Думаю, стоит начать с того, что я, в принципе, не любитель фильмов на военную тематику.
Однако пройти мимо новой экранизации Ремарка просто преступление против совести.
Почему не теряют актуальности попытки к экранизации - первая Мировая война потрясла человечество.
Изнуряющие позиционные войны, новые, наводящие ужас, вооружения - танки, газовые атаки, огнеметы. Крах старого мира, развал 4х империй...
В текущем обзоре хотелось бы пройтись по трем существующим фильмам:
- 1930 г., режиссера Льюиса Майлстоуна, обладателя 2х абсолютно заслуженных Оскаров;
- 1979 г., работы Дельберта Манна;
- 2022 г., от Эдварда Бергера, новую свежую постановку.
1930 год - феерический успех экранизации. Фильм получает 2 Оскара в номинациях "Лучший фильм" и "Лучший режиссёр".
Сам Ремарк за свою работу номинирован на Нобелевскую премию.
Мир, восстанавливающийся после тягот военного времени, живо помнящий все боль, страх и ужас, воспринял эту картину на ура.
Однако на родине писателя мнения на счёт картины разделились.
Премьера состоялась в Берлине 4 декабря 1930 и прошла достаточно мирно.
Однако уже следующий день очередной показ был сорван нацистами, при активном участии Геббельса.
Интересно, что сам Ремарк был свидетелем этих событий, они настолько потрясли его, что позже он писал-
“Я пригляделся к демонстрантам. Среди них не было людей старше двадцати; следовательно, никто из них не мог быть на войне 1914 — 1918 годов и никто не знал, что через десять лет они попадут на войну и большинство из них погибнет, не достигнув тридцати лет”.
В Рейхстаге шло активное обсуждение. И по итогу роман признают антигерманским. Самого автора обвиняют в дискредитации героев Первой Мировой войны.
Как же он еще мог быть, если основной посыл произведения антивоенный, что так некстати показывать в милитаристской Германии, в это время мечтавшей о реванше.
И вот уже в мае 1933 года гениальное произведение Ремарка летит в костер.
В духе тех лет самого автора называют евреем, что, как известно, ничего хорошего в фашистской Германии не предвещало.
Возвращаясь к фильму...
Во многом экранизация 1930 и 1979 года повторяют друг друга.
Сценарии не так далеко ушли от книги.
Хотя, справедливо заметить, что книга и фильм - это два совершенно разных способа интерпретации одной и той же идеи.
Если в литературе автор волен сколь угодно долго описывать как колосилась пшеница под Верденом, то экранный формат может и вовсе это пропустить.
Соответственно, в фильмах не обошлось без сокращений. Однако, несмотря на это, основной дух и атмосфера не потеряны.
В обоих фильмах очень много самого Ремарка и его философии.
В основе сюжета - жизни мальчиков, которые отправляются на фронт, воодушевленные немецкой пропагандой, с верой в то, что именно они - железная молодежь - смогут коренным образом переломить ход войны и быстро вернутся домой героями.
Все их ожидания разбиваются о суровую реальность - они хотели биться с врагом один на один, в честном бою. Но что же ждало их на фронте - позиционная война, случайные и бессмысленные смерти.
Когда же они сталкиваются со смертью лицом к лицу в воронке, это повергает в шок.
Сцена, где Пауль оказывается на линии фронта с умирающим французом - одна из самых сильных в фильме.
Юнцы попадают на фронт, но остаются там людьми. Между ними на протяжении всей картины поддерживается атмосфера крепкого товарищества.
Кого-то подстреливают на передовой - другой бежит вытаскивать его тело из под пуль.
Кеммерих попадает в госпиталь и вся его братия при первой возможности идет навещать его.
Однако спустя некоторое очень непродолжительное время от юношеского безрассудства не остается и следа.
Их ряды редеют, но при этом смерть уже не воспринимается как катастрофа. Она ходит с ними об руку четвертый год…
При прекрасно подобранном касте душевнее эту сторону их истории все же показал Дельберт Манн. Его Пауль Боймер и друзья выглядят максимально живыми и простыми ребятами, в отличии от каста Майлстоуна, где в их характерах было куда больше напускного пафоса.
На мой взгляд, в целом, в картине Манна война играет, скорее, фоновую роль. Батальные сцены и ужасы войны, безусловно, есть, но основной акцент сделан именно на бытовую сторону окопной жизни, взаимоотношения героев.
Куда более масштабными военными кадрами богата постановка 1930 года. Хоть и кажется сейчас, что снята она буквально на коленках, однако батальная часть прорисована так четко, что порой кажется, что на экранах чуть ли не реставрация окопного боя.
Потерянный Ремарк...
Увы, экранизация 2022 года это уже совсем не тот Ремарк, которого мы читали в школе и смотрели с экранов телевизоров.
Здесь главный герой даже не Пауль, а война и ее влияние на него. В какой-то степени его метаморфозы схожи с тем, что происходило с главным героем фильма Э. Климова “Иди и смотри”. Пауль буквально угасает с каждой минутой экранного времени. И под конец мы видим фактически живого мертвеца, идущего в бессмысленную атаку за 15 минут до конца войны.
От первых двух фильмов и книги там мало чего осталось. Друзья проходят где-то рядом безликой тенью. Один только Кат остается в обороте.
В глазах героя много драматизма, но та самая идея потерянности, которую транслировали Ремарк, Манн и Майлстоун, просто растворяется в потоке батальных сцен, которых в фильме подавляющее большинство.
Можно похвалить работу Бергера за визуальные эффекты, но Ремарка в ней нет.
А можно вместе с тем и поругать его за очевидные киноляпы. В период, когда Пауль по версии Бергера отправляется на фронт (1917 год), у немцев уже были танки и они знали как с ними бороться. В глазах же героев неподдельная паника и хтонический ужас от увиденного будто в первый раз танка. Абсолютно нелогичное поведение и сценарный ляп. Можно, конечно, списать на то, что в изрытой окопами Европе не так часто встречались танки на поле боя, потому как ему там просто неудобно было проехать, но все же.
Куда более точно передают атмосферу, созданную Ремарком, кадры из первых двух фильмов, когда Пауль приезжает в отпуск домой и не дождавшись его конца буквально убегает обратно на фронт.
В голове у него только одна мысль - нам таким тут уже не место, и дом родной уже не дом…
Бергер и вовсе не отправляет Пауля на Отчизну. Его герой на протяжении всего фильма просто превращается в дикого зверя и теряет человеческий облик.
Убрав из картины практически всего Ремарка, Бергер вводит несколько второстепенных фигур и экспозиций - генерала, мечтающего о славе великого полководца, и французскую и немецкую делегацию, договаривающихся о мире в Компьенском лесу.
Сложно сказать, для чего все это было введено. Возможно, чтобы отвести фокус от главного героя и постараться показать Первую мировую в том числе и с политического ракурса. На мой взгляд, сделано это было плохо и, в целом, ни к чему.
В этой картине безликие все - и главный герой, и его друзья, и уж тем более остальная масса немцев и французов.
Учитывая этот факт и красочность изображения сцен боя, я бы сказала, Бергер снимал не Ремарка, а просто фильм про Первую мировую по очень отдаленным мотивам.
Если оценивать все 3 экранизации по 10-бальной шкале, мой рейтинг выглядит так:
- фильм 1930 года - 6 баллов;
- фильм 1979 года - 8 баллов;
- фильм 2022 года - 4 балла.
Почему именно так? Потому что Ремарк писал именно про людей и их чувства.