В зависимости от уровня рассмотрения методологию понимают по-разному. В широком смысле ее трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Согласно другому, тоже широкому, определению - это учение о методе научного познания и преобразования мира. В современной литературе идет речь, прежде всего о методологии научного познания, которую понимают как учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности. Нечеткость представлений о методологии порождается прямым переносом то одного, то другого из этих определений на педагогическую действительность без учета особенностей педагогической науки.
Э. Г. Юдин выделил четыре уровня методологии.
Высший уровень — философская методология, которую составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания.
Общенаучная методология — это второй уровень, представляющий собой общенаучные концепции, воздействующие на многие научные дисциплины, например, системный, синергетический и другие подходы.
Третий уровень — конкретно-научная методология, т.е. совокупность подходов, принципов, процедур, применяемых в конкретной научной дисциплине.
Четвертый уровень методологии представляют методика и техника исследования. Это набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его обработку, после которой он может включаться в массив знания, которое является высокоспециализированным методологическим знанием.
Все уровни взаимосвязаны и образуют сложную систему, при этом философский уровень выступает как база, основание всякого методологического знания.
В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.
Методы педагогического исследования в отличие от методологии - это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические и статистические методы.
Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.
Методы педагогики — это методы исследования, которые служат для исследования научнопедагогических задач.
Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.
1. Метод наблюдения. Смысл метода наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем. При всех своих возможностях методы наблюдения имеют один недостаток: при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны.
Существует несколько классификаций методов наблюдения:
1) сплошные и дискретные наблюдения;
2) открытые и конспиративные;
3) лонгитюдные и ретроспективные.
2. Методы тестирования. Они трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий испытуемых. Существуют различные виды тестов:
1) тесты для выявления успеваемости учащихся;
2) тесты для определения профессиональной предрасположенности;
3) тесты для выявления уровня интеллекта;
4) тесты для выявления креативности.
3. Опросные методы. Они просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных.
В практике наиболее популярны три вида методов:
1) беседа;
2) интервьюирование;
3) анкетирование.
4. Эксперимент. Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Педагогический эксперимент — это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель.
По масштабу эксперименты бывают:
1) глобальные;
2) локальные.
Глобальные охватывают значительное число испытуемых, а локальные проводятся с минимальным количеством участников.
5. Социологические методы. Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. При попытке сделать педагогические обобщения и выводы, провести исследования необходимо изучение продуктов деятельности учащихся, а также школьной документации. Изучение классных журналов, ведомостей обучения позволяет сделать выводы об уровне успеваемости учащихся.
В процессе изучения и обобщения передового педагогического опыта выделяют следующие виды экспериментов:
1) «мысленный»;
2) «стендовый»;
3) констатирующий;
4) созидательнопреобразующий;
5) контрольный.
«Мысленный» — воспроизведение экспериментальных действий и операций в уме. «Стендовый» аналогичен ролевой игре, в которой участвуют испытуемые в реальной обстановке педагогического процесса. Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования, изучая проблему лишь поверхностно. Он использует такие исследовательские методики как анкетирование, беседы, наблюдение и др. По окончании констатирующего эксперимента делается вывод об актуальности и степени важности данной проблемы.
Выбор методов исследования определяется спецификой избранной темы, целью и задачами. По характеру и сочетанию применяемых в каком-либо конкретном случае методов можно судить о специфике и научном уровне исследования.
Различают теоретические методы педагогического исследования, эмпирические методы, математические и статические методы.
Методы теоретического характера опосредованно и непосредственно выходят на анализ реальных педагогических процессов (их причин, источников развития, системы условий, обеспечивающих их эффективное функционирование). К данной группе относятся теоретический анализ, сравнительно-исторический анализ, индуктивные и дедуктивные, монографический методы.
Могут быть использованы и другие общенаучные методы, потребность в которых заранее нельзя предусмотреть. Выбор методов исследования определяется не формальным стремлением придать «научность» получаемым результатам и не их количеством – «чем больше, тем лучше», – а спецификой темы и задач данной работы, ее логикой и объективной необходимостью. Для правильного выбора нужно знать общие и частные возможности метода, его место в системе исследовательских процедур в соответствии с особенностями изучаемого материала и уровнем изучения педагогической действительности.
Эмпирические методы служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Эмпирические методы включают педагогическое наблюдение, беседы, интервью, анкетирование, педагогический эксперимент, контент-анализ, педагогический консилиум и другие.
В педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основание для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.
С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольных и экспериментальных групп); медиана – показатель середины ряда (например, при наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок); степень рассеивания – дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др.
Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.
В последнее время в педагогике стало более широко использоваться моделирование. Моделирование заключается в создании искусственной ситуации, в которой основную роль играют те же связи и зависимости, что и в реальной задаче. Благодаря упрощению и схематизму эти связи и зависимости допускают более точный анализ и математическое описание. Результаты исследования подобной ситуации и данные, полученные на модельных объектах, переносятся затем по аналогии на реальные условия, где проверяется правильность полученных выводов.
Ссылка на задания