Найти тему

Чтение электронной книги или печатной . ЗА И ПРОТИВ

Оглавление

О пользе чтения как такого нет смысла описывать .Все родители знают что польза в том что чтение расширяет словарный запас., способствует активному развитию нейронных связей в тех зонах мозга, что отвечают за скорость мыслительных процессов, память и речь, дает не просто новые знания, но и темы для разговоров с чадом. Мелодичность, ритм, рисунки детских книг отлично успокаивают нервную систему деток, чтение перед сном помогает уснуть. Чтение является проявлением любви и внимания к ребенку со стороны родителей. Чтение правильных книг помогает научиться различать добро и зло, усвоить нормы морали, взаимодействие, помогающее сформировать у чада умение сопереживать, отзываться на чужие волнения и беды.

Но в данный момент рассмотрим электронную книгу

Электронные книги сейчас повсюду, и нынешнее чтение существенно отличается от того, что было раньше. Что же выбрать для обучения детей – электронную книгу или печатную?

Совсем  не удивительно, что дети думают именно так. Книги на iPad и некоторые «читалки», такие, как  Nook Color или Kindle Fire, включают в себя музыку, анимацию, интерактивные элементы – это делает чтение похожим на видеоигру. По мнению многих, в особенности молодых родителей , устройства, подобные iPad, очень занимательные, и дают прекрасный стимул учиться чтению, включая и тех детей, которые не горят желанием. Они уверены, что это – прекрасная мотивация, и это именно тот возраст, когда ребенок учится любить чтение.

Потеря внимания

Однако среди множества сторонников электронной книги есть и другие, призывающие рассмотреть  ситуацию более тщательно. Некоторые психологи утверждают: что не выявлено ни одного факта, подтверждающего, что электронное устройство лучше, чем родитель. Другие ученые исследователи выражают обоснованное беспокойство по поводу того, что детей могут отвлекать анимационные и игровые элементы электронных книг. По их мнению, концентрация внимания на повествовании  –  очень важная часть формирования грамотности. Один из приемов, способствующих этому, – диалог, происходящий между родителем и ребенком во время чтения. Самые современные на сегодняшний день результаты, полученные этой группой исследователей, рекомендуют родителям читать ребенку печатные книги. Поэтому они обоснованно полагают, что необходимо ограничить время пребывания у книжного экрана, как это происходит с экраном телевизионным.

Проводились исследования в которых было выявлено, что дети лучше запоминали детали повествования («что произошло?») из печатной книги, чем из продвинутой электронной,  использующей средства мультимедиа. Однако, когда детям задавался только один вопрос по сюжету каждого прочитанной истории (т.е., «почему А так поступил с Б?»), разницы в ответах между печатными и электронными книгами не было. Результаты показали, что, хотя мультимедийные книги больше захватывали внимание детей, в то же самое время они отвлекали внимание от повествования. Звуковые эффекты, анимация, видеовставки создавали определенные сложности в удержании внимания детей на содержании, а также снижали уровень запоминания текста детьми. Родители постоянно должны были напоминать детям, что не надо переворачивать страницу или касаться планшета.

С другой стороны, если перед книгой стоит цель  увлечь ребенка чтением, проблема представляется более сложной. Опираясь на оценку взаимодействия  «ребенок – книга», основанную на удержании внимания  ребенка, исследователи обнаружили, что большее число детей показало высокий уровень заинтересованности в электронных книгах, чем в печатных. Дети также показали более высокий уровень физического взаимодействия с продвинутой электронной книгой, чем с простой электронной или с печатной. «Детям нравятся продвинутые электронные книги, – говорит одна из исследователей, – а ведь одна из наших целей как родителей – заинтересовать ребенка».

Также в ходе проведения исследования выяснилось ,что   взаимодействия ребенка с книгой,  родителей с книгой,  а также анализ признаков, говорящих об уровне получаемого удовольствия, показали, что множество пар «родитель – ребенок» проявили равную степень заинтересованности при чтении обычной печатной книги или обоих типов электронных книг. Только малая часть испытуемых продемонстрировали больше заинтересованности в случае в с электронной книгой, чем с печатной.  А
все остальные пары показали больше интереса к печатной книге, чем к электронной.

