Найти тему

Какую политику вели китайские ваны в эпоху Троецарствия

Пала династия Хань. Роль военных усилилась и теперь они "рулили парадом". Это привело к разделению, некогда единой, империи на 3 части. В их главе стояли милитаризированные правители, готовые доказывать своё величие силой своих армий. В этой статье пойдёт речь о периоде Троецарствия и о политике, которую проводили ваны.

Отрывок из фильма "Битва у красной скалы 2". https://games.mail.ru/pc/amp/news/my_vybrali_luchshie_epohi_dlja_sledujuschej_total_war/
Отрывок из фильма "Битва у красной скалы 2". https://games.mail.ru/pc/amp/news/my_vybrali_luchshie_epohi_dlja_sledujuschej_total_war/

Содержание

1) Троецарствие

1.1) Политика государств

2) Империя Цзинь

2.1) Политика Цзинь

3) Итоги

Троецарствие

После свержения Западной Хань Китай вступил в период Троецарствия (220-265/280 гг.). Само это время - эпизод, включённый в эпоху “Шести династий” (220-589 гг.), что жители Поднебесной ощущали на себе вплоть до династии Суй ((581-618 гг.). Китай разделился на 3 части, противостоящие друг другу и окружению - северное Вэй, вобравшее в себя основную часть государства Хань, (столица - Лоян), которым правил Цао Пи, сын Цао Цао; юго-западный Шу во главе с Лю Бэем, объявившим династию Шу Хань (Чэнду) и юго-восточный Дун-У под предводительством Сунь Чжуань (Цзянье, совр. Нанкин). Правители этих политических объединений выдвинулись в ходе подавления восстания “Жёлтых повязок”. Лю Бэй имел отдалённые родственные связи с бывшим правящим родом. Это и определило название его царства.

https://www.muzbiblioteka.ru/pedagogika/epoha-troecarstviya-v-kitae-kratko-troecarstvie-kitai.html
https://www.muzbiblioteka.ru/pedagogika/epoha-troecarstviya-v-kitae-kratko-troecarstvie-kitai.html

Политика государств

Все 3 царства придерживались экспансионистских взглядов, и их взгляд устремился наружу. Военная функция вышла на передние ряды. Шу поглядывало на тибето-бирманцев. После завершения их кампании Лю Бэй основал область Юньнань. Сунь Чжуань наступал на вьетов (народ, живущий в совр. Вьетнаме). Сложнее обстояли дела у Цао Пи. Ему противостояли северные кочевые народы.

Для реализации планов по заселению земель правители государств создавали государственные военные поселения (тунь тянь), располагающиеся на расстоянии 2,5 км друг от друга. В каждое такое поселение отправляли около 60 солдат, вынужденных заниматься сельским хозяйством, чтобы они снабжали войска. Таких дворов в Вэй было до 80%.

Кроме того местное население также привлекалось к этим работам. Им выделяли от 0,46 до 1,15 гектаров земли, давали скот, но за это обязывали отдавать половину урожая, участвовать в караульной службе и участвовать в ополчении. Не все хотели существовать в рамках таких условий, потому власть имущие оказались вынуждены дополнительно к этому принуждать силовыми методами. Кроме того, из таких поселений можно было легко мобилизовать людей для войны.

Подобная милитаризация вылилась в некий рыцарский романтизм среди образованных жителей, что имел место в период Чуньцю (Период Вёсен и Осеней) в VII-VI вв. Для вассалов стала играть важную роль идея верности до смерти своему сюзерену. Возродились рыцарская этика, боевое братство, аристократизм. До этого солдатское ремесло не сильно почиталось, ведь в основном войска в случае конфликтов набирались, в основном из числа маргиналов. Управляли солдатами тоже зачастую не самые образованные (по конфуцианской системе) личности. Подобная военизированность немного сдерживалась конфуцианством, что в итоге привело к её некоторому успокоению.

Вэй начало пробовать реализовать систему наделов (чжань тянь), но противостоять сильным домам, присвоившим себе даже поступление налогов, далеко не всегда получалось. Чтобы это изменить, правитель внедрил новый процесс подбора кандидатов в чиновники. Отбирал их специальный человек, присваивая им одну из девяти “деревенских категорий”. Те, кто проходил этот “конкурс” вступал в ряды госслужащих и повышал свой ранг посредством переаттестаций. Существовала отдельная, давно существующая, категория чиновников-учёных (ши), по прежнему пользовавшихся большим уважением и являвшихся элитой, формирующей общественное мнение по многим вопросам.

Они получали участки от правительства. Эти земли шли в комплекте с крестьянами, занимающимися обеспечением госслужащего. Его дети были свободны от налогов. Что касается Вэй, его последующие ваны не отличались крупным опытом и способностями к управлению, будучи совсем молодыми. Ими не гнушались манипулировать генералы. Для некоторых это было заметно и эти некоторые увидели в том шанс, чтобы усилиться.

