Найти тему

Интервью с сэнсэем Ки-Айкидо Кристофером Куртисом из Гавайев: Ки и Синити Судзуки на Гавайях. Часть 1

О-сэнсэй во время демонстрации на Гавайях. 1961 год
О-сэнсэй во время демонстрации на Гавайях. 1961 год

Кристофер Куртис впервые столкнулся с айкидо во время встречи с Ёсимицу Ямада в составе театральной труппы. Позже, участвуя в трехлетнем ретрите по медитации, он нашел своего инструктора Синити Судзуки и быстро присоединился к Додзё Айкидо на Мауи. Оставаясь с Судзуки, Куртис имел возможность тренироваться в Японии в Ки-Айкидо/ Хомбу Общества Ки с Коити Тохэем и Ивао Тамурой. В 1998 году Тохэй назначил его главным инструктором Гавайской федерации Ки. Сегодня Куртис уделил немного времени, чтобы рассказать о своем невероятном путешествии по айкидо, встречах с Коити Тохэй, личных отношениях с Судзуки и истории айкидо на Гавайских островах. Все изображения предоставлены Кристофером Куртисом.

«Боевые искусства вчера, сегодня и завтра» (далее «БИВСЗ»: Здравствуйте и добро пожаловать, Сэнсэй Куртис! Спасибо, что присоединились к нам, чтобы поговорить о гавайском айкидо!

Кристофер Куртис: Спасибо, что пригласили меня. Жду нашего разговора!

БИВСЗ: Впервые вы познакомились с айкидо во время случайной встречи с Ёсимицу Ямада. Как и когда вы нашли Ямаду и какова была ваша первая реакция на айкидо?

К.К.: Эта встреча произошла весной 1969 года. В то время я был профессиональным актером и работал в «Открытом театре» Джозефа Чайкина в Нью-Йорке. Мы работали над оригинальной постановкой пьесы Жана-Клода ван Итали, и она включала в себя несколько очень сложных последовательностей движений. Мистеру Чайкину пришла в голову идея пригласить Сенсея Ёсимицу Ямаду. чтобы помочь нам с этими движениями. В то время Сэнсэй Коити Тохэй был главным инструктором Айкикай Хомбу в Японии, поэтому Сэнсэй Ямада был его непосредственным учеником. В тот день Сэнсэй Ямада поделился с нами многими принципами объединения и расслабления в движении Сэнсэя Тохэй. Это учение было уникальным, совершенно новым для меня и чрезвычайно полезным. Я был одним из основателей Калифорнийского Шекспировского Фестиваля и, помимо актерского мастерства, был главным хореографом на рапирах, шпаге, рапире и кинжале, мече и баклере, а также последовательности с палашом, требуемых в пьесах Шекспира. Я научился пользоваться этим оружием в Университете Карнеги-Меллона, а также танцам, общему сценическому движению и присутствию, поэтому эта идея полного расслабления в движении произвела на меня глубокое впечатление. Помню, в то время я недоумевал, как это возможно, что это понимание не было частью обычной учебной программы ни в одном университете.

БИВСЗ: Позже вы отправились на трехлетний медитативное затворничество, которое, казалось, послужило катализатором для вас, чтобы в конечном итоге встретиться с Синити Судзуки и переехать на Мауи. Не могли бы вы рассказать нам, как вы встретились с Синити Судзуки и переехали на Мауи?

К.К.: Что изначально побудило меня стать профессиональным актером, так это мое стремление с юных лет понять более глубокие мотивы человека как такового. Почему мы позволяем предпочтениям и отвращениям так тотально господствовать в нашей жизни, которые являются источником всех страданий, если мы не любим страданий? Мое время в медитативном ретрите, естественно, затронуло этот вопрос. Однако, если мне не суждено было провести остаток своей жизни монахом, мне нужно было найти способ практиковать то, чему я научился, гораздо более практичным, повседневным способом. В то время я спросил своего учителя медитации, и он посоветовал мне найти какое-нибудь «боевое искусство, основанное на дзен», чтобы практиковать его.