Потеря связи с родителями

Некоторые психологи в ходе исследований утверждают, что, когда мы читаем ребенку электронную книгу, мы на самом деле задерживаем развитие его умения учиться. Это утверждение сделано на основе исследования, проведенного для журнала TIME специалистами из University Temple. .

Также было проведено исследование в ходе которого родителям и детям предложили разместиться у стола, на котором находилось по 20 книг – 10 классических печатных и 10  электронных, с совпадающим по продолжительности и содержанию повествованием, и сделать выбор. Примерно одна треть детей выбрала электронные книги, что несколько удивило исследователей, но они отчасти объяснили это тем, что, как правило, родители не читают электронные книги вместе с детьми. Родителям предлагалось вести себя так, как они обычно ведут себя дома. Было зафиксировано, что родители делают примерно одинаковое количество комментариев во время чтения и тех, и других книг, однако анализ содержания комментариев показал существенные различия.

В процессе исследования было выявлено, что родители, читавшие электронную книгу, иначе взаимодействовали с ребенком, чем родители, читавшие печатную книгу. В случае с печатной книгой читающему принадлежала ведущая роль, в то время как в случае с электронной книгой ведущая роль была отдана книге. Родители, читавшие вслух печатную книгу, постоянно спрашивали детей: «Как ты думаешь, что будет дальше?, почему он так поступил и т. д.». Родители, которые сидели с детьми и слушали устройство, читающее им,  не задавали никаких вопросов и не проводили параллелей между реальной жизнью и историей в книге. У исследователей складывалось впечатление, что присутствие родителей вовсе не обязательно, поскольку книга говорила ребенку, что делать, предлагала игры, а родители, по сути, были вытеснены «читалкой» на задний план.

Исследователи также обратили внимание, что в  случае с печатной книгой родители  комментировали картинки и содержание, связывая их с реальной жизнью самого ребенка, будоража его воображение  и память. Это очень важно, поскольку  уже известно, что в школе более успешно учатся те дети,  с которыми родители вместе читали книги. Как известно, обсуждение с ребенком содержания книги способствует формированию у него начальной грамотности.  Дети, чьи родители сопровождают свое чтение беседой, раньше обучаются искусству чтения.

Во время чтения электронных книг разговор в основном происходил вокруг правильного пользования устройством.  «Осторожно, нажми сюда, держи так». Было обнаружено, что родители вели себя точно так же и в ситуации, когда электронное устройство не читало вслух, а читал родитель. Дети все равно были гораздо больше сконцентрированы на устройстве и его дополнительных встроенных мультимедийных элементах, а не на самом повествовании.

В результате исследований было выявлено значительное количество совпадений. Детей отвлекают от повествования элементы интерактивности, заложенные в книге – и большую заинтересованность вызывает пользование самим устройством для чтения, чем история, которую передает книга.  Цифровые книги приводят к некоторому ухудшению внимания и снижению уровня восприятия содержания. Часть родителей охотно делегировали свои функции электронной книге, позволив ей вытеснить себя из общения, поскольку обсуждение прочитанного с ребенком вызывало у них затруднения. Хотя, по мнению исследователей, если ребенка невозможно заинтересовать никаким иным способом, хорошо, что существуют продвинутые электронные книги, которые могут помочь в решении этой проблемы.

Очевидно, что сейчас именно то время, когда создателям электронных книг следует тщательно подходить к отбору особенных черт книги, особенно когда они не имеют непосредственного отношения к повествованию. И хорошо было бы предусмотреть для родителей возможность настроить книгу таким образом, чтобы она отвечала их ожиданиям и давала возможность организовать чтение так, как они посчитают целесообразным. Необходимо подчеркнуть, что эти выводы были сделаны по результатам обследования только маленьких детей – и вполне возможно, что при исследовании детей следующей возрастной категории и старше, результаты будут несколько иными.

В этих школах есть ручки и бумага, вязальные спицы и глина - в общем, всё, кроме высоких технологий. Не видно ни одного экрана,  ни одного компьютера в классах, и школы не одобряют использование любых видов компьютерной техники для детей дома.

