Найти тему
Мама в спорте

Чем окончилась история "Куколки" по версии Михаила Андросова – автора повести "Вольные упражнения"

Многим известен советский художественный фильм 1988 года – "Куколка". Его героиня Татьяна занималась спортивной гимнастикой, но вследствие травмы ей пришлось покинуть сборную страны, а приспособиться к жизни вне спорта оказалось непросто (я уже писала об этом фильме, в конце этой статьи оставлю ссылку). Фильм заканчивается тем, что Таня от обиды, досады и несбывшихся ожиданий, пытаясь выплеснуть стресс в тренировке, снова травмируется, на этот раз основательно – её парализует.

Героиня фильма "Куколка" Таня Серебрякова в исполнении Светланы Засыпкиной, в прошлом гимнастки, ушедшей из спорта примерно по тем же причинам, что и её героиня.
Героиня фильма "Куколка" Таня Серебрякова в исполнении Светланы Засыпкиной, в прошлом гимнастки, ушедшей из спорта примерно по тем же причинам, что и её героиня.

У этого фильма есть продолжение – повесть "Вольные упражнения". Повесть написал Михаил Андросов, с согласия и заручившись поддержкой автора сценария фильма "Куколка" И. В. Агеева. Также во вступительном слове к своей книге Михаил Андросов говорит, что в создании повести ему помогал директор СДЮШОР по спортивной гимнастике Л. Латыниной, мастер спорта СССР, тренер высшей категории О. Г. Коркач, тренер по спортивной гимнастике А. Е. Минченков, заведующий отделением травматологии и ортопедии больницы скорой медицинской помощи В. Н. Махоткин, учитель высшей категории М. А. Андросова. То есть человек писал, основываясь не только на своей фантазии, но и опираясь на данные специалистов в затрагиваемых областях. Мне нравится такой подход, значит явных ляпов и фантастических моментов в повести не будет.

Обложка книги. Я её читала в электронном виде.
Обложка книги. Я её читала в электронном виде.

Автор повести заранее предупреждает, что строил повествование таким образом, чтобы человеку, не смотревшему фильм "Куколка", было бы легко вникнуть в суть сюжета и у него не возникло бы ощущение, что он читает продолжение произведения, не представляя, что было в его начале.

На мой взгляд, автор перестарался. Возможно, если бы я не смотрела "Куколку", мне было бы интереснее читать повесть "Вольные упражнения", но посмотрев, возникает чувство, что читаешь очень старательный пересказ фильма, поданный частями, как воспоминания героини. Очень уж автор постарался для не смотревших фильм, а мне кажется, что основная масса читателей – это как раз те, кто посмотрел фильм и хочет узнать вариант развязки. Так обычно и рождаются фанфики – зритель остаётся не удовлетворён окончанием и пишет своё или хочет продолжения полюбившейся истории, а автор не торопится или вообще уже не имеет возможности писать дальше.

Как правило, получается так себе, но в данном случае считаю, что вышло неплохое произведение для подростков, где всё доступно описано и по полочкам разложено, хотя есть пару моментов, которые я не поняла для чего автор ввёл в сюжет. Например, зачем было придумывать, что физрук, который помог Тане организовать тренировки, вдруг "нажрался" с приятелями в спортзале и попытался то ли напоить Таню, то ли изнасиловать коллективно? Или зачем было вводить в повествование персонажа, который сообщает Тане, что её бывший тренер может быть замышляет уехать заграницу?

Есть у меня и претензии к поступкам самой Тани. Возможно кому-то покажется, что и в фильме она поступает странно и неразумно, но, на мой взгляд, там всё логично, а вот в книге подаётся, что Таня во многом изменила своё мировоззрение, раскаялась в некоторых поступках, но вдруг снова идёт на совершенно необоснованный и нелогичный конфликт с классной руководительницей, уйдя по своим делам с общеклассной экскурсии по Москве. Я поняла бы, если б попасть в Москву было сложно, и она воспользовалась случаем, чтобы съездить в свою бывшую спортшколу, чтобы поговорить с тренером. Но нет, автор нам сообщает, что из города где живёт Таня, до Москвы можно быстро доехать на электричке. И мама Тане ничего не запрещала. Так зачем же было городить огород?

И последняя придирка, после которой перейду к своему рассказу. Михаил Андросов заявляет, что его повесть "Вольные упражнения" перекликается с "Повестью о настоящем человеке" Бориса Полевого. Вот же самомнение у человека! Взял бы и написал, что ему хотелось бы, чтобы его повесть перекликалась... и показывала бы силу духа человека. Я уважаю спортсменов и считаю, что они действительно сражаются за честь страны, но всё же некорректно сравнивать поведение сумасбродной девчонки, пусть в прошлом и чемпионки мира, с бойцом, который реально отдавал жизнь за мир на земле, который выживал вопреки врагу и морозу, а не вопреки собственной глупости. Но простим это автору, думаю, он искренне хотел, как лучше.

Итак, какой же мы видим Таню в книге? Она лежит в больнице, ноги её не слушаются, она много думает и вспоминает минувшие события. Она не сломлена и твёрдо решила не только научиться ходить, но и хорошо учиться и поступить в вуз.