К 1974 году я женился и переехал на остров Мауи. Однажды вечером я пошел в местный буддийский храм Хунванджи, чтобы послушать речь тибетского учителя. После этого я пошел за кулисы, чтобы поблагодарить его. Местный буддийский священник заговорил со мной, спросив, интересуюсь ли я практикой буддизма. Я ответил утвердительно, но на самом деле я искал «боевое искусство, основанное на дзэн». В этот момент я все еще не связывал это каким-либо образом с тем, что я узнал об учении Сэнсэя Тохея через Сэнсэя Ямада. Священник сразу сказал мне: «Тогда ты в правильном месте. Чуть дальше по улице в городе Вайлуку находится Додзё Айкидо Мауи, и инструктор там, Сэнсэй Синити Судзуки, оказался лучшим парнем в мире за пределами Японии.

На следующий день я записался. Сэнсэй Судзуки тогда все еще тренировался с Сэнсэем Тохэем в Японии, поэтому первые шесть месяцев моего обучения айкидо я тренировался с одним из помощников сэнсэя. Осенью 1974 года Сэнсэй Судзуки вернулся в Додзё Айкидо Мауи. Мое первое занятие с Синити Судзуки было совершенно неожиданным. К тому времени я уже кое-что читал об этом относительно малоизвестном искусстве айкидо и представлял себе, что моим учителем будет довольно тихий человек небольшого роста, уединенный и очень «одухотворенный», с любящим взглядом, который пробудит меня к тайнам вселенной. Вместо этого Сэнсэй ступил на коврик с громким «Привет, ребята!» и схватил боккэн и загнал нас в угол, крича на нас, что мы недостаточно серьезно относимся к жизни. «Это синкэн сёбу, обучение жизни и смерти! Вы должны полностью присутствовать в каждый момент!» Неудивительно, что прозвище Сэнсэя в штаб-квартире в Японии было «Громовые Губы».

Я был с Сэнсэем Судзуки с 1974 года до его ухода из жизни в 2009 году. Большую часть этих лет я активно был его отомо – скромным помощником. Конечно, можно рассказать много сказок. Если кому-то интересно, многие из этих историй и многое другое о характере этого великого учителя включены в одну из моих книг, доступных на Amazon «Отомо: путешествие».

Сэнсэй Синити Судзуки с Сэнсэем Куртисом. В 2005 году Сэнсэй Судзуки получает Премию за Прижизненные Заслуги от Японского Культурного Общества Гавайев.
Сэнсэй Синити Судзуки с Сэнсэем Куртисом. В 2005 году Сэнсэй Судзуки получает Премию за Прижизненные Заслуги от Японского Культурного Общества Гавайев.

БИВСЗ: Интересное начало! Как бы вы описали тренировки, которые вы прошли, когда впервые начали заниматься Ки-Айкидо? Как вы видите изменение и развитие Ки-Айкидо до сегодняшнего дня?

КК: По моему личному опыту, наиболее заметным изменением стал отказ от веры в то, что если мы хотим пробудиться к тайнам, которые эта вселенная может нам предложить, мы должны страдать. В то время, когда айкидо становилось боевым искусством в Японии, до, во время и после Второй мировой войны, такое понимание все еще было широко распространено во всем мире. В некоторых странах мы медленно выходим за рамки этого, хотя во многих эта местническая идея сохраняется. К сожалению, в основном в мире боевых искусств и даже в большей части айкидо, как его преподают и практикуют сегодня, такое отношение преобладает.

Вдоль этой линии, в последние годы обучения как Сэнсэя Тохэя, так и Сэнсэя Судзуки, произошла четкая эволюция от довольно жесткого и требовательного подхода к практике к гораздо более мягкому, более расслабленному и гораздо более глубокому подходу. Часть этого изменения была необходима просто для того, чтобы соответствовать изменениям, происходящим в окружающем нас мире. Если бы мы попытались управлять додзё сегодня так же, как это было в первые дни айкидо, никто бы не пришел тренироваться с нами. Тем не менее, в мы Додзё Сюнсинкан на Мауи придерживаемся очень традиционного подхода к обучению.

БИВСЗ: Вы также работали в театре, отвечая за постановку боев на мечах. Как этот опыт помог вам в обучении Ки-Айкидо и наоборот?

К.К.: Честно говоря, когда я впервые пришел заниматься айкидо, мне казалось, что у меня есть четкое представление об использовании холодного оружия и обращении с ним. Потребовалось всего несколько месяцев занятий боккэном, танто и дзё с Сэнсэем Судзуки и Сэнсэем Тохэем, чтобы понять, насколько я был не осведомлён о какой-либо реальной связи с такого рода практикой.