Прогресс  остановить невозможно, но родители должны уделять время своим детям, не зависимо от того, какой век за окном. Поэтому независимо от того, какую книгу читает родитель с ребенком: простую, продвинутую электронную или печатную – важно, чтобы с ребенком шло постоянное обсуждение.

Мнимая интерактивность

Что делает электронную книгу по-настоящему интерактивной? Существующие программные средства позволяют легко создавать интерактивные книги, однако желание как можно скорее представить новый продукт на рынке нередко приводит к снижению качества  и утрате смысла интерактивности.

Приложения, как правило, работают на программах iOS или Android. Электронные книги – это документы особого формата, такого, например, как открытый стандарт EPUB. Первоначально электронные книги работали на устройствах типа Kindle, обладая в плане интерактивности ограниченными возможностями. Эти устройства позволяли переворачивать страницы, увеличивать размер шрифта, выделять фрагменты текста. Однако даже эти ограниченные возможности  привлекли в читательскую аудиторию тех, кто не мог читать печатные книги.

Электронные книги можно разделить на простые и «продвинутые», например, использующие формат ePUB3 для iBooks (Apple), и KF8 для Kindle Fire (Amazon). Новый издательский стандарт, который используют продвинутые электронные книги, позволяет легко интегрировать видео, аудио и интерактивность.

Недавно компания Apple выпустила iBooks Author – бесплатный софт, позволяющий обладателям Макинтошей создавать кулинарные книги, учебники, книги по истории, альбомы. Adobe также выпустил программный продукт Digital Publishing Suite для платформ Android, iPad и Blackberry.

В то время, как  в большинстве существующих примеров интерактивность касается навигационных возможностей, настоящие интерактивные электронные книги позволяют взаимодействовать с содержанием и сюжетной линией, и поэтому каждый раз могут предложить что-то интересное .Настоящая интерактивность не может и не должна сводиться к анимации, построенной на реакциях на касание, или к перевертыванию страницы. Например, издатели нередко называют интерактивными книги, где, например, при касании изображения, запускается анимация летящей бабочки, или листьев, падающих на землю. Такая интерактивность, хотя и очень нравится детям, не добавляет ценности самой истории, а потому может считаться бессмысленной.

Однако высказываются и другие мнения. По существу они не оспаривают требования функциональной, образовательной значимости интерактивности, но настаивают на том, что право на существование имеют и иные цифровые версии книг, особенно любимых. С этим утверждением нет смысла спорить, однако эти «иные версии» не следует классифицировать как интерактивные.

Широко известный с спор идет вокруг книги «Алиса в стране чудес» (Alice in Wonderland), выпущенной несколько лет назад в виде приложения для iPad. Появившись на рынке одной из первых, эта книга имела феноменальный успех, и реакции  на касание экрана приводили читателей в восторг. Можно было заставить Алису вырасти на глазах, можно было бросать пирожки в Королеву и смотреть, как они отскакивают и т.д. Однако, отойдя от первых восторгов, следует признать, что, если книга не использует интерактивность для расширения читательского опыта и знаний, она не может относиться к категории интерактивных. Эта книга «Алиса в стране чудес» оставалась в списке наиболее продаваемых электронных книг на протяжении 2010 -2011 годов, но отнести их к настоящим интерактивным электронным изданиям нельзя.

-2

Сейчас интерактивные  книги это – не просто анимация, запускающаяся по касанию экрана. Они способны, используя набор  возможностей цифрового устройства, увлечь читателя, украсить и обогатить время, проведенное за чтением. Осознанное использование интерактивности  создает веселую и увлекательную обучающую среду. Разумное использование инфографики, анимации, документального видео и фото – эта книга являет собой прекрасный пример того, что должно быть подготовлено для будущего цифрового книгопечатания.

В книге  «Крокодил Тимор» (Timor the Alligator) дети участвуют в истории про крокодила, который не любил чистить зубы. Выбирая зубную пасту и помогая крокодилу чистить зубы, дети понимают, что чистка зубов способствует  поддержанию чистого рта. Книга ориентирована на детей от 1 года до 4 лет. Без элементов интерактивности дети не смогли бы увидеть, как в процессе чистки зубы становятся белыми. Именно эта  возможность является существенным образовательным качеством этой книги.

-3