Её навещать приходит лишь один одноклассник – друг и приятель двоечник Халиков, поспособствовавший в некоторой степени травмированию Тани, ведь это именно он нехотя, под напором тумаков от одноклассника, разоблачил Танин неблаговидный поступок, когда она хотела насолить учительнице и подставить парня, в которого была влюблена (он не ответил взаимностью). Но Халикову жаль Таню, позже ему даже покажется, что он влюбился в неё.

Таня тоже сочувствует Халикову и помогает наладить учёбу: и уроки с ним разбирает, и перед учительницей за него заступается. Таня не тупой спортсмен, как многим почему-то кажется, она несмотря на огромные пропуски и предвзятое к ней отношение некоторых учителей, умудряется учиться без троек, она понимает насколько это важно. Наглядным примером, как не надо поступать, для неё является Халиков, который вроде и толковый парень, но лодырь, валяющийся по утрам в постели до последнего, пока родители не выпрут оттуда, ни о какой физической подготовке и речи не идёт. Такой бесполезный, как Таня считала, образ жизни она не воспринимала и умудрилась склонить к тренировкам на тренажёрах в школьном спортзале трёх парней-одноклассников, включая Халикова. Молодец девчонка. Сама она через пару месяцев встала с инвалидной коляски и, превозмогая немощь и боль, заставляла себя ходить и отказалась от домашнего обучения, выбрав школу и насмешки одноклассников, которые сумела преодолеть.

Стресс Таня по-прежнему гасила дополнительными физическими упражнениями, когда было больно, не раскисала, не жалела себя, а упорно выполняла всё, что надо для восстановления, но старалась не рисковать понапрасну.

Возвращение в школу не было лёгким, часть одноклассников весьма негативно её встретили, но "Таня вовсе не собиралась замыкаться в себе. На всяких собраниях и классных часах она присутствовала и почти всегда старалась высказать свою позицию по тому или иному вопросу. Не всегда уместными и удачными получались её выступления, но всё же это лучше, чем сидеть молча, делая вид, что жизнь класса тебя совершенно не касается. Всё-таки это был её коллектив. Удачный или неудачный – это уже вопрос второй. Коллектив был, и зарекомендовать себя в нём требовалось если уж не на лидирующей позиции, к чему стремилась Таня изначально, то уж точно не в хвосте болтаться. А для этого приходилось проявлять определённую активность. Чтобы про твоё существование не забывали".

Постепенно Таня влилась в коллектив и даже стала полезна одноклассникам, они увидели, что с учителем можно спорить, что учитель тоже, как и любой другой человек, может быть неправ. Сейчас это уже не кажется достижением, и даже наоборот – говорят, что ученики слишком распоясались, но тогда учитель был непререкаемым авторитетом. И это было бы правильно, если бы никто не злоупотреблял полномочиями. Таня и с бывшей учительницей помирилась и смогла поддержать её в трудное время. Между прочим, учительница считалась хорошей, и класс её как будто любил, но когда она ушла из школы, то была почти полностью забыта, а Таня напомнила одноклассникам, что негоже забывать ту, что так много в них вкладывала.

Хотя, на мой взгляд, Михаил Андросов описал типичную малоприятную училку, которая морализаторствует и всех раздражает. А кто помнит типичную учительскую манеру поднимать пальцем голову ученика за подбородок, чтобы в глаза смотреть? Я вот помню, довелось пережить такие неприятные минуты. А вот, как в книге описан один из таких моментов: "Елена Михайловна нежно приподняла рукою Танин подбородок и посмотрела в её глаза. Тот самый целеустремлённый, решительный, независимый и немножко дикий взгляд." Не хотелось бы мне, чтобы кто-то нежно приподнимал мою голову за подбородок.

Книжная Таня умеет быть благодарной, интересно описана её встреча со старичком-спортсменом бывшим военным врачом.

Таня восстановилась после болезни, смирилась с тем, что не вернëтся в большой спорт (хотя горечь осталась), окончила школу без троек и помогла Халикову окончить школу без двоек, собирается заняться усиленной подготовкой к вступительным экзаменам в вуз. А на выпускном концерте в школе она исполнила вольные упражнения, которые подготовила в тайне ото всех (кроме самых близких друзей, которые ей помогали). Конечно то были не те вольные, которые демонстрируют гимнастки на мировых первенствах, но это была самая главная Танина победа. Победа над собой. 

Прочитать повесть Михаила Андросова "Вольные упражнения" можно ЗДЕСЬ.

P. S. А ещё я люблю проверять в книгах, которые читаю, информацию. Например, в "Вольных упражнениях" сказано, что Таня Серебрякова была победительницей в вольных упражнениях на Чемпионате мира 1985 года. Посмотрела, там в реальности победила советская гимнастка Оксана Омельянчик. Но в других указанных соревнованиях победы и поражения книжной Тани не совпадают со спортивным путëм Оксаны.

Также я послушала ту композицию, под которую Таня исполнила свои вольные в школе, это песня на английском языке Secret Dreams группы Bon Jovi из альбома 7800º Fahrenheit, записанная в 1985 году.