Основополагающим принципом, которому учил Сэнсэй Коити Тохэй, всегда было «разум ведет тело». В одном из прошлых интервью кто-то однажды спросил меня: «Изменилось ли ваше восприятие айкидо за те годы, что вы занимаетесь айкидо?» Я ответил: «Конечно. Сначала я думал, что речь идет о движении тела. Тогда я увидел это как движение ума. Теперь я не могу обнаружить разницу».

Сэнсэй Куртис на семинаре, посвященном 80-летию Сэнсэя Судзуки, в старом Додзё на Мауи  в 1997 году.
Сэнсэй Куртис на семинаре, посвященном 80-летию Сэнсэя Судзуки, в старом Додзё на Мауи в 1997 году.

БИВСЗ: Имея это в виду, насколько ваше понимание западного оружия и его механики отличалось от того, чему Судзуки и Тохэй учили вас о японском оружии? Действительно ли не было совпадения между двумя наборами культурного оружия, которое в конечном итоге заставило вас заново учиться пользоваться оружием?

КК: Это очень хороший вопрос. В моих тренировках с Сэнсэем Судзуки я не обнаружил принципиальной разницы между использованием западного оружия и восточного оружия. В тренировке с любым оружием, как и с любым другим навыком, мы начинаем с изучения формы. Как только мы постигаем и совершенствуем, мы часто думаем, что достигли мастерства. Однако ничто не может быть дальше от истины. На самом деле думать о себе таким образом — своего рода барьер на пути к мастерству. В качестве примера позвольте мне рассказать историю из моей книги «Отомо: путешествие», которая, как мне кажется, иллюстрирует этот момент.

В середине моих тренировок с Сэнсэем Судзуки мы встречались в додзё каждый день в 17:00. Обычные занятия начинались в 19:00, что давало нам больше часа, чтобы попрактиковаться вместе до того, как пришли другие. В течение этих лет Сэнсэй Судзуки практиковал со мной удары боккэном (деревянный тренировочный меч) каждый день перед зеркалом в старом додзё. Это был всего лишь один очень простой прямой удар из положения «дзёдан» в положение «тюдан». Ничего особенного. Сначала он рубил, потом я рубил, и по мере того, как это прогрессировало, уровень моего мастерства, естественно, становился все лучше и лучше, и лучше в ударах. Всего через пару лет я почувствовал, что понимаю, что на самом деле означает легко держать боккэн, как будто держишь всю вселенную в своих руках. Я упорно работал над тем, чтобы найти центральную точку на шкале рубки с какой-то дикой силой, а затем рубки с точным контролем. Мне казалось, что я все ближе и ближе подхожу к этому центру, к этому идеально сбалансированному удару, и, казалось бы, бесконечные повторения должны были приблизить меня к иллюзорной точке совершенства, сколько бы лет на это ни ушло. Тем не менее, он постоянно говорил мне: «Нет, это все еще неправильный удар. Ты должен отказаться от желания рубить правильно». Несмотря на эту инструкцию, «правильный удар» оставался моей навязчивой идеей, и я был убежден, что правильный удар должен лежать прямо в этой средней точке на шкале слишком большой свободы на одном конце и слишком большого контроля на другом. Я безжалостно цеплялся за эту мысль, как утопающий за спасательный плот.

Когда другие видели, как я рубил в те дни, они часто отмечали, насколько я стал хорошим экспертом. Это меня, конечно, очень порадовало. Но мой учитель только продолжал говорить: «Нет, это не так!» Я начал немного смущаться. Я не мог понять, что, черт возьми, происходит, потому что, насколько я мог судить, у меня получалось очень хорошо рубить боккэном, все ближе и ближе приближаясь к совершенству. И все же Сэнсэй Судзуки сказал: «Нет! Вы ВООБЩЕ не понимаете!» Это совсем не: «Вы почти у цели! У тебя почти получилось. Продолжать идти." Вы знаете, поощрение. Ничего подобного не было. Он сказал, что я «совсем не понял», что я совершенно не понял сути. Можешь представить? Это было для меня большой загадкой.

Этот процесс, всегда включающий дневные занятия в додзё с Сэнсэем, продолжался примерно пятнадцать лет. И он постоянно повторял после каждой моей специализированной практики одиночного удара: «Нет, это не то. Пожалуйста, откажись от желания рубить. Руби снова». Как вы можете себе представить, после этого длительного периода времени я начал чувствовать себя немного обескураженным. Что он имел в виду? «Откажитесь от желания рубить». Конечно, я мог слышать, что он как бы говорил мне, что я должен как-то отказаться от акта выполнения удара правильно, но разве не этим мы так навязчиво занимались, правильно рубя?! Да ладно, чувак, невозможно желать и то и другое одновременно! Или возможно?

Наконец, я помню, как однажды утром в среду я проснулся, чувствуя себя очень подавленным из-за того, что все это упражнение, как мне казалось, было бесполезным. Некоторое время были какие-то проскальзывания. Моя цель достичь этого «одного верного удара» становилась немного расплывчатой, более четко не обозначенной как определенная цель.

В тот день, когда я сидя исполнял свою раннюю утреннюю медитацию, я начал все больше и больше злиться на своего учителя. Почему он не видел, как сильно я нуждался в поддержке, которую он, казалось, так свободно изливал на всех своих учеников? По мере того, как день шел, я обнаружил, что мой гнев растет, и мне казалось, что его невозможно отпустить. В какой-то момент я даже решил просто остаться дома в тот день и забыть обо всем этом. Конечно, после всех этих лет упорных усилий, вместе с присущим мне глубоким уважением к моему учителю, я не мог заставить себя сделать это. Итак, я отправился в додзё в назначенный час. Когда я ехал в додзё в тот день, я начал замечать изменения в своих эмоциях. Чем ближе я подходил к додзе, тем больше я начинал чувствовать, что вся эта затея с рубкой просто безнадежна, и что мне действительно больше нечего было узнать об ударах боккэном. Это осознание как-то дало мне лишь мимолетный взгляд на таинственное чувство или осознание чего-то внутри где-то, рвущегося наружу. Я не знал, что это было, но это было во мне, оно было живым и сильным.

Я прибыл в додзё в состоянии ума, полностью лишенном надежды или обещания любого рода. Я знал, что отказался от своей цели. Знание этого не угнетало меня, не вызывало у меня каких-либо особых чувств. Это было похоже на то, что я был в своего рода «между» эмоциональным состоянием.

Я переоделась в свое тренировочное ги и, совершенно лишенный каких-либо особых чувств, встретил Сэнсэя Судзуки на татами, поклонился в знак приветствия и взял боккэн. Повернувшись к зеркалу вместо того, чтобы ждать, пока он задаст темп, рубя первым, я просто ударил полностью, всего один раз. Сэнсэй Судзуки воскликнул: «Это он! Теперь ударь так снова». Самодовольно, я ударил снова, повторяя то, что, как мне казалось, было точно таким же ударом. — «Нет! Не то». Шок от его положительного ответа на первую версию вызвал во мне такую ​​самодовольную эмоциональную загрузку, что вторая версия была переполнена моей гордостью за достижения. Во мне вдруг чудесным образом возродилось навязчиво-отчаянное желание добиться! Таким образом, естественно, это было не «это».

После этого уникального события в моей тренировочной жизни мы продолжали еще примерно четыре или пять лет таких встреч, как и прежде. Однако теперь, когда истинное понимание и оценка того, что пробудил во мне мой учитель, все глубже и глубже погружались в мой разум и тело, он все чаще и чаще говорил: «Да, конечно. Вы понимаете». Затем, наконец, однажды Сэнсэй Судзуки просто кивнул и сказал мне: «Хорошо, теперь вы знаете. Теперь с моего благословения ты можешь преподавать боккэн в любое время любому».

Мастерству обращения с оружием нельзя научить. Это полностью зависит от ученика. Конечно, этому помогает наличие учителя с большим терпением!

В первом ряду, начиная с восьмого слева, Такаси Нонака, Судзуки, Юкисо Ямамото (в то время старший инструктор на Гавайях) и Ёсимицу Ямада. Всегавайский семинар инструкторов на острове Кауаи в 1966 году
В первом ряду, начиная с восьмого слева, Такаси Нонака, Судзуки, Юкисо Ямамото (в то время старший инструктор на Гавайях) и Ёсимицу Ямада. Всегавайский семинар инструкторов на острове Кауаи в 1966 году

Продолжение следует!

По вопросам сотрудничества и занятий обращайтесь:
E-mail: kiaikidoeurope@gmail.com
Тел./ WhatsApp: +79913879291
kiaikido.life/
vk.com/eerkaf и vk.com/kiaikidodojo
Телеграм: 
t.me/EERKAF