Добавьте описание
Добавьте описание

Империя Цзинь

Следующая династия, выдвинувшаяся в армии Вэй носила название Цзинь. Шу было захвачено командующим армией этого царства. В 265 году сын захватчика, 29-летний генерал Сыма Янь (Цзинь У-ди),  с помощью официального ритуала отречения, забрал власть у марионеточного царя Цао Хуана (внук Цао Пи - Юань-ди). Причина этого была весьма тривиальна - правители областей преследовали свои интересы, и навязывали свою волю правительству, что её, естественно, не усиливало. Вокруг побеждённого вана собралась клика евнухов, не способная организовать безопасность государства, чем и воспользовались завоеватели.

Повторения такой судьбы Сыма Янь себе не желал. Быть марионеткой в чужих руках никак не входило в его планы. Кроме того, он знал, что правитель соседнего государства У совсем не в “белом списке” у Неба, готовившегося забрать у него свой мандат. Дело в том, что он был крайне жестоким и заслужил ненависть среди простого люда. Этим и воспользовался Цзинь У-ди, когда вошёл в столицу Цзянье. Местное население с радостью встретило вторженца и воцариться в этих краях не стоило большого труда.

Сам же окончательный захват происходил с помощью хитрости в 280 году. Цзиньские солдаты передвигались по реке, встретив на пути железные цепи, не дающие им пройти. Тогда в ту сторону войска направили подожжённые просмоленные плоты. Огонь расплавил цепи и водная дорога открылась. Войска наступавших смогли довольно легко победить в сражениях. Так правитель смог объединить Китай на какое-то время.

Завоевание Цзянье
Завоевание Цзянье

Политика Цзинь

Сыма Янь принялся приводить в порядок царство. Он реализовал всё то, что пытались ввести прежде, а именно - надельную систему, государственные поселения, кои включали в себя 4⁄5 жителей, облагающихся налогами. Хотя везде он это внедрить не успел. Однако теперь крестьяне перестали быть воинами, что сводило на нет новый расцвет рыцарского романтизма. Что касается, чжань тянь, то земледельцам мужчинам полагалось 3,22 га земли, а женщинам 1,38 га при условии выплаты всех податей. И это только то, что доставались лично им. Государство поручало паре обработку отдельно 4,46 гектаров земли, плоды которой шли в счёт царства.

Немного позднее крестьяне имели возможность обрабатывать ещё больше участков, если они предназначались для тутовых деревьев, конопли и так далее. На подростков выделялась дополнительная земля. За это хозяева платили царству зерно, шёлк или другую ткань, а также отрабатывали трудовую повинность в пользу страны. Госслужащие же, в соответствии со своим рангом, получали от 46 до 230 гектар и прилагающихся к ней 50 крестьянских дворов, свободных от тягла в пользу империи.

Государство восстанавливалось, шло активное восстановление ирригации, снова построены “амбары постоянного равновесия”, что приводило к росту численности населения. К 280 году оно составляло 16 млн. человек. И это при том, что заброшенных полей было огромное множество. Было одно важное решение, что позже запустило маховик тяжелейших для государства событий. Сыма Янь, согласно традиции, выделил 20 регионов своим родственникам, наделив их правами ванов.

Пока он сам находился у власти всё шло более-менее сносно. Но стоило ему умереть в 290 году и вся эта могучая сила, имеющая собственные армии (буцюй), из числа своей клиентеллы, устроила такой “бум”, что правительство не смогло ничего им противопоставить довольно долго, учитывая, что большим могуществом она само не обладала. Самые могущественные уделы включали в себя 30 тыс. дворов и войска в количестве 15 тыс. человек. Самые малые - 5 тыс. и 1,5 тыс, соответственно. Наступил этап “мятежа восьми ванов”, продлившийся 15 лет. Кочевые народы нередко использовались царьками и момент, когда над ними будет утерян контроль стоял совсем не за горами.

Цзинь У-Ди (Сыма Янь). https://ru.wikipedia.org/wiki/У-ди_(Западная_Цзинь)#/media/Файл:Jin_Wu_Di.jpg
Цзинь У-Ди (Сыма Янь). https://ru.wikipedia.org/wiki/У-ди_(Западная_Цзинь)#/media/Файл:Jin_Wu_Di.jpg

Итоги

С завоеванием Дун-У и Шу-Хань империей Дзинь закончился небольшой период Троецарствия. Этому посвящён роман, написанный аж в XIV веке. Он романтизировано рассказывал про великих деятелей этого времени, например, Чжугэ Ляна или Гуань Юя, даже ставшего впоследствии объектом для поклонения. Много в этом произведении вымысла, но всё же он отражает события этих времён. Времена его окончания, а именно, правления Сыма Яня, можно считать хорошими временами на фоне всей обстановки. Людям полагалось достаточно земли, от того большой проблемы с голодом и порядком не наблюдалось. Однако трудности для Поднебесной ещё не закончились. Но это уже совсем другая история.

Как вы считаете, что помогло Сыма Яню основать новую династию и объединить Китай? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь! Благодаря Вам канал развивается! Спасибо за внимание!