Найти тему

Человек-оркестр в контенте. Почему это не работает?

Взгляните на картинку. Примерно так метафорически можно изобразить состояние мозга сотрудника, только что написавшего контент-план на три месяца, медиаплан на год, придумавшего правильный tone of voice для всех каналов коммуникации, создавшего роадмэп по паре проектов, составившего контентную матрицу для всех ваших медиа, поставившего в Битриксе задачи всем своим сотрудникам на месяц вперед, а заодно проходящего за свои кровные обучение на курсе "SQL для анализа данных", и которому сегодня предстоит написать три крутые статьи на Дзен, два продающих поста в ВК, три имиджевых публикации в Нельзяграм, самостоятельно задизайнить иллюстрации ко всему этому, снять и смонтировать десять рилсов, взять 2 интервью с экспертами, сделать 100 seo-описаний для 100 категорий товаров, включая "ершики туалетные". При этом он умеет делать иллюстрации в Фигме, пилить сайты на Тильде, у него есть знакомые прикормленные блогеры, работающие в 200 разных тематиках - от кутюрной одежки до преимуществ китайских шуруповертов, работающих на солнечных батарейках. Этот человек имеет связи в федеральных СМИ, друзей на ТВ-каналах, пил на брудершафт с главными телеграмовскими инфлюэнсерами, знает на зубок законодательные акты о СМИ и рекламе, уровень английского такой, что он может писать на нем романы, стихи и диссертации. А еще этот человечище сам немного кодит - не зря же курсы проходил, записывает подкасты, любит путешествовать, занимается спортом, содержит приют для животных, у него/нее трое детей, воспитывающихся по методике Монтессори с 0 лет. Ну и еще он/она уже научились быть накоротке с Миджорней и ЧатГПТ - и когда только успели?

Что сказать, как в одной не очень известной песне поется - "это не человек - это тринитротолуол".

Если вы тоже работаете в области контента, маркетинга, PR и т.п., то сейчас грустно смеетесь вместе со мной. А если нет, то возможно, не поняли, про что этот набор непонятных слов.

Может быть, вы даже являетесь владельцем большого или среднего бизнеса в реальном секторе экономики - производите лекарства или продукты, или одежду. Но, пока вы недоумеваете, читая мой текст, ваши специалисты по персоналу ищут именно такого многорукого Шиву, потому что это сейчас супер-тренд на рынке труда, поскольку, как говорят в кулуарах - владельцы бизнесов решили начать экономить на сотрудниках на всякий случай - вдруг впереди настоящий кризис, а копеечка любит счет. Вот и вы поставили своим эйчарам задачу сэкономить. Но тут, боюсь, история будет не про то, что копейка рубль бережет, а про скупого, который платит дважды.

Объясню, почему.

Как много среди ваших знакомых людей, которые могут похвастать тем, что серьезно преуспели в различных видах деятельности? Знаете ли вы человека, который может приготовить чизкейк лучше шефа пятизвездочного ресторана, сошьет джинсы круче, чем это сделает levi's, построит дом, который восхитит заправского архитектора, одновременно будет глубоко и широко эрудирован в вопросах истории философии, а еще он рисует пейзажи в стиле гиперреализма - картины участвуют в выставках и хорошо продаются, да плюс еще и сможет сыграть "Турецкий марш" на концертном фортепиано так, что ваша кожа покроется мурашками от восторга. И все это - только хобби! На самом деле наш умелец или умелица - директор по продажам или руководитель отдела контроля качества.

Конечно же, вы никаких таких людей не знаете, да и я тоже. А все почему? Потому, что для того, чтобы овладеть любым из этих умений, нужны годы на изучение теории и практику. Ну, допустим, для некоторых навыков нужны не годы, но все равно достаточно продолжительное время.

А теперь представьте себе, что вы решили повысить узнаваемость компании, улучшить или создать с нуля ее имидж с помощью собственного бренд-медиа. Которое возможно, если будет популярным, станет еще и дополнительным каналом продаж.

Например - вы новая российская марка одежды, которая собирается развиваться (или уже хорошо развивается) в среднем ценовом сегменте по модели фаст-фешн. И собираетесь занять нишу ушедших некоторых там гигантов индустрии.

И ангел на одном плече говорит вам - наймите главного редактора (или можете назвать его шеф-редактором, или руководителем проекта), журналисты, иллюстраторы, фотографы, корректор - этих можно на аутсорсе, даже дизайнер, который будет создавать макеты статей и главной страницы вашего медиа, а также фронтенд, который переведет макеты в код так, чтобы все правильно отображалось и хорошо работало - тоже могут быть на аутсорсе, а еще придумайте, где и как ваши потенциальные клиенты это СМИ увидят, узнают о нем, и не один раз, а как-нибудь постоянно, потому что интернеты переполнены информацией и любое информационное сообщение от нераскрученного медиа надо продвигать, иначе его никто не увидит.

