, но не сейчас.

Ваше мнение? Кто же все–таки изображен на картине?