А на другом плече у вас сидит демон и нашептывает - нет, возьмите контентщика, который будет всеми этими людьми сразу - пусть еще и сам изучит аудиторию вместо маркетолога, который занят таргетом и контекстом, придумает контент-план, сам все напишет, сам найдет спикеров, сам проводит интервью, сам снимает видео, сам делает иллюстрации, сам проверяет самим же собою написанные тексты, сам ваяет иллюстрации и делает фото, а что до верстки - у вас в админке есть же вкладка статьи - пусть ковыряется в HTML, а еще пусть сам думает, как это медиа раскрутить... и тссс... это еще не все - раз он все может, пусть еще ведет соцсети и пишет тексты по заказу из отдела маркетинга, вот это будет сказка.

В первом случае (с ангелом) у вас есть шанс получить качественный продукт, который со временем станет передней границей вашей коммуникации с аудиторией, через него вы будете доносить вашу ценность, стиль, ваши идеи и ДНК бренда. Если такое-бренд-медиа будет популярным, то оно начнет с завидной регулярностью приносить вам в клювике новых клиентов и даже адептов, обожающих именно ваш продукт. Кстати, такое бренд-медиа можно организовать на базе разных платформ - раздел вашего сайта или отдельный сайт, определенная социальная сеть, наиболее подходящая для вашей ЦА, или даже Дзен.

А если послушаете нашего демона, то, возможно, ваш сотрудник справится, потому что я, например, в таких ситуациях справлялась)), и создаст нечто среднего качества, наверное, даже с хорошим визуалом, если у сотрудника есть насмотренность, вкус и упорство в изучении различных редакторов для создания картинок типа ушедшей Канвы, а также умение хитро выкрутиться из рамок вашей админки и из вна создать читабельную верстку. И соцсети будут приличные или даже неплохие. И тексты для маркетинга нормальные, и тексты в бренд-медиа - нормальные. Только сотрудник ваш будет замотан, перед глазами у него будут плыть тексты, в которых он все равно пропустит опечатку, а про ваше медиа никто не узнает. Никогда. Потому что сколько ни старайся, ты или прошаренный руководитель медиа, потративший годы на оттачивание определенных навыков, или крутой корректор, или отличный дизайнер. И, повторюсь, если вы еще не выделили денег на раскрутку, то этот средний приличный уровень будете лицезреть, в основном, только вы лично.

Возвратимся к истории про копеечку и платить дважды. Нет, вы не будете платить дважды - вы будете платить ежемесячно и впустую. Никакого прорыва к людям через медиа не случится, о чем я уже говорила. Результат всей этой деятельности случится такой - ровный ноль.

Вспомните вообще любые крутые проекты из любой сферы, которыми лично вы восхищаетесь, - их делала или делает куча людей под руководством кого-то очень грамотного. Чтобы это узнать, достаточно нажать кнопку "наша команда" или "о проекте".

Если у вас реально нет денег на все это благолепие, то лучше наймите двух-трех узких и хороших специалистов на самые важные задачи, например, на обеспечение маркетинговой деятельности - директора по маркетингу, таргетолога, дизайнера, текстовика-затейника на аутсорсе.

А если ресурсы есть, но давит жаба, то, скорее всего, вы просто не верите в пользу проекта, который хотите затеять, и решили его сделать только потому, что у всех в вашей сфере есть такой, и как-то не солидно не иметь. Но это глупости - если вы считаете, что проект не принесет пользы вашему бизнесу, не начинайте только потому, что у других такое есть.

Пример с бренд-медиа можно заменить чем угодно другим - крутым каналом на ютубе с классным контентом, супер-пупер социальными сетями, серией подкастов и т.п.

Итог: все хорошее и полезное в плане контента для вашего бизнеса делается командами профессионалов. А один в поле не воин.

Кстати, пишу это и удивляюсь, как наша контентная индустрия дошла до жизни такой, что подобные вещи приходится объяснять? Это отдельный и интересный вопрос, на который я когда-нибудь тоже попытаюсь ответить, есть определенные подозрения, как так вышло.

Но вам, собственникам бизнеса, хочу пожелать удачи в наше непростое время, понимаю, что вам сейчас приходится нелегко, но все-таки - не ведитесь на обманные тренды по поводу людей-оркестров. Только деньги зря потеряете. И будете все время недовольны человеком, который работает за десятерых и выбивается из сил.

Зачем вам так сильно портить себе карму? Совершенно незачем.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц